Некоторые аспекты применения интерактивных технологий в образовательном процессе

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Я стала задумываться о “методах обучения – процессах взаимодействия, в результате которых происходит передача и усвоение знаний, умений, навыков”[1], которые способствовали бы оптимизации данного процесса в условиях организации образовательного процесса с неуглубленным изучением предмета, строго по федеральному компоненту.

Имею возможность, сравнить условия работы в гимназии (среди отобранных детей - 25 лет работы) и в средней школе с углубленным изучением математики:

Факторы, влияющие на результаты образовательного процесса Гимназия Школа
Количество полных семей 80% 25%-30%
Участие родителей в образовательном процессе 70% 20%
Мотивация учащихся на учение 100% 30%
Эффективность использования методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала). 70% 70%
репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности). 80% 30%
индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала) 75% 40%
Целесообразность методов контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. 90% 50%
Эффективность методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. 90% 50%

Таким образом, в условиях средней школы - основой является мотивация самих учащихся, в гимназии – мотивацию формируют учащиеся и родители.

По моему мнению, самым эффективным методом для мотивации учащихся в условиях средней школы является метод интерактивного обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов” [1].

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором “все обучают каждого и каждый обучает всех” [2]. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Изучая условия наиболее эффективного применения интерактивных технологий в условиях образовательного процесса в школе, я выделяю следующие противоречия:

  • между кажущейся для учеников неглавной ролью учителя и определяющей ролью учителя - направлением на достижение целей;
  • между главной ролью общения при взаимодействии учащихся и недостаточным знанием со стороны учащихся правил общения, правил обсуждения, основ деловых партнерских отношений;
  • между желанием учителя считать, что в основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество и незнанием основ общения [3];
  • необходимостью в ходе диалогового обучения учащихся учиться критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми и недостаточно развитыми коммуникативными навыками учащихся;
  • между особенностью получаемой информации не в виде уже готовой системы от педагога и неготовностью учащихся получать ее в процессе собственной активности;
  • между большими объемами материала и ограниченностью по времени на усвоение темы;
  • между требованием больших затрат по времени для учителя при подготовке и нехваткой этого времени;
  • между желанием усвоить тему и сопротивлением учащихся новым подходам и методам.

Таким образом, педагогическая технология – это:

  • упорядоченная совокупность действий, операций, процедур;
  • инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Интерактивное обучение – это:

  • обучение, погруженное в общение (при этом “погруженное” не означает “замещенное” общением);
  • обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (“полупроводниковых”) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

“Задачи интерактивного обучения:

  • конкретно-познавательная, которая связана с необходимостью понять, осознать и разрешить непосредственную учебную, проблемную, творческую ситуацию, а также осознать логику и последовательность своих действий;
  • коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются навыки работы с современным технологическим оснащением, самореализации и самоактуализации, а также интерактивного общения в процессе совместного познания;
  • социально-ориентационная, воспитывающая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида, поскольку “развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающими развитым чувством ответственности” [4].

Контрольными точками ТИО являются:

Педагогические:

  1. трансформация учебного пространства, располагающего к диа- и полилогу;
  2. объединение учащихся в группы;
  3. поиск общего решения в группе – интерактивное общение;
  4. презентация групповых решений – интерактивное общение;

Подведение итогов и оценка учебно-познавательной работы.

Психологические:

  • развитие критического подхода, креативности участников образовательного процесса;
  • развитие групповых и личностных навыков рефлексии;

Социальные:

  • создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий;
  • выработка и принятие правил учебного сотрудничества;
  • принятие полиролевой основы общения и взаимодействия в совместной деятельности.

На первом этапе ТИО происходит трансформация учебного пространства, располагающего к диа- и полилогу; определение проблемной формулировки темы занятия, групповой работы; создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий.

При этом учителю отводится главная роль, он должен: уметь находить проблемную формулировку темы урока, занятия; уметь ставить перед учащимися вопросы, которые способствуют поиску путей совместного взаимодействия.

На втором этапе ТИО учащиеся объединяются в группы; мотивированы на готовность к взаимодействию друг с другом; вырабатываются и принимаются правила учебного сотрудничества.

Группы могут формироваться либо по желанию, либо формируются учителем в зависимости от целей урока.

“Правила обсуждения:

  • в совместной работе нет “актеров” и “зрителей”, все – участники;
  • каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
  • следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
  • если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы “на понимание” (например, “Правильно ли я понял?..”); только после этого делаются выводы;
  • критикуются идеи, а не личности;
  • цель совместной деятельности заключается не в “победе” какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.” [5].

На третьем этапе ТИО ищется общее решение в группе; принимается полиролевая основа общения и взаимодействия в совместной деятельности. При этом опора - на поддерживающие и стимулирующие приемы общения и взаимодействия.

Установка на “совместимость” в ТИО:

  • готовность настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);
  • соблюдение правила “Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать”;
  • использование поддерживающих приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы;
  • принятие идеи, что другой также стремится найти наиболее оптимальное для данной задачи решение.

