Имена существительные, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока (слайд 1):

Обучающая

  • систематизировать знания об имени существительном;
  • формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос “Кто?” и “Что?”;
  • тренировать в нахождении имен существительных, определении признаков существительных;
  • обобщить знания детей о роли существительных в предложении.

Развивающая

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение;
  • формировать навык самоконтроля.

Воспитательная

  • воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
  • формировать личностные качества: ответственность, коммуникативность.

Оборудование: дидактические карточки для каждого ученика, проектор, экран, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся (цель этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность). Мотивационное начало урока (дети стоят).

Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас не мало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел.

2. Минутка чистописания (мобилизация внимания, слайд 3).

– Отгадайте загадку.

Художник-неведимка по городу идет:
Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
пришел с волшебной кистью
и на окне нарисовал сверкающие листья
(мороз)

– Посмотрите, какой красивый узор на нашем окне (слайд 2).

– Произнесите слово.

– Какой звук слышится в начале этого слова?

– Что вы знаете о звуке [м]? (согласный, твёрдый, звонкий непарный)

– Какой буквой обозначаем этот звук? (слайд 4)

– Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

– Вспомним, как правильно пишется буква “м”, правила соединения с другими буквами.

Учитель демонстрирует таблицу с буквой, записывает соединения: “мМм”.

– Прочитайте слова (слайд): Мороз, морозец, морозный.

– Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах (непроверяемая безударная гласная “О” и парная согласная “З”).

– Как проверить парную согласную? Докажите.

– Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная (морозы).

– Запишите слова.

– Что общего в этих словах? (корень).

– Выделите его.

– Какие части слова добавили, чтобы получились суффикс и окончание новых слов?

– Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (заморозки).

– Что обозначает это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной).

3. Воспроизведение и коррекция знаний по теме “Имя существительное” (цель этапа – проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении имен существительных; развивать устную и письменную речь учащихся; развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение).

– Какое слово здесь будет лишним и почему?

(слово морозный, отвечает на вопрос “Какой?” и обозначает признак предмета, это имя прилагательное, оно лишнее, а мороз и морозец, это слова существительные, отвечают на вопрос “Что?” и обозначают явление природы).

– Устно составьте словосочетания и предложение со словом мороз.

– Вы уже догадались, какая у нас тема урока? Сегодня мы будем работать над темой “Имя существительное” (цель этапа – расширить знания об имени существительном, продолжить учиться различать имена существительные, отвечающие на вопросы “Кто?”, “Что?”).

– Что знаете о существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы “Кто?”, “Что?”, изменяется по числам).

– Может ли слово мороз отвечать на вопрос “Кто?”. В каком случае? (если говорим о человеке).

– Издавна люди мороз представляли живым человеком и слагали о нем сказки. Владимир Федорович Одоевский. Сказка “Мороз Иванович”: “На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый...”. Зинаида Александрова “Шел по лесу дед Мороз”.

– Посмотрите на экран. Можно ли эту картину взять иллюстрацией к четверостишию? (слайд 4).

Шел по лесу дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.

– Запишем только 1-ю часть четверостишия с комментированием и на доске.

– Найдите в этом предложении грамматическую основу (подлежащее, сказуемое).

– Найдите существительные в предложении.

– Какими членами предложения являются?

– Какую роль они играют? (имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”, является подлежащим и несет главную мысль в предложении; имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения, они служат для смысловой окраски предложения).

4. Повторение признаков существительного (цель этапа – ввести понятие признаки существительного: постоянные и непостоянные; организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; формировать навык самоконтроля).

Словарная работа (слайд 5).

– Прочитайте. Какой частью речи являются данные слова? Докажите.

– Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. На какие две группы их можно разделить?

В...тер, к...ньки, за...ц, сн...гирь, дев...чка, м...дведь, сне..., с...сулька, с...ница, в...юга.

Взаимопроверка (проверка со слайда 6)

5. Обобщение и систематизация понятий и выполнения практических заданий (цель этапа – обобщить и систематизировать признаки существительных, устранить пробелы в знаниях; обобщить знания детей о роли существительных в предложении; формировать навыки самоконтроля).

– Какие существительные отвечают на вопрос “Кто?”. Как они называются? Какие существительные отвечают на вопрос “Что?”. Как они называются?

– Одушевлённые и неодушевлённые – это постоянные признаки существительных (слайд 7).

– Какие существительные являются одушевленными, а какие – неодушевленные?

Работа с правилом.

– Какие существительные отвечают на вопрос “Кто?”, “Что?”. Приведите свои примеры.

– Для закрепления учебного материала, выполним упражнение №396. Что надо сделать в упражнении?

– Будем выполнять с комментированием.

– Какие части слова участвовали в формировании новых слов? (суффикс, окончание).

5. Физминутка (цель этапа – избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения).

А сегодня у зимы новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
- А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
- А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки ледяные,
Высоки-превысоки кружевные!
Чтобы сильным быть и ловким,
Приступаем к тренировке.
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги: топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка!
Здравствуй, зима!

6. Число имен существительных.

– Продолжаем работу. Выполним №393.

– Надпишите число.

– Какой еще признак существительных мы вспомнили? (число)

– Этот признак (непостоянный) или постоянный? Докажите.

Образуйте родственные слова к данным существительным. Запишите их парами (слайд 8).

Единственное число Множественное число
снег  
холод  
зима  
шуба  

– Выделить в словах корень. Как изменились слова? (изменилась форма слова, в некоторых словах изменилось окончание, а в некоторых добавилось окончание).

7. Самостоятельная работа на карточках (по выбору).

Диагностика.

– А теперь выполним самостоятельную работу. Возьмите листочки.

– Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы. Выполните задание по своему выбору.

№1. Найти в тексте и подчеркнуть все имена существительные.

№2. Найти и подчеркнуть одушевленные имена существительные.

№3. Найти и подчеркнуть в каждом предложении подлежащее.

Птицы з...мой голодают. Мальчики сделали для птиц к...рмушки. Вера и Света насыпали хлебных крошек. Г...лодные птицы быстро склевали корм.

Проверка.

– Какие буквы вставили и почему?

– Кто выполнял задание №1, №2 и №3?

8. Мини-сочинение, устное рисование картин (слайд 9).

– Составьте мини-сочинение на тему “Зима”, используя только имена существительные.

Иллюстрация на тему “Зима” (слайд).

Снег. Лес. Тишина. Солнце. Мороз. Иней. Тройка. След. Сани. Дорога.

– Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли “нарисовать” картины природы.

9. Обобщение знаний. Давайте обобщим наши знания об имени существительном. Какие постоянные и непостоянные признаки имеет имя существительное? Таблица на слайде 10.

ПОСТОЯННЫЕ НЕПОСТОЯННЫЕ
одушевленные/неодушевленные число
собственные/нарицательные

ОДУШЕВЛЕННЫЕ / НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

СОБСТВЕННЫЕ / НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

10. Рефлексия (цель этапа – дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы). На столах обучающихся находятся снежинки и сосульки.

– Какую часть речи мы с вами изучали?

– Что вы знаете об имени существительном?

– Какую роль в русской речи играют имена существительные?

– Какой темой были объединены слова в заданиях? (зима)

– За что вы любите зиму?

– Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, покажите снежинку.

– Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, покажите сосульку.

– Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, покажите дождик.

11. Домашнее задание.

Составить три предложения о зиме. Подчеркнуть имена существительные (слайды 11-12).

12. Литература.

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. – М.: Издательство “Дрофа”, 2011.