Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.
Задачи:
- Способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
- Открытие нового правила русского языка с орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне
- Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. 3 класс. Часть 1., мультимедийная система, раздаточный материал для групповой работы, для рефлексии.
I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
- Ребята, закройте глаза, настойтесь и повторяйте за мной:
- Я уже много знаю.
- Вокруг много неизвестного.
- Я хочу узнать больше!
- Я могу узнать больше!
- Я готов работать!
- Откройте глаза.
II . Актуализация знаний. Словарная работа.
- Я загадаю слова, а вы отгадайте и назовите мне ту орфограмму, которую нужно проверить или запомнить.
(Объясняют написание и записывают в тетрадь, выделяя орфограмму (зелёным цветом или подчёркивая).
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик-
Кричат все: “Шайба! Клюшка! Бей!”
Веселая игра...(хоккей). (Хоккей , орфограмма удвоенная “к”, запоминаем.)
Учитель был ужасно строг,
А класс не выучил... (урок) (Урок, орфограмма “к”, проверим уроки.)
Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут ....(аллея). (Аллея, орфограмма удвоенная “л”, запоминаем.)
Весело играла скрипка,
На лице у всех... (улыбка). (Улыбка, орфограмма “б”, проверим улыбаться.)В магазин с сестрой ходили,
Все, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги в... (кассу). (Касса, орфограмма удвоенная “с”, запоминаем.)
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это... (Еж) (Ёж, орфограмма “ж”, проверим ежи.)
Погасли лампочки вокруг,
И гладить перестал...(утюг). (Утюг, орфограмма “г”, проверим утюги.)
Проверим (слайд2)
- Чем похожи эти орфограммы? (Орфограммы – согласные.)
- На какие группы их можно разделить? (На парные и удвоенные.)
- Какие слова отнесём к первой группе? (Урок, улыбка, ёж, утюг..)
- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении оноглушается.)
- Какие слова отнесём ко второй группе? (Хоккей, аллея, касса.)
- Что происходит с парными согласными при произношении? (Он сливаются в один звук.
Молодцы! Вы справились с первым заданием
III. Постановка учебной проблемы.
1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.(слайд3)
Что это? (“со...це”)
- А когда светит солнце, то день бывает:
(“чуде...ный”, “радо...ный”)
Давайте запишем эти слова. К доске выходят 2 ученика. Варианты записи;
Сонце чудестный радосный Солнце чудесный радостный
Видят несоответствия в написании. Если нет, сами даём другую запись.
- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.
- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?
2. Выход из проблемы путём побуждающего диалога.
- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)
-... , ты почему не написал согласную ... в слове ...? (Согласную не слышно при произношении.)
- У кого другое мнение?
Дети поднимают руки. Если нет, сами находим ребенка, сделавшего другую запись, или предлагаем свою.
- ... , а ты ... почему написала согласную ... в слове...? (Я могу её произнести, значит, её надо писать.)
- Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная.)
- Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет.)
IV. Постановка цели урока.
- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать
- Какова цель нашего урока? Что мы делаем на уроках русского языка? (Учимся грамотно писать слова.) (слайд4)
V. “Открытие нового знания”. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.
Выдвижение гипотезы
- Сейчас вы объединитесь в пары по 2 человека.
- Работаете по алгоритму.(слайд4)
КАРТОЧКА Задание:
Внимательнорассмотритепарыслов.
Определите одинаковую часть в словах.
В каких словах произношение расходится с написанием?
В какой части слова это расхождение?
Определите, в каком слове эта буква не произносится, а в каком слышится четко.
Честный – честен
Здравствуй - здравие
Сердце – сердечко
Звёздный – звезда
- Что вы заметили? (публичное выступление)
- Почему непроизносимый согласный стал слышаться четко?
- Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова. (Публичное выступление)
- Данные слова являются однокоренными.
- В первом столбике находятся слова, которые требуют проверки, т. к. в них не четко слышатся непроизносимые согласные.
Во втором столбике находятся проверочные слова, т.к. непроизносимые согласные в них слышатся четко.
- После него стоит гласная буква.
- Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится.)
Если дети затрудняются можно сделать транскрипцию слов.
- А это мы знали? (Нет.)
- Это новое сегодня.
- Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.Исключение чередование согласных.)
- Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные...)
