Непроизносимые согласные в корне слова

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.

Задачи:

  • Способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  • Открытие нового правила русского языка с орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне
  • Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. 3 класс. Часть 1., мультимедийная система, раздаточный материал для групповой работы, для рефлексии.

I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

- Ребята, закройте глаза, настойтесь и повторяйте за мной:

  • Я уже много знаю.
  • Вокруг много неизвестного.
  • Я хочу узнать больше!
  • Я могу узнать больше!
  • Я готов работать!

- Откройте глаза.

II . Актуализация знаний. Словарная работа.

- Я загадаю слова, а вы отгадайте и назовите мне ту орфограмму, которую нужно проверить или запомнить.

(Объясняют написание и записывают в тетрадь, выделяя орфограмму (зелёным цветом или подчёркивая).

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик-
Кричат все: “Шайба! Клюшка! Бей!”
Веселая игра...(хоккей). (Хоккей , орфограмма удвоенная “к”, запоминаем.)

Учитель был ужасно строг,
А класс не выучил... (урок) (Урок, орфограмма “к”, проверим уроки.)

Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут ....(аллея). (Аллея, орфограмма удвоенная “л”, запоминаем.)

Весело играла скрипка,
На лице у всех... (улыбка). (Улыбка, орфограмма “б”, проверим улыбаться.)

В магазин с сестрой ходили,
Все, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги в... (кассу). (Касса, орфограмма удвоенная “с”, запоминаем.)

Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это... (Еж) (Ёж, орфограмма “ж”, проверим ежи.)

Погасли лампочки вокруг,
И гладить перестал...(утюг). (Утюг, орфограмма “г”, проверим утюги.)

Проверим (слайд2)

- Чем похожи эти орфограммы? (Орфограммы – согласные.)

- На какие группы их можно разделить? (На парные и удвоенные.)

- Какие слова отнесём к первой группе? (Урок, улыбка, ёж, утюг..)

- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении оноглушается.)

- Какие слова отнесём ко второй группе? (Хоккей, аллея, касса.)

- Что происходит с парными согласными при произношении? (Он сливаются в один звук.

Молодцы! Вы справились с первым заданием

III. Постановка учебной проблемы.

1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.(слайд3)

Что это? (“со...це”)

- А когда светит солнце, то день бывает:

(“чуде...ный”, “радо...ный”)

Давайте запишем эти слова. К доске выходят 2 ученика. Варианты записи;

Сонце чудестный радосный
Солнце чудесный радостный

Видят несоответствия в написании. Если нет, сами даём другую запись.

- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?

2. Выход из проблемы путём побуждающего диалога.

- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)

-... , ты почему не написал согласную ... в слове ...? (Согласную не слышно при произношении.)

- У кого другое мнение?

Дети поднимают руки. Если нет, сами находим ребенка, сделавшего другую запись, или предлагаем свою.

- ... , а ты ... почему написала согласную ... в слове...? (Я могу её произнести, значит, её надо писать.)

- Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная.)

- Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет.)

IV. Постановка цели урока.

- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)

- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать

- Какова цель нашего урока? Что мы делаем на уроках русского языка? (Учимся грамотно писать слова.) (слайд4)

V. “Открытие нового знания”. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Выдвижение гипотезы

- Сейчас вы объединитесь в пары по 2 человека.

- Работаете по алгоритму.(слайд4)

КАРТОЧКА

Задание:

Внимательнорассмотритепарыслов.

Определите одинаковую часть в словах.

В каких словах произношение расходится с написанием?

В какой части слова это расхождение?

Определите, в каком слове эта буква не произносится, а в каком слышится четко.

Честный – честен

Здравствуй - здравие

Сердце – сердечко

Звёздный – звезда

- Что вы заметили? (публичное выступление)

- Почему непроизносимый согласный стал слышаться четко?

- Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова. (Публичное выступление)

- Данные слова являются однокоренными.

- В первом столбике находятся слова, которые требуют проверки, т. к. в них не четко слышатся непроизносимые согласные.

Во втором столбике находятся проверочные слова, т.к. непроизносимые согласные в них слышатся четко.

- После него стоит гласная буква.

- Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится.)

Если дети затрудняются можно сделать транскрипцию слов.

- А это мы знали? (Нет.)

- Это новое сегодня.

- Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.Исключение чередование согласных.)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные...)

