Предмет: История Отечества
Класс: 8 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни России в конце XV - начале XVIII века.
Задачи урока:
- Закрепить знания об исторических событиях и личностях конца XV - начала XVIII века, внесших вклад в развитие Российского государства
- Развивать умение соотносить исторические события и даты, распределять их на ленте времени.
- Развивать вербально-логическое мышление (операции анализа, сравнения, обобщения), слуховое и зрительное внимание, память.
- Воспитывать уважительное отношение к истории родной страны, историческим личностям, умение работать в коллективе, настойчивость в достижении цели
Используемые педагогические технологии: Игровые технологии, технология развития познавательного интереса
Необходимое оборудование и материалы: Персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки с датами и событиями, листы бумаги формата А4, тетради, ручки.
Содержание и правила работы с презентацией.
В презентации представлены игровые упражнения для повторения и закрепления знаний об исторических событиях и личностях конца XV - начала XVIII века, внесших вклад в развитие Российского государства. Подобраны вопросы, словарь для закрепления материала по теме, портреты.
На слайде №2 представлены изображения пяти монет. Каждая монета символизирует один из конкурсов. При клике на монету происходит переход на слайд соответствующего конкурса
1 – Конкурс “Блиц”
2 – Конкурс “Таинственная личность
3 – Конкурс “Раз словечко, два словечко”
4 – Конкурс “Год за годом”
5 – Конкурс “Пойми меня”
Возвращение на слайд №2 происходит со слайдов №3, №9, №12, №14
Слайд №3 Заставка к конкурсу “Блиц” Переход по гиперссылке на слайд №2.
Слайд №4. На слайде представлены портреты с изображением силуэтов. При клике на портрет под соответствующим номером происходит переход на следующие слайды:
1 – слайд №5
2 – слайд №6
3 – слайд №7
4 – слайд №8
Возвращение со слайдов №5,6,7 на слайд №4 происходит по гиперссылке правом нижнем углу слайда.
Слайд№5 при клике по знаку вопрос внутри рамки проявляется портрет Ивана Федорова.
Слайд№6 при клике по знаку вопрос внутри рамки проявляется портрет Андрея Рублева (из кинофильма).
Слайд№7 при клике по знаку вопрос внутри рамки проявляется портрет Ивана III Великого.
Слайд№8 при клике по знаку вопрос внутри рамки проявляется портрет Ивана IV Грозного. По гиперссылке происходит переход на слайд №9.
Слайд №9 Портретная галерея выдающихся исторических персонажей. С данного слайда по гиперссылке происходит возвращение на слайд №2.
Слайд №10 При клике на печать внутри свитка происходит переход на слайды №11 или №12
Слайд №11-12 На слайде изображены три ребуса. По гиперссылке переход на слайд №10
Слайд №13 Изображение ленты времени и названия конкурса. При клике переход на следующий слайд
Слайд №14 Изображения исторических событий и дат. При клике год исчезает и одновременно проявляется на ленте времени, при повторном клике соответствующее этому году историческое событие мигает, а затем исчезает и так далее. Затем по гиперссылке переход на слайд №2
Слайд №15 Заставка к конкурсы “Пойми меня”
Слайд №16 Заключительный - аплодисменты
Ход и содержание урока
I. Организационный момент (мотивация учащихся)
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. В течение 20 уроков вы изучали историю Российского государства конца XV - начала XVIII. Узнали о множестве событий произошедших в этот период, познакомились с выдающимися личностями, которые внесли большой вклад в развитие и укрепление могущества наше страны. Настало время проверить - чему вы научились, что запомнили.
Наш урок будет проходить в форме викторины. Вам предстоит выполнить задания в пяти конкурсах. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно и прислушиваться к мнению друг друга.
Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды: (Учитель представляет команды и капитанов. Распределение команд проведено предварительно).
И так, мы начинаем!
II Основная часть
I. Конкурс “Блиц”
- За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов. Если затрудняетесь ответить, произносите слово “Дальше”.
Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл
Вопросы для 1 команды
- Людей, посвятившие свою жизнь служению богу, называют ... (священники)
- Путешественник, совершивший в XV веке путешествие в Индию (Афанасий Никитин)
- Они жили в городах и занимались изготовлением различных изделий для продажи . Кто это? (ремесленники)
- Самое известное произведение иконописца Андрея Рублева (икона “Троица”)
- Военный помощник атамана (есаул)
- Во времена раскола церкви, сторонников старой веры стали называть? (старообрядцы)
- Что такое Семибоярщина? (власть семи бояр)
- Какое государство поддержало Лжедмитрия I (Польша)
- Кто стал предводителем войска ополченцев в Смутное время (Дмитрий Пожарский)
- Год издания первой книги на Руси (1564г.)
- Специальный помост с которого зачитывались царские указы (лобное место)
- Какой собор в Москве построен в честь победы над Казанью (собор Василия Блаженного)
- Под чьим предводительством в 1670 году восставшие крестьяне и казаки отправились на Москву (атаман Степан Разин)
- Кто составил первую карту реки Амур? (Ерофей Хабаров)
- Стена, состоящая из нескольких рядов икон (иконостас)
- Недовольство людей, вызванное заменой серебряных денег медными, вошло в историю под названием ... (Медный бунт)
- Назовите имя крестьянина, который завел польский отряд в непроходимые болота (Иван Сусанин)
- В какой стране впервые появилось книгопечатание? (Китай)
- Воины царской армии (стрельцы)
- Военные люди, которые получали от царя за свою службу деревни с населявшими их крестьянами, назывались
Вопросы для 2 команды
- Слуги, сопровождавшие царя (свита)
- Кто открыл пролив между Азией и Америкой? (Семен Дежнев)
- Современное название места, где печатаются книги (типография)
- Кто собрал и снарядил народное ополчение (Козьма Минин)
- Год начала правления династии Романовых (1613 г.)
