Педагогический проект по теме «Компетентностный подход в обучении английскому языку с инновационными технологиями»

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Аннотация

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования, которое ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Иностранный язык выступает как инструмент общекультурного развития человека.

Вся урочная и внеурочная деятельность должны быть направлены на формирование компетенций у обучающихся. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе.

Данный проект является практико-ориентированным. В своей работе автор предлагает компетентностно - ориентированные уроки.

Цель проекта: обеспечить формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка с использованием возможностей современных образовательных технологий. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности в процессе изучения английского языка для развития способностей и реализации своих интересов в учении;
  • приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • развивать навыки самоорганизации в процессе обучения иностранному языку;
  • воспитывать толерантность к иноязычной культуре.

Проект является долгосрочным и рассчитан на обучающихся 2 – 11 классов.

Введение

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, которое ориентировано на свободное развитие человека, его продуктивной адаптации в меняющемся мире.

“Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации”.*


*Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” 04 февраля 2010 г. Приказ – 271. http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед современной системой образования задачи, признается компетентностный подход.

Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С., Хуторского А.В., а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Принципиальное отличие концепции компетентностного подхода в образовании от имеющейся ранее предметно-ориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.

В качестве одного из решений поставленной задачи является включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования. Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально – ценностных отношений в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырёх типов опыта позволяет сформировать у обучающихся способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка

Наиболее полно компетентностный подход сегодня разработан в школе А.В.Хуторского, доктора педагогических наук, который предложил следующую классификацию компетенций:

  • ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования (метапредметному, то есть надпредметному – общему для всех предметов);
  • общепредметные компетенции - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные компетенции;
  • частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций А.В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций.

Рассмотрим, каким образом можно формировать ключевые компетенции средствами уроков английского языка и какие технологии дают больше возможностей для формирования той или иной компетенции у обучающихся.

Ценностно-смысловые компетенции

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств, уяснения общечеловеческих принципов бытия.

Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого. Для развития данной компетенции широкие возможности даёт проблемное обучение (приложение 1).

Общекультурные компетенции

Круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Выполнение этой задачи позволяет обучающимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, а также помогает выработать у себя толерантность.

Формирование у детей общекультурной компетенции происходит на уроках при изучении обычаев и традиций в англоязычных странах (приложение 2).

Более того, актуальность данного направления позволила мне обучиться на дистанционных курсах повышения квалификации по теме “Стратегии речевого поведения в англоязычной среде”. Результатом обучения стала зачётная работа: “План курса “Let Us Try To Be Polite!” (приложение 3).

Духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки, изучаемые на уроках английского языка (приложение 4).

Внеклассная работа по предмету также располагает широкими возможностями формирования у обучающихся общекультурной компетенции (приложение 5).

Учебно-познавательные компетенции

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Реализация данной компетенции перекликается с технологиями развивающего обучения. Для успешной организации процесса развития – самореализации ребёнка, а значит, его потребностей – способностей: сенсорных, интеллектуальных, духовных – большие возможности даёт технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМ). Автором данной технологии является К.Я. Вазина, профессор, зав. кафедрой Нижегородского института повышения квалификации работников профтехобразования (приложение 6).

Информационные компетенции

При помощи информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.

Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции (приложение 7).

Автор систематически использует ИКТ на уроках английского языка (приложение 8).

Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.

Метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности обучающихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, т.е. для развития коммуникативной компетентности (приложение 9).

При формировании коммуникативной компетенции (в частности при обучении монологу и диалогу) главное место отводится ролевой игре. “Вживаясь” в какую-либо роль, ребёнку легче раскрепоститься и начать говорить на английском языке. При обучении говорению автор использует эвристический метод эмпатии (“вживания в образ”) (приложение 10).

Автор также использует следующие приёмы: кластер - “Виноградная гроздь”, словесная паутинка (ассоциации), синквейн, метод “Знаем - хотим узнать – узнали” (приложение 11).

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Социально-трудовая компетенция имеет тесную связь с коммуникативной. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ – ролевая игра. Дети учатся вести диалог, выбирая различные общественные роли. Например, по теме “Узнаём больше о Лондоне” в 7 классе, обучающиеся играют роли полицейского, прохожего, иностранца, жителя Лондона, экскурсовода и т.д.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Личность обучающегося, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции. Создавая тот или иной урок, важно продумывать такие ситуации, которые давали бы возможность развивать внутреннюю культуру ребёнка, его правильное мировоззрение (приложение 12).

Возможность развития данной компетенции имеется при работе над любой темой.

Вывод: обучая английскому языку, используя современные инновационные технологии, автор создаёт максимум возможностей для формирования ключевых компетенций у обучающихся. Арсеналом таких возможностей обладает каждый урок английского языка.

Заключение

Опыт работы показывает, что использование современных образовательных технологий в учебном процессе способствует формированию у обучающихся ключевых компетенций, которые определены как социальный запрос и являются необходимым условием модернизации российского образования.

Очевидно, что каждый урок английского языка даёт широкие возможности для развития ключевых компетенции. Однако развивающие технологии дают больше возможностей для формирования определённых компетенций у обучающихся.

Эффективность педагогического опыта по теме “Реализация компетентностного подхода к обучению английского языка средствами инновационных технологий” отражена в результатах деятельности педагога. Показателями сформированности ключевых компетенций у обучающихся являются предметные способности (результаты по успеваемости, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня), метапредметные способности и показатели личностного развития обучающихся.

Использование описанных в работе технологий послужило повышению мотивации к изучению английского языка, что, в свою очередь, отразилось на результатах работы педагога (приложение 13).

Литература

  1. Английский язык: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е.И. Колусева, Л.И. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Биболетова М.З. Программа курса английского языка к УМК “Enjoy English ” для учащихся 2 – 9 классов общеобразовательного учреждения / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. – Обнинск: Титул, 2006.
  4. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. Изд-во: М. гос. ун-т печати, 2002.
  5. Вазина К.Я. Рефлексивная технология саморазвития человека (четвёртое издание). Изд-во: Нижний Новгород. ВГИПУ, 2009.
  6. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. – М.: Центр “Эйдос”. www.eidos.ru/news/compet.htm
  7. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Приказ – 271. http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  8. Палаева Л.И. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школы. // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
  9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Часть 2. – 3-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393 // Учительская газете 2002. - № 31.
  11. Кузовлев В.П. Книга для учителя к учебнику “Английский язык для 10-11 классов общеобразовательных учреждений”. – М.: Просвещение, 2003.
  12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и руководителей образоват. Учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”, 2002.
  13. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
  14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002.
  15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - № 2.
  16. http://www.domyenglish.ru/p57aa1.html
  17. http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=784
  18. http://www.scholar.ru/tag.php?tag_id=4643