Интегрированный урок-концерт по предметам “Искусство” и “Музыка” по теме “Славяне: единство культур” (слайд 1)
Цели:
- воспитательные: познакомить с русским, украинским, белорусским национальным костюмом, отразившим высокий художественный вкус и вековую мудрость народа; познакомить с традиционной крестьянской одеждой, создававшейся по законам красоты и возникшим в исторических и социальных условиях; воспитывать чувство уважения к истории народов, интерес и любовь к богатому художественному творчеству, повысить ответственность за сохранение и развитие традиций народного творчества;
- учить: эстетически воспринимать ансамбль народного костюма; под воздействием музыкального фольклора, танцевального творчества, создавать эмоциональный настрой.
Беседа сопровождается презентацией народного костюма, картинами танцев, исполнением песен.
В далеком прошлом русские, украинские и белорусские народы составляли единые племена восточных славян. (слайд 2) Поэтому имеют много общего в культуре и разговорной речи, общности исторического развития. Языковая близость восточнославянских народов привела к тому, что даже в конце 19 века было трудно провести четкую языковую границу между русскими и белорусами, между белорусами и украинцами. Пограничные диалекты сочетали в себе особенности соседних языков. Близость языков породило органическое двуязычие, когда использование в разговоре двух родственных языков нисколько не мешает взаимопониманию.
Сегодня на уроке мы попробуем проследить общее в народном традиционном костюме, народных песнях, танцевальных традициях.
Южнорусский, украинский и белорусский национальный костюм
Народная одежда сохраняет местный колорит, своеобразное зеркало прошлого. Для нас представляет интерес в первую очередь праздничная одежда.
Основу любого из трех костюмов составляет рубаха из льняного домотканого полотна или отбеленного конопляного холста. У женщин длинная, по щиколотку, мужская – варьировалась от середины бедра до колен.
Женский костюм этих регионов представляет собой поневный комплекс, т.е. поясную (набедренную) одежду из шерстяной ткани в клетку (символ распаханного поля), которую носили поверх рубахи. Распашная понева шилась из трех полотнищ. По длине понева была короче рубахи.
Безрукавка – часть праздничного костюма – изготавливалась из фабричных тканей – шелка или бархата темного цвета, украшалась нашивками из лент и шнурков. В Украине их носили и мужчины и женщины.
Мужские порты (штаны) заправлялись в сапоги и обязательно подпоясывали рубаху кушаком.
Русский народный праздничный костюм (слайд 3)
Русский праздничный костюм представлен на примере костюма Воронежской губернии: (слайд 4)
Народный костюм всегда соответствовал образу жизни человека, его характеру. Женщины губернии после замужества носили поневы:
- понева – поясная одежда из черной или темно-синей шерстяной ткани в клетку. В праздничном варианте клетки расшивали нитями белой шерсти. (слайд 5) Клетки символизировали черноземные поля, а полосы означали дороги и реки. Квадраты на поневе были разных размеров. Возможно, их величина указывала на количество земли, которое имела семья женщины. К подолу приметывали тесьму красного цвета – оклад, - украшенную вышивкой и орнаментом из ромбов, кругов и квадратов: так мастерицы изображали все то, что выращивалось на полях. Украшение поневы зависело от достатка и мастерства ее владелицы.
- головной убор: (слайд 6) комплекс одежды крестьян считался бы неполным без головного убора. Замужняя женщина не показывалась на улице “простоволосой”. Девушки заплетали косу и могли ходить с непокрытой головой. Выходя замуж, они делали две косы. Изменения в прическе происходили во время свадебного обряда, когда девушка возвращалась домой из церкви с венчания. Замужние женщины носили кичку или сороку. (слайд 7) Сорока – маленькая шапочка с невысокой тульей. Спереди и посередине была из бархата малинового, бордового и зеленого цветов. Ткань расшивали золотыми нитями и медными блестками. Заднюю часть головного убора украшали бахромой из бисера и шерстяных тканей;
- рубахи: Были на все случаи жизни: будничные, праздничные, свадебные. Рубаху шили из отбеленного конопляного холста. Рукав у запястья собирали на неширокий манжет, который украшали оборками красного цвета. Верхнюю часть рукава окаймляли вышивкой черного цвета с геометрическим орнаментом. Рубахи, предназначенные для больших праздников, дополняли специальной вставкой, расшитой золотыми нитями. Девичья рубаха не отличалась от женской. Разница была только в украшении рукавов: у замужней женщины они были богато отделаны ткаными узорами, а в девичьих рубахах вышивались.
