Цель: формирование национального самосознания.
Задачи:
- закрепить и расширить знания детей о культуре родного края;
- воспитывать интерес к изучению истории своей родины.
План урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим воспитательное мероприятие “Тайна и истина моего рода”. Поговорим о жизни и быте ненцев, узнаем, что такое род и на какие группы подразделяется. (Слайд 1)
Ребята, как вы думаете, когда впервые упоминают о народе ненцы? (Ответы детей)
Учитель: Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи.
В XI в. в летописи Нестора: “... Югра же люди есть нем и соседят с самоядью; на полуночных странах”. Упоминания о ненцах содержатся в летописях 1032, 1116 гг. и др.
Учитель: Вы знаете, как раньше назывались ненцы? (Ответы детей)
Учитель: До октября 1917 г. ненцы были известны под названием самоеды (самодины), а восточная их часть наиболее часто называлась юраками.
Принятое в советское время название народности, говорящей на ненецком языке, “ненцы” является несколько измененным самоназванием этой народности. Ненэйненэць в переводе с ненецкого означает настоящий человек. (Слайд 2)
Исследованием быта и жизни ненцев занимались как отечественные исследователи: Г.Д. Вербов “Пережитки родового строя у ненцев”, П.И. Третьяков “Туруханский край”, Ю.И. Кушелевский “Северный полюс и земля Ямал”, Н.А. Костров, несколько работ по этнографии азиатских ненцев, так и зарубежные: англичанин Эдвард Рэ “Его страна северного ветра или путешествие к лапландцам и самоедам” издана в Лондоне в 1875; итальянец Стефан Сомье “Лето в Сибири между остяками и самоедами” и др. Интерес изучения северных народностей не утихает и в настоящее время. (Слайд 3,4)
Посмотрите, ребята, на экран и постарайтесь запомнить фамилии известных исследователей.
Учитель: Ребята, а кто знает какую территорию занимают ненцы? (Ответы детей).
Ненцы занимают обширную территорию от Белого моря на западе до низовьев реки Енисей на востоке. Территория заселенная ненцами, полностью входит в Россию и распределяется между тремя автономными округами:
Учитель: Кто знает, какие три округа заселены ненцами? Обратите внимание на экран, давайте постараемся запомнить данную информацию. (Ответы детей).
(Слайд 5)
Ненецкий автономный округ (Архангельская область (пл. 214 тыс. км 2) центр Нярьян–Мар; остров Новая Земля);
Ямало–Ненецкий автономный округ (Тюменская область, центр – Салехард вкоторую входят Приуралье, полуостров Ямал, западная часть Гыданского полуострова, Тазовский полуостров, бассейны реки Пур, Таз, Полуй, Надым.В округе семь районов: Приуральский (Аксарка), Ямальский (Яр–Сале), Надымский (Ныда), Тазовский (Тазовское), Пуровский (Тарко-Сале), Шурышкарский (Мужи), Красноселькупский (Красноселькуп)).(Слайд 6.)
Таймырский (Долгано-ненецкий) автономный округ (Красноярский край центра – Дудинка).
Большинство географических названий легко переводится и часто связано с характером данной местности. Например, Ямал (Я мал) – край, конец земли. (Слайд 8)
Учитель: Скажите, ребята, чем издревне занимались ненцы? (Ответы детей)
Хозяйство ненцев издавно было комплексным. Ведущей отраслью было и остается оленеводство. (Слайд 7. Отрасли хозяйства). Значение оленеводства очень велико:
- Транспортное средство;
- Пища; (Слайд 9)
- Одежда;
- Жилище;
- Орудие и предметы труда.
Другими отраслями хозяйства являются охота и рыболовство. Объектами охоты тундровых ненцев являются дикий олень, песец, лисица, волк, заяц, белый медведь, различные виды морских животных (главным образом – тюлени), а также птицы. Рыболовство является важным источником питания ненцев, особенно в летнее время. (Слайд 10)
Основной общественной единицей ненцев был род (нен.Еркар). Обычным является вопрос незнакомому человеку: “Еркарар Намгэ?” (“Какого ты рода?”). (Слайд 11)
Род – группа кровных родственников, ведущих своё происхождение от реального или мифологического предка. Счёт родства может вестись по мужской линии (отцовской линии) и по женской (материнский род)
Группы родов называют племенами, есть не что иное, как фратрии. Фратрии делятся на 2 группы:
1 группа: Надер, Нано-Харючи, Вода, Вэла, Евай, Езынгы, Ладукай, Ламбай, Ненянг, Нехэця, Няруй, Нокатэта, Сехой, Сусой,Сэротэта, Тадибя, Тэсяда, Харючи, Хороля, Худя, Хунгаля, Ядне, Ямал, Ябтонэ.