На четвертом этапе ТИО представляется презентация групповых решений – интерактивное общение. Здесь играют роль развитие критического подхода, креативности участников образовательного процесса и установка на толерантность в отношении мнений других субъектов.

“Презентация групповых решений:

  • каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее (совместно-индивидуальная);
  • продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы (совместно-последовательная);
  • из решений групп выбираются определенные аспекты, на основании которых вырабатывается общий для всего коллектива итог” [5].

На пятом этапе ТИО подводятся итоги и оценивается учебно-познавательная работа.

Варианты оценивания результата работы:

  • определение среднего балла на основании индивидуальных баллов (оценок) всех членов группы;
  • общая оценка для всех участников на основании одной, произвольно выбранной работы;
  • суммирование индивидуальных баллов каждого члена группы и сравнение с общим результатом, полученным другими группами;
  • изъятие наиболее высокой и наиболее низкой оценки за работу и определение среднего балла на основании оставшихся оценок;
  • итоговая оценка может состоять из суммы среднегруппового балла и особого балла за качество сотрудничества (который может как повысить, так и понизить итоговый балл).

Используются приемы рефлексии:

достижения намеченной цели уже известными ранее методами, что приводит к необходимости переосмыслению своей позиции в учебно-познавательном пространстве;

  • “фиксация” включает в себя восстановление последовательности выполненных действий в процессе познания, фиксацию эмоционального состояния; на этом этапе устно или письменно описывается все, в том числе и то, что на первый взгляд ученику не кажется важным;
  • “отстранение” подразумевает попытку осознания последовательности действий с точки зрения их эффективности, продуктивности, а также определением причин тех или иных эмоциональных состояний и переживаний;
  • “объективизация” подразумевает анализ своих действий в процессе познания и конструирование образа собственного будущего процесса познания, гипотез по отношению к будущей деятельности;
  • “оборачивание” возвращает к начальной ситуации, но уже с рефлексивно прожитой позиции.

Условия успешности ТИО:

  • положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому;
  • непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом;
  • индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несет ответственность за помощь другим; более способные ученики не должны выполнять чужой работы;
  • развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимые для успешной работы, например, навыки расспрашивания, распределения, планирования заданий;
  • оценка работы – во время групповых заданий необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает

Вывод:

Технология интерактивного обучения (ТИО) – это система организации взаимодействий субъектов образовательной ситуации, направленная на обеспечение их само- и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных задач.

Урок химии “Стекло”

Для примера взят обычный урок химии в 9-м классе “Стекло”.

В связи с ограниченностью времени на изучение темы и большим объемом теоретических знаний, а также современной практической значимостью знаний по данной теме выбран интерактивный метод – работа по группам: создание совместной презентации.

Цель: создание условий для усвоения теоретических предпосылок и практической значимости темы в современных условиях.

Задачи:

  • осознать логику и последовательность своих действий при оптимальном выделении главного в тексте (при работе с источниками информации);
  • совершенствовать навыки работы с современными информационно-коммуникационными средствами, в т.ч. ресурсами Интернет;
  • развивать навыки интерактивного общения в процессе совместного познания;
  • учиться принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Деление на группы – по желанию учащихся.

1 этап

Каждой группе выдается конкретное задание:

Задача: используя средства Интернет-ресурсов (либо выданные распечатки по теме), изучить представленный материал по теме, сконструировать не более 3-х слайдов для общей презентации, используя иллюстративные материалы. Помнить о правилах создания презентации (памятки выдаются для группы).

Задания:

  • 1 группа: изучить историю стекла.
  • 2 группа: изучить состав стекла.
  • 3 группа: изучить химические процессы получения стекла.
  • 4 группа: изучить виды стекла.

2 этап

Выработка и принятие правил учебного сотрудничества.

3 этап

Поиск общего решения в группе – интерактивное общение. Принятие полиролевой основы общения и взаимодействия в совместной деятельности.

4 этап

Презентация групповых решений – интерактивное общение.

5 этап

Подведение итогов и оценка учебно-познавательной работы - просмотр совместной презентации. Оценка процесса и результата совместной деятельности.

Рефлексия подразумевает анализ своих действий в процессе познания и конструирование образа собственного будущего процесса познания, гипотез по отношению к будущей деятельности - “объективизация”.

Ответы на вопросы:

Как тебе работалось в группе? Легко ли представлять результаты работы? В чем должна быть помощь учителя? Что бы ты поменял в следующий раз при работе в группе?

Результат совместной деятельности учащихся и учителя представлен в презентации “Стекло”.

Список использованной литературы.

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
  3. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Больш. рос. энцикл., 2002. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  4. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008.
  5. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии/ Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. ун-т – М.:Academia, 2007. – 256с /Монографические исследования: педагогика/.
  6. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск: Современное слово, 2006.
  7. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003.
  8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993 .
  9. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. М.: МИРОС, 2001.
  10. Никишина И.В. инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: “Учитель”, 2007. – 91с.