Пояс-“покромка” - (слайд 8) в длину достигал трех метров. Его ткали из черных нитей, часто украшали цветными вышивками и затейливыми узорами из бисера. Концы его дополняли кисточками из цветной шерсти. “Покромка на выданье” – начиная с 6-7 – летнего возраста каждая девочка должна была собственноручно наткать 5 – 6 покромок для будущего замужества. Однако украшать их могли только замужние женщины, будто передавая девочке свой опыт.
- завеска (слайд 9) – короткий фартук, который шили из того же полотна, что и рубаху, и точно так же украшали вышивкой с геометрическим и цветочным орнаментом.
- долгое время в одежде разных народов украшения играли роль оберега и талисмана. (щелчок) Одним из распространенных нагрудных украшений в Воронежской губернии был гайтан. Это слово впервые упоминается в документах XVII века, им обозначали несколько видов украшений из бисера. В данном случае гайтаном называют две полосы шириной от 1,5 до 5 см, сплетенных из разноцветного бисера и соединенных в нижней части. Существовал обычай привязывать к нему косточку от куриного крыла: считалось, что она оберегает от несчастий и помогает вставать рано утром.
В силу большой протяженности России, невозможно представить одинаковое развитие комплексов народного костюма и традиций русского народа. На это влияет в т.ч. и климат. Т.о. север и юг России отличается в развитии формы костюма. (слайды 10)
Женский костюм русского Севера часто называют сарафанным комплексом, т.к. основные его части – рубаха и сарафан. (слайд 11) рукава, плечи и ворот рубахи, не закрытые сарафаном, обычно расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. Основной костюм дополняла парчовая душегрея, собранная на спине красивыми складками. Вышитые узоры на покосных рубахах служили оберегами.
- Вспомните из 5 класса, что такое “оберег”?
Вышитым узорочьем украшали рубахи, сарафаны, головные уборы, рукавицы, полушубки и даже обувь.
Существовало несколько видов сарафанов: шушпан, клинник, лямошник. (слайд 12) вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом украшали праздничную одежду. Такая одежда представляла как бы модель Вселенной. Верхняя часть костюма всегда была связана с образом неба: на головных изображали солнце и звезды. К кокошнику подвешивали на лентах украшения, висящие у висков или над плечами. Эти вертикальные украшения выражали идею дождя, падающего с неба.
Завершает ансамбль северянки - кокошник. (слайд 13) название происходит от славянского “кокошь” - курица. Северные кокошники шили из парчи, бархата, шелка и украшали золотыми и серебряными нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Эти кокошники были с поднизью, в виде жемчужной сетки, спускавшейся на лоб.
Мужская одежда разных местностей мало отличалась. Рубахи и порты шили из пестрой материи, расцветка и узор которой были очень красивы.
Одна из ярких форм выражения народных чувств и ощущений – это песня. Как у всякого человека, так и у каждой песни есть своя история. Конечно же, не имеющие авторства народные песни рождаются или творятся какими-то конкретными личностями. Так и на русской земле, скорее всего, авторы народных песен были не те, чьим ремеслом было сочинять стихи и музыку, а простые граждане.
Жизнь народа была связана с природой и с животными, которые всегда были вместе с ними.
- Коровушку называли кормилицей, а коня - первым помощником. Разве можно представить крестьянскую семью без этих животных. И пели о них песни “Уж, как я ль свою коровушку люблю”
- А уж, сколько песен было спето про коней!
- Вся жизнь крестьянина была в работе в поле. И о своем труде тоже пелись песни. Их исполняли и в хороводе “А мы просо сеяли”, и просто пели песни в минуты отдыха “Я на камушке сижу”
Русскую песню “Светит месяц...” исполняет ученица. После исполнения (слайд 14)
Танец – (слайд 15) один из самых древних видов народного творчества. Танцевально-песенный фольклор необыкновенно разнообразен и богат. Необычайно широк круг его сюжетов и тем. По игровым, обрядовым, календарным и трудовым танцам мы имеем возможность получить представление о характере, жизни и быте народа. Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными.
Русские народные танцы имеют глубокую историю. К русским народным танцам относятся: хороводы, (слайд 16) пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью традиционных праздников и веселых ярмарок. Что же представляет собой этот вид хореографии? Какие у него отличительные черты и преимущества?
В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски. (слайд 17) Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Эх, широка матушка Россия и широк русский народный танец, ведь в его основе лежат и кадриль, и хоровод, и пляска.
Важно отметить, что танец требует энергичности, мужественности и резких движений от сильного пола, а мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женского. Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России.
Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени", Владимирская “Веселуха” (слайд 18)), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четверка"), иногда название определяет рисунок танца ("Плетень", "Воротца", “Веретенце” (слайд 19)). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Хоровод - Самой первой и простейшей формой русского народного танца является хоровод. (слайд 20) Он сочетает танец с пением. На Руси хороводам придавалось особое значение. Одна из древнейших летописей сообщает, что участие в хороводе имело чудодейственную силу: излечивало от болезней и отгоняло злых духов.
