План.
- Ещё раз об интерактивном плакате.
- Аннотация, структура и методические рекомендации по применению ОЭР “Историческая карта” на уроках истории в 5 классе.
В этом учебном году я предлагаю коллегам ОЭР - интерактивный плакат “Историческая карта” для 5 класса. Небольшое исследование на тему об интерактивном плакате мною было опубликовано в 2012-2013 учебном году на сайте “1 сентября”, поэтому останавливаться на теоретических суждениях подробно я не буду. Но напомню коллегам, что
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЛАКАТ - это электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук.
По сравнению с обычными полиграфическими плакатами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЛАКАТ имеет ряд особенностей.
Особенности интерактивных плакатов:
высокая интерактивность – диалог
между учителем и учеником посредством данной
программы, это ещё один новый метод работы на
уроке;
А также нужно помнить при изготовлении и применении интерактивных электронных плакатов, что они имеют определённую структуру.
Структура интерактивного плаката может выглядеть так:
- иллюстрированный опорный конспект;
- многоуровневый задачник;
- набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
- конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала);
- навигация.
По содержанию ОЭР, в зависимости от того, какую цель и задачи ставит перед собой педагог, может носить информационный, игровой, моделирующий, контролирующий, обучающий, обобщающий характер и др.
Интерактивный плакат “Историческая карта” на уроках истории в 5 классе будет интересен как при индивидуальном, так и при групповом обучении.
Рабочее время 35-40 минут (творческое задание выполняется в домашних условиях).
Аннотация ОЭР |
|
Тип ресурса | Обучающий ОЭР |
Название предмета | История (пропедевтический курс) |
Тема урока | “Историческая карта” |
Технические средства, необходимые для работы с данным ресурсом | ПК, Microsoft Office PowerPoint 2007, принтер |
Программные средства, используемые для разработки данного ресурса | Microsoft Office PowerPoint 2007, Word 2007 |
Информационные ресурсы, используемые для разработки ОЭР | 1. География. Современная
иллюстрированная энциклопедия. — М.:
Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.
(О видах исторических карт). 2. В. Н. Темушев - Исторические карты. Проблемы их создания и применения на уроках истории. (О видах исторических карт). 4. Майков А.Н. – История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007. 5. Социологический словарь http://slovarus.ru/?di=2214 |
Цель, реализуемая с помощью данного ресурса | - Познакомить ученика с исторической
картой; видами исторических карт; с особенностями легенды исторической карты. - Учить читать историческую карту; отличать историческую карту от других видов карт. |
Педагогические задачи, решаемые с помощью данного ресурса | Предметные задачи:
Метапредметные задачи: Формирование у ученика
Личностные задачи: формирование опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к своей деятельности. |
Формируемые результаты обучения | Ученик узнает, что такое “историческая
карта”, “легенда карты”; какие бывают
исторические карты. Ученик познакомится с особенностями легенды исторической карты. Ученик научится читать историческую карту; отличать историческую карту от других видов карт. Ученик продолжит формировать - навыки самостоятельной работы с ОЭР; -навыки планирования и организации своей учебной деятельности на уроке и дома; - готовность представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (карта, рассказ – фантазия). Ученик продемонстрирует наличие (или частично) способности решать творческие задачи, используя контекстные знания. Ученик приобретёт опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к своей деятельности. |
Форма организации деятельности учащихся (учащегося) |
Предъявление учащемуся учебного материала. Обеспечение самостоятельной работы учащегося по изучению нового материала. |
Структура плаката “ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА” на уроках истории для 5 класса.
Интерактивный плакат “ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА” для 5 класса, состоит из 4 БЛОКОВ, РАБОЧЕЙ КАРТЫ УЧЕНИКА (включая оценочный лист) и НАВИГАЦИИ:
“Цель” и “Теория” - здесь ученик (-и) знакомится (-ятся) с целью занятия и основными задачами, которые необходимо будет ему (ей, им) решить, какие навыки освоить и закрепить, а также учебной текстовой информацией по изучаемой теме, которая включает в себя, в том числе, работу с понятийным аппаратом;
“Практика” - это практическая часть работы, которая включает в себя задания репродуктивного и творческого характера, выполнив которые, ученик (-и)
создаст (-дут) собственный продукт деятельности (предполагается, что творческая часть работы выполняется в домашних условиях, либо уроки должны быть спаренные);
“Проверь и оцени себя!” - блок для самопроверки (он содержит верные ответы к теоретическим и практическим заданиям, балльную шкалу, шкалу оценивания);
“Сертификат” - 3 слайда, на которых размещены сертификаты I, II, III степени (в зависимости от общего количества баллов, которые ученик (-ки) наберёт (-ут), поэтапно выполняя все задания). По сути, это самооценка ученика и оценка, которую учитель сможет выставить по итогам изучения новой темы “Историческая карта”. Сертификат следует распечатать по завершении всех видов работ и подсчёта общего количества баллов и вписать ф.и. ученика;
“Как работать с плакатом (навигация)” - слайд, на котором расположена информация, облегчающая ученику (-ам) или учителю, возможность самостоятельно “передвигаться” по плакату. Начинать работу следует именно с этого слайда, независимо от формы (индивидуальная или групповая) и, желательно под руководством учителя (особенно, если ребята не очень сильные) – это сэкономит время на уроке и при подготовке домашнего задания.
“Рабочая карта ученика” (Приложение 1) - пошаговая инструкция изучения новой темы, выполнения заданий, рефлексии, самооценки для ученика, включая оценочный лист. Общие результаты учитель может использовать, как возможность оценить деятельность ученика (-ов) по итогам изучения новой темы.
До начала работы с ОЭР ученика (-ов), следует распечатать РАБОЧУЮ КАРТУ УЧЕНИКА (может быть другой вариант: заполнение карты в электронном виде, но это может затруднить и затянуть время работы на уроке, а также выполнение творческой части задания – составление рассказа и карты).
Задания типа “СДЕЛАЙ ВЫВОД” содержатся и в теоретическом и практическом блоках – это позволит ученику (-ам) самостоятельно провести рефлексию.
Данный ОЭР при его незначительной трансформации, может применяться на уроках географии и в начальной школе на уроках “Окружающий мир”, что делает его универсальным. Поэтому оставляю презентацию открытой.
Желаю всем удачи в этом учебном году и высоких творческих достижений!