Обобщение опыта воспитания класса

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (700 кБ)


“Ребёнок должен пользоваться благами
социального обеспечения.
Ему должно принадлежать право на
здоровые рост и развитие,
с этой целью специальный уход и охрана
здоровья должны быть ему обеспечены”.
Извлечение из Декларация о правах ребёнка

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. И задача педагогов направить ребёнка на путь сохранения и укрепления своего здоровья. У современных младших школьников, по оценкам отечественных специалистов, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:

  • год от года возрастают учебные нагрузки;
  • досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.

Всё это приводит к гиподинамии, нарушениям осанки, зрения и т.д. Отсюда и возникла основная идея моей работы над темой - использование возможностей внеурочной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий как условие сохранения и укрепление здоровья младших школьников и подготовки их к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма. Успешному выполнению сознательной и профессиональной функций, способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний.

Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.

Изучив медицинскую, научно-методическую и педагогическую литературу, опыт работы других педагогов, выделила для себя основные составляющие воспитательной работы:

  • мероприятия, направленные на сохранение здоровья и профилактику заболеваний;
  • мероприятия, направленные на формирование у учащихся здорового образа жизни;
  • мероприятия, направленные на просветительскую работу с родителями учащихся.

В своей воспитательной работе я опираюсь на следующие принципы:

  1. Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.
    Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий образовательного учреждения и родителей.
  2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья. А вести их за собой по этому пути.
  3. Принцип “не навреди!”. Предусматриевает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
  4. Пинцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами являются общечеловечские ценности.
  5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: “Научился сам – научи друга”.
  6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Учитывая конкретные условия, в которых осуществляю свою педагогическую деятельность и, ориентируясь на конкретные успехи обучающихся, я определила 4 этапа работы.

На их реализацию было запланировано 4 года:

  • 2009-2010 учебный год – реализация программы “Основы здорового питания”,
  • 2010-2011 учебный год- реализация программы “Здоровье – дар природы”,
  • 2011-2012 учебный год - реализация программы “Здоровье и здоровый образ жизни”,
  • 2012 – 2013 учебный год - реализация программы “Самопознание и саморегуляция”.

Одной из главных задач стало создание комфортных условий для образовательного процесса. В работе по данному направлению большую помощь мне оказывают родители моих учеников и администрация лицея.

За 3года в классе полностью установлена новая современная мебель, рассчитанная на детей младшего школьного возраста, что способствует сохранению правильной осанки учащихся. Учитывая актуальность проблемы снижения остроты зрения у детей младшего школьного возраста, я настояла на замене светильников в классе. С приобретением кулера времяпрепровождение ребенка в кабинете стало более комфортным. Эмоциональное настроение создают живые цветы, имеющиеся сегодня в достаточном количестве. Работа над сохранением и развитием аэрофитомодуля продолжается. Очень большое внимание оказывает микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в лицей, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники.

Следующим этапом моей работы стало изучение состояния здоровья учащихся при поступлении в первый класс. (приложение 1)

Оказалось, что большая часть 13,65% детей имеют первую основную группу, 6,30% - подготовительную и малую долю 1,5% детей - специальную группу.

Начала отслеживать физическое состояние учащихся. (приложение 2)

Реализация воспитательной программы первого года обучения проходила через активное посещение первоклассниками кружка “Разговор о правильном питании” руководителем, которого я являлась. Мы знакомились с такими темами, как “Состав пищи”, “Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма”, “Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека”, “Аппетит и его отсутствие”, “Правила питания и вред переедания”, “Соблюдение гигиенических правил” и др. При этом использовала следующие формы работы: викторины, конкурс пословиц и загадок, инсценировки, беседы, мини- проекты. Анкета (степень значимости продуктов) (приложение 3)

Во втором классе мы проводили беседы о связи природы и здоровья. Здоровье и природа являются междисциплинарными понятиями и их можно рассматривать с точки зрения географии – науки, которая является одним из способов познания окружающего мира. Многие наши мероприятия, связанные с этой темой, проходили в городской детской библиотеке: творческий конкурс “Сохраним природу вместе” в рамках областного проекта “Времена года”, праздник осени “Собираем урожай”, беседа с элементами викторины “Синичкин календарь” и др. Как здорово узнавать что-то новое и интересное, а ещё играть в увлекательные и познавательные игры! В процессе проведения серии экологических игр, занятий дети узнали способы сохранения и укрепления здоровья при взаимодействии с природой.