Хороводные развлечения начинали устраивать с приходом весны. Как только появлялась зеленая травка, в народе говорили: “Весна пришла – игра пошла”. Местом для проведения хороводов выбирались живописные лесные поляны вдоль берегов и озер, луга за околицей деревни, (слайд 21) пригорки вблизи церкви,) а зимой – обычные деревенские избы.
Девушки приходили участвовать в хороводах в своих лучших нарядах, расшитых бисером и украшенных лентами. Нередко в толпе зрителей находились будущие женихи и свекрови, которые присматривались к танцующим девушкам. Как не постараться и вложить в наряд всю фантазию и умение!
Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие.
Но преимущественно хороводы были девичьими. Вершиной танцевального мастерства всегда считалось умение плавно пройти по кругу, как бы неся на голове драгоценный сосуд с дорогим содержимым. Создавалось впечатление, что девушка не идет, а плывет, как лебедушка, по воде...
И сейчас мы посмотрим танец в исполнении ансамбля Игоря Моисеева “Лето”, где в канву танца вплетены и хоровод, и веретенце, и цепочки и многие движения классического народного танца. (слайд 22)
Украинский праздничный костюм – (слайд 23) (слайд 24, щелчок) наряды жителей Киевской губернии были связаны сбытовым укладом, а также с важными событиями: с народными праздниками, свадебными обрядами. Общий колорит одежды Киевской губернии был светлый, обогащенный яркими цветами поясов, бус из красных кораллов и лент.
Народный костюм киевской губернии формировался под влиянием одежды южных российских губерний. (слайд 25) - головной убор – в середине XIX века девушки Киевской губернии часто на праздниках носили венки из цветов. (слайд 26) Каждый венок состоял из двенадцати видов цветов. К венку в строго установленном порядке привязывали ленты. (слайд 27) Центральная лента была коричневого цвета – символизирующего землю. По бокам от нее вплетались бледно-желтые – знак солнца, следом за ними зеленые ленты – молодость и красота. Далее шли небесные символы – ленточки синего цвета, охранявшие силу и здоровье, затем ярко-желтая “хлебная” лента, а в завершение всего фиолетовая или малиновая полоска ткани, означавшие мудрость и достаток в доме. Длина лент была четко определена. Они должны были быть на несколько сантиметров ниже девичьей косы и полностью закрывать волосы. А в будни волосы повязывали лентой.
- плахта – женская поясная одежда, которая надевалась сверху вшитой по низу длинной рубахи. (слайд 28) Плахта, как поясная одежда, известна с глубокой древности. В своей орнаментации она имеет много общего с южнорусской поневой. Плахта была яркой и красочной. Самым распространенным узором была клетка. Плахта крепилась на талии с помощью обязательного аксессуара для любого наряда – пояса. (щелчок)
- отличие от южнорусского ансамбля – безрукавная одежда, расширяющаяся от талии книзу короткими складками – керсетки. Вначале их шили из домотканого полотна белого или темно-коричневого цветов. Керсетки оформляли вышивкой, аппликацией из шелка, бархата. Вначале их носили и мужчины, и женщины. С распространением мануфактурной ткани керсетки стали исключительно женской одеждой.
У всех народов во все времена было принято дополнять свою одежду украшениями. В Киевской губернии особенно популярны украшения у девушек и женщин. Он изготавливали их сами, заказывали мастерам-ювелирам, или покупали у приезжих торговцев. Шею и область декольте прикрывали рядами монисто. (щелчок) Оно состояло из серебряных, а иногда даже золотых монет, с припаянным ушком. Носили бусы из кораллов, янтаря. (слайд 29)
Песенное творчество - ценнейшее достояние народов мира. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь передать в них свои сокровенные мысли и душевные переживания. Лучшие народные песни всегда отличаются искренностью и глубиной чувств, они западают глубоко в душу, чаруют и надолго сохраняются в памяти.
Песня “Запрягайте, хлопцы, кони...” - исполняет ученица.
Танец (слайд 30) Народное творчество Украины – одно из самых ярких. (слайд 31) Как и любой другой народный танец, украинский развивался на протяжении всей истории народа, проживающего на территории Украины и впитал в себя результаты многовекового становления украинской самобытности, довольно сильно отличающейся от русской и белорусской.
Украина – большая страна, и к каждой территориальной зоне свои особенности народных танцев. (слайд 32) Восточная Украина по культурному наследию близка к России, Центральная более самобытна, а самой яркой “казацкой” культурой обладает Западная Украина. (слайд 33) Отличаются эти зоны по темпу танцев, особенностям шагов, прыжков и проходок. Украинский народный танец “Казачок” - (слайд 34) назван в честь запорожских казаков. Часто “Казачок” называют упрощенным гопаком. В нем приветствуются юмористические элементы.