2 группа: Вануйто, Вора, Вэнонка, Ламдо, Пуйко, Хандер, Ята я, Яптик, Яр, Явнгад.
Ребята, посмотрите на экран и определите к какой группе относится ваш род.
Родовым именем называется общее имя у всех членов рода. Сегодня такие имена часто становятся фамилиями. (Слайд 12)
Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии, запомнив её с детства, мы на протяжении жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для нас.
Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей. Есть родовые фамилии так или иначе связанные с названиями зверей, птиц и рыб. (Слайд 13)
Ребята, а вы знаете значение и происхождение ваших фамилий? Что оно означает? Какие тайны в себе хранит? Что бы полнее понять и раскрыть историю возникновения фамилий давайте обратимся к легендам и преданиям, передававшихся из поколения в поколение.
Легенда о фамилиях (рассказывает учитель, на фоне может звучать тихая мелодия из репертуара народов Крайнего Севера): “Много тысяч лет назад жил богатый старик. Жил он долго, но состарился и собрался умирать. Позвал он своих детей и сказал: “Дети мои, умираю. Мне жаль оставлять вас на белом свете”. Обращаясь к старшему сыну, молвил: “Я хочу, чтобы ты, любимый мой сын, стал хозяином тех мест, где кочевали все наши предки и этого мыса (Сале), и фамилия тебе будет Салиндер (Хозяин этих мест)”. Позвал он второго сына и сказал: “Тебе отдаю большую часть оленей. Фамилия у тебя отныне Нокатэтто, что означает многооленный”. Третьему сыну сказал: “Ты сыночек, возьми себе только белых оленей (Сэр ты). Ты будешь Сэротэтто, что означает белооленный”. Посмотрев на младшего сына, старик заплакал и сказал: “Жаль, но тебе ничего не осталось. Даю только один совет: ходи на своих ногах, тебе оленей не досталось, но ты сильный, что найдешь в пути, то будет твоим. Иди пешком (яда хань) и фамилию ему дал – Ядне”
Теперь и вы знаете одну из легенд, которая рассказывает нам о возникновении фамилий. Ребята, давайте посмотрим как у нас предстоит дело с численностью представителейтех или иных фамилий в нашем интернате. (Слайд 14) Видите, как хорошо видно каких родов очень мало, а у кого очень хорошие корни. А теперь давайте о фамилиях наших родов послушаем стихотворение.
Ученик 1.
Фамилий, каких только нет:
Смешных, горделивых, серьезных,
Со смыслом двойным и с секретом,
Кричащих, угрюмых, курьезных!
Ученик 2.
Фамилии бродят по свету
И ищут по вкусу хозяев...
Фамилий, каких только нет:
И добрых и злых и отчаянных!
Ученик 3.
Горжусь я своею фамилией,
Ведь это не просто слово,
Оно дорогое мне, милое,
Его повторяю я снова.
Ученик 4.
Ведь это – моя фамилия,
Ведь это – моя реликвия,
Ведь это - моя семья,
Ведь это – истинный я!
Слайд 15
Учитель: Молодцы, ребята, Спасибо. Учитель зачитывает эпиграф на слайде. Задумайтесь, пожалуйста, над смыслом этих слов. Может быть, после занятия, кто-то из вас по другому увидит значение своей фамилии, своей принадлежности к роду.
Итог занятия. Понравился ли вам урок? Какие моменты больше всего понравились? Что запомнилось?
Использованная литература.
- Л.В. Хомич Ненцы: СПб, Русский Двор,1995 – 336 с.
- Лымарь Л.А Мой северный край: Разработки внеклассных мероприятий. - Салехард: ГОУ ДПО яноипкро,2009. 75 с.
- Лымарь Л.А Сборник вопросов и ответов по краеведению. - Салехард: ГОУ ДПО яноипкро,2008. 23 с.