Здесь возможны дополнительные вопросы:- А как ты бы назвал? А ты как считаешь?
- Молодцы! Интересные названия придумали.
2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
- Откройте учебники на странице 59 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык. 3 класс”) и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
Дети читают про себя текст в рамочке.
- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.)
- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.)
- Зная тему урока, дополните цель.(слайд 6)
УЧИМСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА
- Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ( [д],[т],[в],[л] )
- Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не допускать ошибок. (д,т,в,л)
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков, и один из них не произносится.)
- Назовите такие сочетания. ( [стн],[здн] [рдц],[лнц][вств])
- Вот ещё какие сочетания букв могут встретиться в словах.
- Это правило или закон языка? (Это закон языка.)
3. Приём “яркое пятно”.(слайд 7)
Чтение стихотворения для лучшего запоминания правила.
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтоб “ ЭЛЬ”, и “Т”, и “Д”, и “В” в них четко написать.
4. Физ. минутка на внимание. Игра “Сделайте, пожалуйста”.
Дети выполняют движения по команде учителя, только если он добавляет слово“пожалуйста”
5. Решение проблемы.
- Вернёмся к нашим словам. (слайд 8)
- У кого из моих помощников есть ошибки?
- О чём задумались? (Есть ли в слове непроизносимый согласный звук и нужно ли обозначать его буквой.)
- А как можно проверить? (Подобрать однокоренное слово.)
- А любое однокоренное слово подойдёт? (Нет.)
- А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится.)
- Кто поможет мне сформулировать правило? Как не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным? (Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы звук стал произносимым.)
“со...це”, “чуде...ный”, “радо...ный”
- Что надо сделать со словом солнце?
- Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.
- Найдите такое слово. Солнышко Солнечный
- Кто подобрал другое слово?
- Запишите в тетрадь:
Солнышко – солнце, чудеса – чудесный, радость – радостный.
- Прочитайте правило на стр. 114.
Какая пара лишняя? Почему?
Дети: Чудесный, потому, что можно написать лишнюю букву.
Что нужно сделать, если встретилась орфограмма “непроизносимые согласные в корне слова”? Составим алгоритм. (слайд № 9)
VI. Первичное закрепление.
(слайд 10) Чтобы выполнить следующее задание мы обратимся к сказке Сергея Александровича Пушкина(приём “ловушка”). Хотелось бы посмотреть помните ли вы сказки поэта.
Видит: весь, сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?
- Узнали сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимой согласной, и тогда получится текст, который был у Пушкина.
(Запись на доске и в тетрадях):
печальной – грустной
добрый день – здравствуй
пасмурный – ненастный
VII. Продуктивные групповые коммуникации.
1. Работа в группах.
Сейчас я предлагаю выбрать одну из карточек, которые лежат перед вами на парте. Не достаточно просто думать, а обязательно нужно прочувствовать задание. Результат в этом случае будет хорошим.
1 карточка. Прочитайте пословицы. Объясните, как понимаете смысл (устно). Вставьте пропущенные буквы.
- По щедрости руки видно, какое сер?це.
- Добрый конь не без седока, а чес?ный человек не без друга.
- Завис?ливый от чужого счастья сохнет.
- Счас?ливыйрадос?но живет.
Карточка №2
Со словами:
1. Праз?ничный, чудес?ный, интерес?ный, прелес?ный.
2. Со?нце, прелес?ный, чес?ный, счас?ливый.
составить четверостишье. Пропущенные буквы вставить.
Публичное выступление.
VIII. Подведение итогов урока.(слайд 11)
- Давайте подведём итоги .
- Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.)
- Какова цель нашего урока? (Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласным в корне слова.)
- Да, мы учились грамотно писать эти слова.
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
(Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал произносимым.)
- Достигли мы цели? (Да. Нет. Не совсем.)
- На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним.
- Где мы можем применить новые знания? (В письменной речи на разных уроках: написание сообщений, писем, сочинений...)
Домашнее задание.
IX. Рефлексия деятельности. Самооценивание на уроке.
Литература.
1. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Под научной редакцией А.А.Леонтьева.- М.: Баласс, 2006.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. – М.: 2009.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Часть 1. - М.: Баласс, 2008.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.
5. Жиренко О.Е. и др. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы.- М.: 5 за знания, 2005.
6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – М.: Владос, 1999.