Предметные результаты:
- формировать умение объяснять особенности способов распространения семян, их роль в жизнедеятельности растения;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: опыление, селекция;
- формировать умение проводить наблюдения и объяснять их результаты.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.; работа со схемой)
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные УД
- Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. - На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями .
- О каких процессах идёт речь? (Мы узнали, как растения дышат и питаются.)
2. - Закончите предложения. Слайд 2.
а). Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются... (сахар и крахмал.)
б). Растение дышит и ... (питается)
в). Вода в листья поступает из ...(корня).
г). Для дыхания живых существ растения выделяют... (кислород).
3. Демонстрация слайдов презентации:
Слайд 3.
а). Недавно был обнаружен новый, ранее неизвестный, вид орхидеи в Новой Гвиане, которая цветет только ночью. Селекционерам получить семена не удалось, и сбор растений в местах произрастания был запрещен. Что же делать?
Слайд 4.
б). В 1979 году молодой немецкий селекционер Герт Ян Хагеман решил создать черный тюльпан. После 7 лет работы 29 марта 1986 года он представил свой Черный тюльпан, который вызвал сенсацию не только в Голландии, но и во всем мире.
Представляя свой Черный тюльпан (у него на тот момент не было имени) Герт Ян Хагеман сказал: “Вывод новых сортов тюльпана на рынок - длительный процесс. За год одна луковица превращается в три. Еще через год 3 луковицы превратятся в 10. Если мне повезет, Черный тюльпан можно будет купить в магазинах лет через шесть. Мы будем стараться... ”
Прошло уже больше 6 лет, но пока в магазинах Черный тюльпан Хагемана не появился. А значит, история создания черного тюльпана продолжается...
А как сделать так, чтобы тюльпаны радовали нас каждый год?
Слайд 5.
в). Иван Владимирович Мичурин (1855-1935), русский биолог и селекционер, садовод-генетик, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники. Мичурин внес большой вклад в развитие генетики ягодных культур, проводил опыты.
В 1888 г. Иван Владимирович Мичурин нашел ветвь с очень крупными плодами на дереве Антоновки могилевской белой. Этот побег дал начало сорту Антоновка полуторафунтовая (600 г), которая отличается от исходного сорта размерами плодов, измененным вкусом и букетом.
Слайд 6.
г). В начале 20 века в США получено более 300 новых сортов от старых известных сортов яблонь. Например, в кроне яблони сорта Голден Делишес селекционеры обнаружили побеги, давшие начало сортам Ред Делишес и Старкримсон. .
- Как же появились эти сорта?
- Проанализируйте всё, о чём мы сейчас рассуждали, и скажите, какой будет тема нашего урока?
Слайд 7.
(На сегодняшнем уроке мы будем говорить о размножении растений.)
III. Работа по теме урока.
1). - Сейчас вспомним то, что мы уже знаем о жизни растений. Для этого разгадайте кроссворд, выполняя это задание в группе.
Слайд 8.
По горизонтали:
2. Красивая часть растения, находящаяся на стебле. (цветок)
5. Процесс переноса пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика. (опыление)
6. Чем размножаются водоросли, мхи и папоротники? (споры)
7. Часть пестика. (рыльце)
По вертикали:
1. Наземная часть растений, от которой растут листья , цветы. (стебель)
3. Что образуется на месте цветка у растений? (плод)
4. Чем кормятся многие насекомые? (Нектар)
6. Как размножаются хвойные и многие цветковые растения? (Семена)
8. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа, капусты? (лист)
Слайд 9. Проверьте правильность выполнения задания.
Слайд 10.
2). - Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?
Слайд 11.
- Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов.
Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось?
На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной! Почему это произошло?
(Насекомые не просто кормятся на цветах, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Насекомые опыляют растения.)
Слайд 12.
3). Работа по учебнику (стр. 78 с 3-го абзаца читаем вслух. )
Слайды 13-15.
- Как насекомые помогают растениям размножаться?
- Как называют таких насекомых? (В цветах кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляя этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если этого не произойдет, плодов и семян у растений не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители. Они помогают растениям размножаться.)
Слайд 16.
IV. Физкульминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1. 2. 3. 4. 5 – закружились все опять
Это – левая рука.
Это – правая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река.
Обернулись мы,
И вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
Слайд 17.
4). Выполнение заданий в рабочей тетради, работая в парах.
Слайд 18.
- Вспомните правила работы в паре.
- Внимательно прочитайте задание.
- Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
- Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
- Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
а). стр. 34 №1
(После выполнения задания проводится проверка.)
б). стр. 35 № 2
(После выполнения задания проводится проверка.)
Слайд 19.
5). Практическая работа “Плоды путешествуют”.
(Во время практической работы учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на стр. 35 № 3)
- Как же распространяются семена?
Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.
Слайд 20.
Корзиночки с семенами репейника путешествуют на чужих ногах, цепляясь своими колючками за одежду людей и шерсть животных.
Слайд 21.
У одуванчика семена-парашютики уносятся ветром. Берёзе, клёну и сосне тоже помогает ветер переносить их летучие семена.
Слайд 22.
Некоторые семена разносят птицы, склёвывая ягоды.
Слайд 23.
А есть растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие – в кого угодит, тот их с собой и унесёт. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.
(Дети рассматривают в учебники иллюстрации (стр. 79) плодов с семенами и зарисовывают их в тетради, объясняя способ их распространения.)
V. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 36 № 6).
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.
- Каждая пчёлка принесла буквы. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, какую работу выполняют пчёлки. (Опыление.)
- Как можно назвать этих пчёлок? (Насекомые-опылители.)
- Какое значение для растения имеет процесс опыления?
Слайд 24.
VI. Рефлексия.
- Итак, какие же способы распространения семян существуют?
(Существует несколько основных способов, с помощью которых распространяются семена. Их могут разносить ветер, вода, животные человек). А есть растения, которые ни на кого не полагаются и сами рассеивают свои семена, “выстреливая” их во все стороны.
Слайд 25.
VII. Подведение итогов урока.
- Как размножается большинство растений?
- Расскажите о процессе оплодотворения.
- Как распространяются семена?
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где их можно использовать?
- Оцените свою работу.
Слайд 26.
VIII. Домашнее задание.
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 78 – 81, ответить на вопросы раздела “Проверь себя” на стр. 81.
- Подготовить сообщения (на выбор) на темы “Клён”, “Кислица”, “Сосна”, “Репейник”, “Рябина”.