Этому способствовали и проведённые классные часы: “Наше настроение”, “Здоровье зависит от того, чем мы питаемся”, “Чтобы быть здоровым, человеку надо съедать как можно больше фруктов и овощей”, “Охраняя природу – мы сохраняем свое здоровье”, “Зависимость состояния человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли”, “Может ли Земля болеть?”. Ребята составляли слоганы на тему “Будь природе другом”. Совместно с детьми и родителями в выходной день выходили на экскурсию в парк, любовались красотой природы, которая приносит нам радость и вызывает восхищение. Размышляли над тем, как продлить жизнь цветов, собирали растения для гербариев, а на классных часах создавали флористические композиции.

Так же как и в 1 классе использовала различные формы работы: соревнования, праздники, день подвижных игр, инсценировки. На классных часах использовала видеосюжеты по теме.

Результат работы над программой во 2 классе мы представили в виде проекта “Сохраним природу вместе”.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Размышления над этими вопросами стали приоритетными в реализации программы “Здоровье и здоровый образ жизни” в 3 классе. Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно – достояние каждого и богатство всей страны. В течение учебного года учащиеся познакомились с факторами, влияющими на здоровье человека, узнали правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой, проанализировали свой образ жизни, определили правила и нормы здорового образа жизни. Теперь учащиеся знают, как сохранить свое здоровье до самой старости.

Изучая данные темы, мы вместе с детьми читали и обсуждали научно-популярную литературу, разрабатывали комплекс действий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составляли ребусы и кроссворды.

По итогам этого учебного года планируется провести семейный праздник

“Здоров я – счастлива моя семья”, инициаторами проведения которого являются все участники образовательного процесса.

Так как программа 3 класса является обобщением знаний и умений, полученных в 1 и 2 классах, в конце учебного года планирую провести тестирование по изученным вопросам.

В 4 классе я планирую работать над программой “Самопознание и саморегуляция”. Что означают эти понятия? Самопознание - это процесс узнавая себя, своих потенциальных, актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.п. Саморегуляция позволяет без особых усилий контролировать здоровье и повышать творческие, волевые и физические возможности.

Считаю, что работа над этой программой актуальна именно для учащихся 4 класса, так как это позволит сделать более успешной адаптацию детей при переходе в среднее звено. Вот некоторые темы, над которыми я планирую работать: “Я как индивидуальность”, “Я и общество”, Внешнее сходство и различия людей, “Мои друзья и одноклассники”, “Правила знакомства”, “Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств”.

Для достижения оптимального результата предполагаю дальнейшее изучение научно-популярной литературы, встречи с психологом,
проведение ролевых игр, тестирование “Умею ли я контролировать свое поведение?”.

Цель которых: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

В своей работе я ориентирую не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. На современном этапе недостаточно проведения занятий в форме беседы. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей. Что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (опыты и исследования, ролевые игры, решение ситуативных задач, минутки рефлексии, выполнение творческих проектов, комплекс физических и оздоровительных упражнений (физминутки, “оживлялки”), общение с природой, необходимыми для развития навыков ребёнка.

Занятия по формированию здорового образа жизни наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Использование изобразительной и театрализованной деятельности в процессе занятий повышает результативность обучения детей. Все занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно, с учётом накопления знаний, умений и практического опыта.

