Урок окружающего мира по теме "Грибы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: дать понятие о грибах, как об особом царстве живой природы.

Предметные результаты:

  • Знать, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
  • Знать строение гриба;
  • Отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать грибы по внешнему виду;
  • Узнавать и рассказывать о строении с помощью схемы;
  • Устанавливать связи грибов с растениями и животными;
  • Обосновывать необходимость бережного отношения к грибам;
  • Формулировать соответствующие правила экологической этики.

Личностные результаты.

  • Осознавать необходимость бережного отношения к грибам;

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, рабочая тетрадь №2 к комплекту, проверочная работа “Тест”, карточки “кроссворд”.
  • Презентация к уроку.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4. Постановка учебной задачи. (Самоопределение к деятельности)

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

6. Первичное закрепление.

7. Рефлексия.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой. Упражнение “Улыбка”

Ребята, посмотрите на солнышко на доске. Какое у него настроение? Почему? Давайте и мы друг другу улыбнёмся. Очень важно начинать любую работу в хорошем настроении.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, что изучаем на уроках окружающего мира? Пригодятся ли эти знания в повседневной жизни? Почему?

Мы с вами часть природы и поэтому важно знать и бережно относится к окружающему миру.

3. Актуализация знаний.

а) Беседа об осенних изменениях в природе.

Красива осень своим многоцветием, разнообразием красок. Осенний лес завораживает, очаровывает своей красотой.

- Почему осень так красива?

- А какие цветы на клумбах можно видеть осенью?

- Какие изменения произошли в осеннем лесу?

Сегодня мы совершим путешествие в осенний лес. Что же мы там увидим?

в) Проверка домашнего задания.

Перед вами тест. Определите название цветка. Букву с правильным ответом впишите в таблицу.

Если задание выполнили верно, то вы прочтёте слово.

(тест в приложении)

4. Постановка учебной задачи.

Какое слово у вас получилось? (слайд 1)

Кто из вас собирал грибы в лесу? Какие грибы знаете?

Грибы – это часть природы. К какой группе можно отнести грибы?

Можем ли мы сказать, что всё знаем о грибах?

На какие вопросы нам нужно ответить? (слайд 2)

- Какие бывают грибы?

- Для чего нужны грибы?

- С кем дружат?

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

а) Беседа

К какой группе относятся грибы?

Прочитаем об этом на “Страничках Умного Совёнка” с.125

Итак, грибы – особое царство живой природы. В природе более 100000 разновидностей.

Со многими видами и вы знакомы.

б) Работа с загадками. (Слайд 4)

Отгадайте загадки. Запишите ответы на слайде.

Белый гриб.

На пригорке у дорожки
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Белый гриб - большой и важный. Н

Мухомор

А вот кто-то важный.
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке — горошки.

Лисички

В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (лисички)

Подосиновик

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я .... (подосиновик)

Груздь

В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)

А теперь, проверим ваши ответы. (Слайд 4)

в) Строение гриба. Различные формы. Работа по учебнику.

Грибов в природе много, но в строении грибов есть что-то общее.

Рассмотрите схему и расскажите, как устроен гриб.

Большинство наших съедобных грибов образуют плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки. Некоторые виды грибов плодоносят по-другому, например трюфели.

На нижней стороне гриба, в зависимости от его вида, как правило, находятся пластинки или трубочки, в которых располагаются микроскопически мелкие споры. Эти споры подобны семенам растения.

Задача ножки в том, чтобы поднять шляпку повыше, и тогда ветер может разнести вызревшие споры на большое расстояние. Под землей непосредственно под ножкой находится плотная плесневидная ткань, которую специалисты называют мицелием. Он состоит из многочисленных нитей. Отдельные нити настолько тонкие, что разглядеть их можно только под микроскопом.

Мицелий служит для того, чтобы поглощать питательные вещества, необходимые для развития плодового тела. Нити можно обнаружить даже на расстоянии нескольких метров. Поэтому у грибника есть правило: нашёл гриб, рядом ищи другой.

- чтение текста в учебнике с.87 первый абзац. (Слайд 5)

г) Закрепление. Работа в рабочей тетради.

- выполнение задания № 2 самостоятельно.

У некоторых видов грибов трудно определить шляпку и ножку. (Слайд 6,7)

Отправимся на экскурсию в лес.

- Ребята, закройте глаза, представьте лесную поляну. Какая красота вокруг. Под ногами шелестят осенние листья. Капает мелкий грибной дождик. А вот на коряге расположилась семейка осенних опят. Под осиной красуется подосиновик. Отправимся и мы грибы собирать. (Слайд 8)

Физминутка.

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)

д.) Работа по учебнику.

Вот мы, какие молодцы! Набрали полный кузовок. (В руках у учителя корзинка с иллюстрациями съедобных и несъедобных грибов)

Ребята, а правильно ли мы грибы собрали? Как узнать какие съедобные грибы, а какие нет? Об этом вы можете узнать от родителей, из книг. (Слайд 9,10)

- рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.88.

Найдите сходство и различие съедобных и несъедобных грибов.

- Чем похожи белый гриб и желчный гриб? Как отличить съедобный и несъедобный гриб?

(У белого гриба мякоть на срезе остается белой, у желчного розовеет.) (Слайд 11,12,13)

е) Составление памятки “Правила сбора”. Работа в группах.

- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов?

Давайте составим памятку о правилах сбора грибов. (Слайд14)

ж) Беседа о значении грибов в природе

- Ребята, для чего нужны несъедобные грибы?

Взаимодействуя с животным и растительным миром, они играют значительную роль в природе, в жизни леса. Например, известный всем мухомор, представляющий смертельную опасность для человека и многих других живых существ, для лосей и оленей служит прекрасным лекарством, помогающим им избавиться от глистов. Эти крупные животные специально ищут нужные грибы, чувствуя, что они помогут им справиться с паразитами. Да и человек давно научился извлекать пользу из ядовитых грибов. Из того же мухомора во Франции готовят снотворное. И в современной медицине используются препараты на основе ядовитых грибов. В природе нет ничего лишнего. Не стоит забывать, что мы, люди, не единственные обитатели Земли, и не все на планете создано исключительно лишь для нашей пользы и блага.

Так для чего нужны грибы в природе?

Работа по рисунку “Связь гриба и дерева”

Грибы важны для леса. Если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать. Деревья отдают часть своих полезных веществ грибам, а те делятся своими полезными веществами с деревьями. (Слайд 15)

6. Закрепление. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 1. С.52

- Выполните задание самостоятельно.

Задание 2. С.53 Работа в паре.

- Назовите съедобные грибы.

- Назовите несъедобные грибы.

7. Рефлексия. Слайд №16

Ребята, разгадайте кроссворд и оцените свою работу на уроке. Работа в паре.

1. Какими грибами лечатся лоси?

2. Какие грибы растут дружными семейками на пнях?

3. Какие грибы называют также как хищных животных?

4. У этих грибов шляпки бывают и красные, и жёлтые, и бурые, и лиловые?

5.

На короткой полной ножке
Он поднялся у дорожки

6. Какой гриб появляется после дождя и выглядит как простой белый шарик?

7. Как называют белый гриб в народе?

Какое слово получилось? Почему? Вы все сегодня хорошо поработали на уроке.

8. Обобщение. Подведение итогов урока.

Ответьте на вопросы рубрики “Проверь себя”

Чтение вывода в учебнике с.89.

9. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике с.86-89. Ответить на вопросы в рубрике “Проверим себя”