Одним из самых любимых и известных на весь мир украинских танцев является гопак. (слайд 35) Название происходит от украинского восклицания “гоп”, произносимого во время исполнения танцевальных элементов. Это любимый танец украинских мужчин, в котором они проявляли свои умения, ловкость, гибкость, характер. Движения довольно трудные, требуют неслабой физической подготовки, однако исполняются непринужденно, с улыбкой. В танце участвуют и девушки, двигаются мягко, ласково и нежно. Обязателен народный костюм. Девушка одета в широкую юбку с национальным орнаментом, в волосы вплетены ленты, юноша в широких штанах и белой рубахе.
(слайд 36) (просмотр танца”Гопак” в исполнении ансамбля Игоря Моисеева)
(слайд 37) Белорусский национальный праздничный костюм. Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий. (слайд 38) Костюм белорусов развивался в контакте с народными одеяниями русских, украинцев, а также литовцев и поляков. Поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство.
Важнейшая часть одежды – рубаха, которую носили в любом возрасте, социальном положении, в будни и праздничные дни. Особое внимание уделялось украшению рукавов. (слайд 39) Это было связано с верой в магическую силу, которой они наделялись. Рукава расшивали красным орнаментом, который якобы оберегал руки от злых духов. (щелчок) Обязательным элементом комплекта женской нарядной одежды был разноцветный, плетеный или связанный из красных, зеленых и белых нитей пояс с кистями, бахромой.
Женщины Минской губернии носили поневы, а также фартуки, повязываемые поверх понев – одной из древних форм поясной одежды. (слайд 40) Чаще всего она представляла собой три сшитых прямоугольных полотнища шерстяной ткани, которая оборачивалась вокруг талии на пояске. Ее ткали клетчатым узором, причем в зависимости от возраста девушки менялась и величина клетки – она становилась крупнее. По тому, как выглядит понева, по ее цвету и фасону, можно было определить место проживания женщины, ее возраст, наличие детей.
Важной составляющей женского праздничного наряда была безрукавка. По краям их украшали оборками, нашивали разноцветные ленты, тесьму. (слайд 41)
Традиционная прическа девушек – одна или две косы с вплетенными яркими лентами, а головные уборы – повязки из узкого куска ткани, а также венки. (щелчок) Замужним женщинам не разрешалось показываться на людях с непокрытой головой. Поэтому у жительниц Минской губернии были популярны платки и чепцы.
(слайд 42) Песня - живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников. Она выражает богатейший мир эмоций человека; в ней, по словам А.С.Пушкина, переданы “то раздолье удалое, то сердечная тоска”.
Песня “Косил Ясь...” - исполняет ученица.
Танец (слайд 43) Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и ее культуры (XIV—XVI вв.). В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа. (слайд 44)
Танец – один из самых древних видов народного творчества Белоруссии. Белорусский танцевально-песенный фольклор необыкновенно разнообразен и богат. Необычайно широк круг его сюжетов и тем. По игровым, обрядовым, календарным и трудовым танцам мы имеем возможность получить представление о характере, жизни и быте народа.Белорусы – это веселый и работящий народ. Любовь к труду отражена и в песенном (как вы уже могли убедиться), и в танцевальном искусстве этой страны. Неслучайно многие белорусские танцы отображают в своей композиции трудовой процесс. Это танцы “Бульба”, (слайд 45) “Лянок”, “Качан”, “Толкачики” и другие. Наиболее популярны белорусские народные танцы "Лявониха", "Крыжачок", (слайд 46) "Юрачка", "Полька Янка", "Чарот".
Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев.
Музыкальным сопровождением танцев служили скрипка и бубен, в некоторых областях к ним присоединялись ещё и цымбалы, дуда и гармонь. Также часто танцы сопровождались пением частушек - прыпевак. Исполнение частушек иногда превращалось в состязание и придавало танцам ещё более жизнерадостный, шуточный характер.
Белорусские танцы почти все массовые, парные. Только иногда танцуют одни девушки или одни юноши.
Самый популярный “Лявониха” в исполнении ансамбля “Радзимичы”, мы сейчас посмотрим (слайд 47)
Итог (слайд 48) Т.о., рассмотрев составные части народного национального праздничного костюма, сделаем вывод: (ответы учеников) у народов России, Украины, Белоруссии много общего. Некоторые части костюма хотя и различаются, имеют свои, присущие каждому народу названия, но внешне выглядят как одно целое.
В танцах прослеживаем одну из древнейших форм танца хоровод.
Песня – если прослушать несколько мелодий без слов, то непросто будет определить, какому народу они принадлежат.