Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
- организовать познавательную деятельность по восприятию и первичному усвоению материала о кислотах;
- дать информацию о протекании химических процессов, свойствах веществ.
Развивающие:
- совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы,
- развивать материалистическое мировоззрение учащихся, логическое мышление, практические навыки и умения при работе с лабораторным оборудованием.
Воспитательные:
- формировать интерес к учению, стремление добиваться успеха в учебе;
- воспитывать взаимное уважение друг к другу и бережное отношение к своему здоровью.
Образовательные задачи:
- закрепление знаний об основных классах химических соединений;
- формирование знаний учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса;
Развивающие задачи:
- развитие осмысленного запоминания определений и химических терминов;
- формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах;
- совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием;
- усвоение правил работы в химическом кабинете.
Воспитательные задачи:
- создание положительной психологической атмосферы;
- воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке;
- формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности.
Оборудование:
- Таблицы “Кислоты”, “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, “Таблица растворимости кислот в воде”. Пробирки, ручной держатель, демонстрационный штатив для пробирок, термометр, химические стаканчики.
Реактивы:
- Набор неорганических кислот: серная, соляная, азотная, фосфорная;
- Набор органических кислот: аскорбиновая, уксусная, лимонная;
- Набор индикаторов: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый;
Аппаратура:
- Мультимедиапроектор.
Программное обеспечение:
- Microsoft Office (Microsoft Word, PowerPoint)
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение главы: “Классификация сложных неорганических веществ”. Вы, наверное, догадались, что у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие в страну кислот
II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Сообщение темы и целей урока.
Слайд №2
Тема урока “ Путешествие в страну кислот”.
Цель нашего урока – знакомство с кислотами. А что предполагает знакомство? После изучения данной темы вы должны:
- знать что такое кислоты, их состав и строение, классификацию и названия, - познакомиться с нахождением в природе,
- изучить физические свойства кислот,
- знать правила техники безопасности при работе с кислотами,
- распознавать их среди других веществ.
Для чего это нам необходимо знать?
Чтобы правильно применять эти вещества в жизни.
Мне хочется обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока “Знать – значит победить”. А.Несмеянов
Как вы считаете, что этим хотел сказать академик Несмеянов?
Учитель: Да, действительно, чтобы победить все трудности в жизни нужно много знать. Поэтому мы с вами не будем останавливаться на достигнутом. Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с еще одним классом неорганических соединений. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить ваш багаж знаний и узнать все ли готовы к путешествию?
Слайд №3.
Фронтальный опрос.
1. Для этого давайте вспомним на какие группы делятся вещества?
Простые и сложные вещества
2. Как классифицируются простые вещества?
Простые вещества делятся на металлы и неметаллы.
3. Как классифицируются сложные вещества?
Сложные вещества делятся на классы: оксиды, основания, кислоты и соли.
4. Какие классы неорганических соединений вам уже известны?
Оксиды и основания.
5. Какие химические соединения называются оксидами?
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления – 2.
6. Какие химические соединения называются основаниями?
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.
Слайд №4
Игра “Что лишнее?”
Перед вами ряд веществ, исключите одно лишнее. Назовите ряды.
Слайд №5
Учитель: Сейчас вашему вниманию предлагается ряд формул: CuO; HCl; NaOH; CO2; Ca(OH)2; HNO3; K2O; Al(OH)3; H2SO4; H3PO4; Fe(OH)2; SO3
Ваша задача расположить только известные вам вещества по классам. Заполнение таблицы у доски двумя учениками, а остальные работают в тетрадях.
Оксиды | Основания |
Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога. Обратите внимание!
– Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? (Учитель создает проблему)
Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.
Совершенно верно. Молодцы! Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом кислот.
На доске выписать в столбик формулы оставшихся веществ - кислот. HCl; HNO3; H2SO4; H3PO4.
Посмотрите на них внимательно и скажите, что общего в их составе?