На каждом занятии используются приёмы как внешней, так и внутренней мотивации. В содержание занятий включаются проблемные вопросы, которые активизируют, познавательную деятельность школьников. Ролевые игры создают эмоциональный настрой, будят эстетические чувства и интересы учащихся, повышают личностную значимость учения для детей.

В настоящее время образовательный процесс связывают с деятельностным подходом и освоением предметных, метапредметных и личностных компетенций. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Метод проектов не является новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно развивающемся мире.

Метод рефлексии. Считаю, не менее важным для сохранения здоровья развивать у ребёнка способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал. Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение. Необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний. Дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Метод решения педагогических ситуаций используется не только при работе с детьми на внеклассных занятиях и классных часах. Но и в работе с родителями. На родительских собраниях предлагаю взрослым для решения педагогические задачи, даю рекомендации по выбору более правильного пути в воспитании здорового образа жизни ребёнка.

К нетрадиционным формам занятий я отношу: брейн-ринг, путешествие, суд, викторина, соревнование, аукцион и др. В моём творческом поиске родились игровые формы воспитания здорового образа жизни. Так, практиковалось проведение судебного процесса над “вредными привычками”, ребята судили “хулиганство”, “лицемерие”, “зло” и т.д.

Провожу ролевые игры и занятия в форме “путешествий”, где заранее намечается ряд станций. При этом класс разбивается на 3 группы и каждая получает свой маршрут следования.

Программа звукотерапии “Унисон”

Методика Е.Котеленко заключается в том, чтобы на уровне простых невербальных звуков выразить чувства, эмоции и переживания человека. Используя данную методику можно улучшить психическое состояние, вылечить язву желудка, гипертонию, спазмы сосудов, хронические бронхиты, стабилизировать ритм организма и качество дыхания, успокоить возбужденность.

  • Если у вас
  • плохое настроение - произнесите “ой-ой-ой”, раздражение - “р-р-р”,
  • Если вы злитесь - “з-з-з”, влюблены - “л-л-л”, обрадовались - “а-а-а”, вялы и сонливы - “и-и-и”.

Программа по картинотерапии

На востоке картинотерапия известна на протяжении уже многих столетий. Она базируется на известных методиках цигун- терапии с использованием средств в виде произведений живописи и каллиграфии.

Итальянские ученые провели исследования, в результате которых было установлено, что когда люди смотрят на картины, которые им нравятся, они ощущают боль в 3 раза менее интенсивно, чем в случаях, когда им приходится смотреть на некрасивые картины.

Наши отечественные биологи выявили одно удивительное свойство живописи. Работая в лаборатории, они поставили перед репродукцией знаменитого художника И.И.Шишкина “Корабельная роща” стакан свежего молока. Поставили и забыли. А через день с удивлением обнаружили, что молоко не прокисло. Потом пошли эксперименты. Оказалось, что перед картинами Пикассо, Дали молоко скисало. А перед картиной Малевича “Черный квадрат” молоко скисало раньше всех. Ученые пришли к выводу, что картины излучают особого вида энергию, которая и влияет на молоко. Если энергия позитивная - оно не скисало. Такую же энергию картины передают людям.

Произведения искусства могут не только доставлять эстетическое наслаждение, но и лечить. Одни повышают работоспособность, другие- улучшают сон, снимают стресс, создают комфортную экологическую обстановку.

Чтобы занятия понравились детям, стараюсь работать без нравоучений. Стараюсь задавать детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшим занятиям. Отмечаю их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. Ребёнок отвечает так, как считает нужным, как понимает, чувствует и видит, поэтому выслушиваю все ответы, не показывая своё отрицание, стараюсь уважать самые неожиданные ответы.

Путь к здоровью долог. Но приятно осознавать, что анализ работы по сохранению здоровья учащихся моего класса показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний, не прогрессируют хронические заболевания, дети осознали, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью.

В своей работе по сохранению здоровья младших школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но и взрослых: педагогов, медицинского работника, а также родителей. Здесь я полностью согласна со словами В.А.Сухомлинского: “Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!”

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3