Цели урока (слайд 1):
Обучающая
- систематизировать знания об имени существительном;
- формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос “Кто?” и “Что?”;
- тренировать в нахождении имен существительных, определении признаков существительных;
- обобщить знания детей о роли существительных в предложении.
Развивающая
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение;
- формировать навык самоконтроля.
Воспитательная
- воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
- формировать личностные качества: ответственность, коммуникативность.
Оборудование: дидактические карточки для каждого ученика, проектор, экран, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся (цель этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность). Мотивационное начало урока (дети стоят).
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас не мало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел.
2. Минутка чистописания (мобилизация внимания, слайд 3).
– Отгадайте загадку.
Художник-неведимка по городу идет:
Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
пришел с волшебной кистью
и на окне нарисовал сверкающие листья
(мороз)
– Посмотрите, какой красивый узор на нашем окне (слайд 2).
– Произнесите слово.
– Какой звук слышится в начале этого слова?
– Что вы знаете о звуке [м]? (согласный, твёрдый, звонкий непарный)
– Какой буквой обозначаем этот звук? (слайд 4)
– Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.
– Вспомним, как правильно пишется буква “м”, правила соединения с другими буквами.
Учитель демонстрирует таблицу с буквой, записывает соединения: “мМм”.
– Прочитайте слова (слайд): Мороз, морозец, морозный.
– Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах (непроверяемая безударная гласная “О” и парная согласная “З”).
– Как проверить парную согласную? Докажите.
– Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная (морозы).
– Запишите слова.
– Что общего в этих словах? (корень).
– Выделите его.
– Какие части слова добавили, чтобы получились суффикс и окончание новых слов?
– Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (заморозки).
– Что обозначает это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной).
3. Воспроизведение и коррекция знаний по теме “Имя существительное” (цель этапа – проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении имен существительных; развивать устную и письменную речь учащихся; развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение).
– Какое слово здесь будет лишним и почему?
(слово морозный, отвечает на вопрос “Какой?” и обозначает признак предмета, это имя прилагательное, оно лишнее, а мороз и морозец, это слова существительные, отвечают на вопрос “Что?” и обозначают явление природы).
– Устно составьте словосочетания и предложение со словом мороз.
– Вы уже догадались, какая у нас тема урока? Сегодня мы будем работать над темой “Имя существительное” (цель этапа – расширить знания об имени существительном, продолжить учиться различать имена существительные, отвечающие на вопросы “Кто?”, “Что?”).
– Что знаете о существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы “Кто?”, “Что?”, изменяется по числам).
– Может ли слово мороз отвечать на вопрос “Кто?”. В каком случае? (если говорим о человеке).
– Издавна люди мороз представляли живым человеком и слагали о нем сказки. Владимир Федорович Одоевский. Сказка “Мороз Иванович”: “На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый...”. Зинаида Александрова “Шел по лесу дед Мороз”.
– Посмотрите на экран. Можно ли эту картину взять иллюстрацией к четверостишию? (слайд 4).
Шел по лесу дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.
– Запишем только 1-ю часть четверостишия с комментированием и на доске.
– Найдите в этом предложении грамматическую основу (подлежащее, сказуемое).
– Найдите существительные в предложении.
– Какими членами предложения являются?
– Какую роль они играют? (имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”, является подлежащим и несет главную мысль в предложении; имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения, они служат для смысловой окраски предложения).
4. Повторение признаков существительного (цель этапа – ввести понятие признаки существительного: постоянные и непостоянные; организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; формировать навык самоконтроля).
Словарная работа (слайд 5).
– Прочитайте. Какой частью речи являются данные слова? Докажите.
– Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. На какие две группы их можно разделить?
В...тер, к...ньки, за...ц, сн...гирь, дев...чка, м...дведь, сне..., с...сулька, с...ница, в...юга.
Взаимопроверка (проверка со слайда 6)
5. Обобщение и систематизация понятий и выполнения практических заданий (цель этапа – обобщить и систематизировать признаки существительных, устранить пробелы в знаниях; обобщить знания детей о роли существительных в предложении; формировать навыки самоконтроля).
– Какие существительные отвечают на вопрос “Кто?”. Как они называются? Какие существительные отвечают на вопрос “Что?”. Как они называются?
– Одушевлённые и неодушевлённые – это постоянные признаки существительных (слайд 7).
– Какие существительные являются одушевленными, а какие – неодушевленные?
Работа с правилом.
– Какие существительные отвечают на вопрос “Кто?”, “Что?”. Приведите свои примеры.
– Для закрепления учебного материала, выполним упражнение №396. Что надо сделать в упражнении?
– Будем выполнять с комментированием.
– Какие части слова участвовали в формировании новых слов? (суффикс, окончание).
5. Физминутка (цель этапа – избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения).
А сегодня у зимы новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
- А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
- А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки ледяные,
Высоки-превысоки кружевные!
Чтобы сильным быть и ловким,
Приступаем к тренировке.
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги: топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка!
Здравствуй, зима!
6. Число имен существительных.
– Продолжаем работу. Выполним №393.
– Надпишите число.
– Какой еще признак существительных мы вспомнили? (число)
– Этот признак (непостоянный) или постоянный? Докажите.
Образуйте родственные слова к данным существительным. Запишите их парами (слайд 8).
Единственное число | Множественное число |
снег | |
холод | |
зима | |
шуба |
– Выделить в словах корень. Как изменились слова? (изменилась форма слова, в некоторых словах изменилось окончание, а в некоторых добавилось окончание).
7. Самостоятельная работа на карточках (по выбору).
Диагностика.
– А теперь выполним самостоятельную работу. Возьмите листочки.
– Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы. Выполните задание по своему выбору.
№1. Найти в тексте и подчеркнуть все имена существительные.
№2. Найти и подчеркнуть одушевленные имена существительные.
№3. Найти и подчеркнуть в каждом предложении подлежащее.
Птицы з...мой голодают. Мальчики сделали для птиц к...рмушки. Вера и Света насыпали хлебных крошек. Г...лодные птицы быстро склевали корм.
Проверка.
– Какие буквы вставили и почему?
– Кто выполнял задание №1, №2 и №3?
8. Мини-сочинение, устное рисование картин (слайд 9).
– Составьте мини-сочинение на тему “Зима”, используя только имена существительные.
Иллюстрация на тему “Зима” (слайд).
Снег. Лес. Тишина. Солнце. Мороз. Иней. Тройка. След. Сани. Дорога.
– Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли “нарисовать” картины природы.
9. Обобщение знаний. Давайте обобщим наши знания об имени существительном. Какие постоянные и непостоянные признаки имеет имя существительное? Таблица на слайде 10.
ПОСТОЯННЫЕ | НЕПОСТОЯННЫЕ |
одушевленные/неодушевленные | число |
собственные/нарицательные |
ОДУШЕВЛЕННЫЕ / НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
СОБСТВЕННЫЕ / НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
10. Рефлексия (цель этапа – дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы). На столах обучающихся находятся снежинки и сосульки.
– Какую часть речи мы с вами изучали?
– Что вы знаете об имени существительном?
– Какую роль в русской речи играют имена существительные?
– Какой темой были объединены слова в заданиях? (зима)
– За что вы любите зиму?
– Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, покажите снежинку.
– Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, покажите сосульку.
– Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, покажите дождик.
11. Домашнее задание.
Составить три предложения о зиме. Подчеркнуть имена существительные (слайды 11-12).
12. Литература.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. – М.: Издательство “Дрофа”, 2011.