Ответ учащихся. У них есть атомы Н.
Итак, теперь мы готовы отправиться в эту удивительную страну – страну КИСЛОТ.
III. Изучение нового материала.
Итак, ребята, вы хорошо подготовились, ответили на все вопросы, можно отправляться в путь. Маршрут записан на доске.
Наше путешествие начинается со станции “Определительная”
Слайд №6
Обратите внимание, что все кислоты обязательно содержат водород, который в формуле записывают на первом месте. Всю остальную часть формулы называют кислотным остатком.
Запишем в тетради определение кислот:
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Кислотные остатки бывают простые и сложные, а их валентность зависит от числа атомов водорода.
Следующая станция “Информационная”.
Где встречаются кислоты в природе?
Практически с кислотами приходится сталкиваться ежедневно.
1. Кислоты в природе. Слайд №7
- Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты.
- После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации.
2. Кислоты в животном мире. Слайд №8
– В муравьях и крапиве встречается муравьиная кислота, которая используется в медицине для лечения ревматизма.
– Голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты.
– Тропический паук педипальпида стреляет во врагов струйкой жидкости, содержащий 84% уксусной кислоты.
3. Кислоты в растительном мире. Слайд №9,10.
– Лишайники выделяют кислоты, которые разрушают горные породы;
– Мухоморы в качестве ядовитых токсинов “используют” иботеновую кислоту
– Очень популярен в народе щавель, который содержит щавелевую кислоту;
– Томаты содержат яблочную, лимонную, щавелевую кислоты;
4. Кислоты в организме человека. Слайд №11,12
– Из аминокислот в организме человека синтезируются белки
– Молочная кислота образуется в мышцах при физической работе;
– Соляная кислота находящаяся в желудке помогает переваривать пищу
Ребята, настала пора познакомиться со свойствами кислот станция “Дегустационная”
Но прежде чем изучать химические свойства кислот, нам необходимо несколько слов сказать о физических свойствах. Например очень важные кислоты соляная и серная, их получают на химических заводах.
Демонстрация кислот учителем.
- Соляная (хлороводородная) – это жидкость, без цвета и запаха, концентрированная дымит на воздухе; содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только мы начнем пережевывать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, так как сок начнет переваривать стенки самого желудка.
- Немного о серной кислоте: (показываю ее) – это жидкость, без цвета и запаха, хорошо поглощает окружающие пары воды и другие газы. Концентрированная серная кислота требует особого обращения с ней.
Слайд № 13
Физические свойства кислот: жидкости, без цвета, без запаха, кислые на вкус.
На вашем столе представлены некоторые кислоты, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе.
- Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.
- Запах – большинство кислот не обладают запахом, однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный.
- Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса.
Подберите однокоренные слова к слову кислота.
Кислота – кисло, кислая, кисленький...
Чтобы убедится, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведем и профилактику гриппа.
А что ещё бывает кислым?
Откуда возникло такое выражение “кислый вид? Как оно связано с нашим организмом?
Настроение, выражение лица, оно соответствует плохому настроению.
Рассказать о закислении организма молочной кислотой, о том, что при усталости молочная кислота накапливается в мышцах, не успевая разлагаться.
Пора и нам вспомнить о своём здоровье. Итак, мы попали на станцию “Оздоровительная”
Физкультминутка.
Мы с вами попробовали на вкус аскорбиновую кислоту, она является источником витамина С. Но кислоты, которые находятся в химической лаборатории пробовать на вкус ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием.
В быту и на производстве человек часто сталкивается с кислотами, поэтому важно уметь правильно и безопасно обращаться с ними.
Наш поезд отправляется дальше, и следующая остановка будет “Правила техники безопасности”.
Слайд №14
Учащиеся знакомятся с “Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами”
Слайд № 15
Демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H2S04, наблюдается сильное разогревание пробирки. Учитель фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки. Правило разбавление кислот: сначала вода, затем кислота, иначе случиться большая беда.