Здесь возможны дополнительные вопросы:- А как ты бы назвал? А ты как считаешь?

- Молодцы! Интересные названия придумали.

2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

- Откройте учебники на странице 59 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык. 3 класс”) и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

Дети читают про себя текст в рамочке.

- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.)

- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.)

- Зная тему урока, дополните цель.(слайд 6)

УЧИМСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА

- Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ( [д],[т],[в],[л] )

- Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не допускать ошибок. (д,т,в,л)

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков, и один из них не произносится.)

- Назовите такие сочетания. ( [стн],[здн] [рдц],[лнц][вств])

- Вот ещё какие сочетания букв могут встретиться в словах.

- Это правило или закон языка? (Это закон языка.)

3. Приём “яркое пятно”.(слайд 7)

Чтение стихотворения для лучшего запоминания правила.

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб “ ЭЛЬ”, и “Т”, и “Д”, и “В” в них четко написать.

4. Физ. минутка на внимание. Игра “Сделайте, пожалуйста”.

Дети выполняют движения по команде учителя, только если он добавляет слово“пожалуйста”

5. Решение проблемы.

- Вернёмся к нашим словам. (слайд 8)

- У кого из моих помощников есть ошибки?

- О чём задумались? (Есть ли в слове непроизносимый согласный звук и нужно ли обозначать его буквой.)

- А как можно проверить? (Подобрать однокоренное слово.)

- А любое однокоренное слово подойдёт? (Нет.)

- А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится.)

- Кто поможет мне сформулировать правило? Как не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным? (Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы звук стал произносимым.)

“со...це”, “чуде...ный”, “радо...ный”

- Что надо сделать со словом солнце?

- Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.

- Найдите такое слово. Солнышко Солнечный

- Кто подобрал другое слово?

- Запишите в тетрадь:

Солнышко – солнце, чудеса – чудесный, радость – радостный.

- Прочитайте правило на стр. 114.

Какая пара лишняя? Почему?

Дети: Чудесный, потому, что можно написать лишнюю букву.

Что нужно сделать, если встретилась орфограмма “непроизносимые согласные в корне слова”? Составим алгоритм. (слайд № 9)

VI. Первичное закрепление.

(слайд 10) Чтобы выполнить следующее задание мы обратимся к сказке Сергея Александровича Пушкина(приём “ловушка”). Хотелось бы посмотреть помните ли вы сказки поэта.

Видит: весь, сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?

- Узнали сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимой согласной, и тогда получится текст, который был у Пушкина.

(Запись на доске и в тетрадях):

печальной – грустной

добрый день – здравствуй

пасмурный – ненастный

VII. Продуктивные групповые коммуникации.

1. Работа в группах.

Сейчас я предлагаю выбрать одну из карточек, которые лежат перед вами на парте. Не достаточно просто думать, а обязательно нужно прочувствовать задание. Результат в этом случае будет хорошим.

1 карточка. Прочитайте пословицы. Объясните, как понимаете смысл (устно). Вставьте пропущенные буквы.

  • По щедрости руки видно, какое сер?це.
  • Добрый конь не без седока, а чес?ный человек не без друга.
  • Завис?ливый от чужого счастья сохнет.
  • Счас?ливыйрадос?но живет.

Карточка №2

Со словами:

1. Праз?ничный, чудес?ный, интерес?ный, прелес?ный.

2. Со?нце, прелес?ный, чес?ный, счас?ливый.

составить четверостишье. Пропущенные буквы вставить.

Публичное выступление.

VIII. Подведение итогов урока.(слайд 11)

- Давайте подведём итоги .

- Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.)

- Какова цель нашего урока? (Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласным в корне слова.)

- Да, мы учились грамотно писать эти слова.

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

(Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал произносимым.)

- Достигли мы цели? (Да. Нет. Не совсем.)

- На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним.

- Где мы можем применить новые знания? (В письменной речи на разных уроках: написание сообщений, писем, сочинений...)

Домашнее задание.

IX. Рефлексия деятельности. Самооценивание на уроке.

Литература.

1. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Под научной редакцией А.А.Леонтьева.- М.: Баласс, 2006.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. – М.: 2009.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Часть 1. - М.: Баласс, 2008.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.

5. Жиренко О.Е. и др. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы.- М.: 5 за знания, 2005.

6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – М.: Владос, 1999.