Как же можно распознать кислоты, не пробуя на вкус?
Правильно, с помощью индикаторов:лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого.
Следующая остановка - “Индикаторная”.
Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Р.Бойль тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.
Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей - синим. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало “указатели”. Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.
(Слайд №16).
Лабораторная работа “Изменение окраски индикаторов в кислых средах”.
Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета.
Обсуждение результатов лабораторного опыта и формулирование выводов:
Какие вы знаете индикаторы? Лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? Лакмус и метилоранж.
Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? Да.
Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах? Лакмус стал красным, а метилоранж – розовым.
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
Независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
С чем же это связано? Ребята, а что общего вы нашли в строении данных кислот? Все кислоты содержат атомы водорода.
В природе и в быту человек встречается с большим количеством кислот, по этому возникает необходимость их классифицировать по отдельным признакам. И мы попадаем с вами на следующую станцию “Классификационную”
Классификация кислот:
А) по нахождению в природе:
- органические и неорганические (Слайд №17 ).
Б) по наличию кислорода в кислотном остатке :
- бескислородные и кислородсодержащие(Слайд №18).
В) по основности кислотного остатка:
- одноосновные, двухосновные, трёхосновные (Слайд №19).
Г) по растворимости в воде:
- растворимые и нерастворимые (Слайд 20).
Ребята, каждый из нас имеет своё имя и фамилию. А теперь мы с вами будем учиться называть кислоты. Перед нами станция “Номенклатурная”
Слайд№21
1. Бескислородные кислоты
называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную О со словом водородная, и добавляем название класса соединения – кислота.
Например: HCl – хлор + о + водородная +кислота, получаем хлороводородная кислота. Другое, чаще употребляемое название ее, – соляная кислота.
Записать в тетрадь формулы и названия бескислородных кислот.
(Слайд №22)
2. Кислородсодержащие кислоты.
Название дает элемент, стоящий в середине формулы. К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:
Если элемент проявляет высшую степень окисления (равную № группы)
-ная + кислота H2S+6O4 сер +ная + кислота серная кислота
Если степень окисления элемента ниже высшей, то
-истая кислота H2S+4O4 сер + истая + кислота сернистая кислота
Запишем формулы некоторых кислородсодержащих кислот и выучим их к следующему уроку.
IV. Первичная проверка усвоения знаний.
Мы побывали на всех станциях. Давайте вспомним, о чём шла речь в ходе нашего путешествия.
Слайд №23
1. Игра “Крестики-нолики”
Указать выигрышный путь. Назвать признак классификации.
2. Самостоятельная работа “Тайна имени”
(Дифференцированная работа по трём уровням сложности)
Ребята, давайте попробуем, используя инструкцию, самостоятельно назвать жителей этой сказочной страны. Выберите сами для себя уровень, учитывая, что 3 – уровень самый сложный
Самостоятельная работа в тетрадях и работа трех учащихся у доски.
Наше путешествие в “страну кислот” заканчивается, мы прибываем на станцию “Финишная”.
V. Контроль и самопроверка.
Слайд №24-30. Решение теста, с выбором правильных букв. В качестве самоконтроля должны ответить на вопрос:
Какая кислота является “матерью всех кислот”? Ответ – серная.
VI. Домашнее задание.
Слайд №31-32.
Параграф 26, таблица 9, стр.88, упр.1 стр.90. Пояснение к домашнему упражнению.
VII. Подведение итогов урока.
Слайд №33 Что же мы узнали сегодня? Сделаем выводы:
- познакомились с новым классом неорганических веществ – кислотами.
- изучили строение, классификацию и названия кислот.
- познакомились с их нахождением в природе,
- научились распознавать их среди других веществ
- вспомнили правила ТБ при работе с кислотами.
Мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты.
Нам предстоит узнать ещё очень много нового и интересного не только о кислотах, но и о других неорганических веществах.