- Они занимались торговлей, имели собственные магазины-лавки. Кто это? (купцы)
- Кто был первопечатником на Руси? (Иван Федоров)
- Великий иконописец, живший в конце XIV начале XV (Андрей Рублев)
- Недовольство людей, вызванное повышением цены на соль, вошло в историю под названием ... (Соляной бунт)
- Название книги в которой Афанасий Никитин описал своё путешествие в Индию (“Хождение за три моря”)
- Кремлевский собор – усыпальница царей (Архангельский собор)
- Предводитель казаков (атаман)
- Личная охрана царя (телохранители)
- Прозвище царя Алексея Михайловича (Тишайший)
- Глава русской православной церкви (патриарх)
- Исследователи первыми вступившие на новые неизвестные земли (первопроходцы)
- Жилище сибирских кочевых народов (чум)
- В начале XVII века страну охватили восстания и беспорядки. А бояре стали бороться за царский престол. Это время стали называть (Смутное время)
- Самое высокое сооружение Московского Кремля в XVI веке (колокольня Ивана Великого)
- Взрывчатая смесь (порох)
II. Конкурс “Таинственная личность” (решение биографических задач)
- Итак, вы успешно справились с первым заданием, и мы переходим ко второму конкурсу, который называется “Таинственная личность”.
Перед вами четыре портрета, но мы пока не знаем, кто изображен на этих портретах. Я буду зачитывать биографические данные о человеке, изображенном на портрете, а вы догадайтесь о ком идет речь.
Условие задания: Члены команды выбирают номер портрета, учитель читает биографическую задачу, участники называют имя человека. Если команда не справляется, право ответа переходит к другой команде. Каждая команда решает две задачи. Если участники команды добавляют свои интересные факты об этом человеке, то получают дополнительные баллы.
Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов, +1 балл за дополнительные сведения.
Он хорошо разбирался в разных ремеслах, был столяром, маляром, и литейщиком, и резчиком, и переплетчиком. Десять лет работал он над устройством первой типографии. Сам строил станок, сам отливал формы для букв, сам набирал и исправлял текст. (Иван Фёдоров)
Родился примерно в 1360 году, умер 1430г. Ему пришлось на своем веку много испытать и перечувствовать: он помнил наступление вражеских полчищ, дым и пламя городов и сел, победный звон колоколов. Был иноком Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. Успехи России воодушевляли художника. Он стал родоначальником московской школы живописи (Андрей Рублев)
В годы его правления создана централизованная система государственного управления, расширены связи с другими государствами, введен двуглавый орел на гербе Руси, начата перестройка Кремля. Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.(Иван III Великий)
В детстве он прочитал много книг, научился играть в шахматы, сочинял музыку. Он стал первым русским царем, изменил систему управления страной и укрепил царскую власть. В годы его правления значительно увеличилась территория Российского государства за счет присоединения новых земель (Астраханского, Казанского, Сибирского ханств). Но кроме, того он совершил столько поступков, которые стали предметов ужаса и отвращения как для современников, так и для последующих поколений. (Иван IV Грозный)
III. Конкурс “Раз словечко, два словечко” (Упражнение на закрепление основных понятий)
- Второй конкурс позади. Наша картинная галерея пополнилась красивыми портретами. Все эти люди, каждый по-своему повлиял на развитие нашей страны. И поэтому потомки до сих пор помнят и уважают их. А мы переходим к следующему конкурсу. Перед вами на слайде две картинки с изображением старинных свитков с печатями. Предлагаю капитану лидирующей команды выбрать понравившийся свиток.
Перед вами три ребуса вам необходимо разгадать эти ребусы и дать объяснение разгаданному слову. Если первая команда не справится с заданием, право ответа перейдет второй команде.
Затем мы откроем картинки для второй команды.
Оценивание: за каждый правильно разгаданный ребус команда получает 2 балла
Слова отгадки.
Остроги – сибирские города-крепости
Десятина – церковный налог
Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле
Оброк – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.
Станица – казачье поселение
Скит – поселение беглых старообрядцев.
IV. Конкурс “Год за годом” (закрепление умения устанавливать последовательность событий)
- Наша историческая викторина продолжается, и мы переходим к следующему конкурсу, он называется “Год за годом”. Каждая команда получает по две карточки и чистый лист бумаги. На одной карточке указаны даты, на другой - исторические события. Ваша задача заключается в том, чтобы на листе бумаги нарисовать ленту времени, на ленте времени расположить даты по порядку и подписать исторические события соответствующие году.
1505г. - Начало правления Василия III
1547г. - Венчание на царствование Ивана IV
1564г. - Начало книгопечатания на Руси
1581г. - Поход Ермака в Сибирь
1612г. - Освобождение Российского государства от польских и шведских захватчиков
1613г. - Начало правления династии Романовых
1670-1671 гг. - Крестьянская война под предводительством Степана Разина
По окончании проводится взаимопроверка: команды обмениваются работами, правильные ответы демонстрируются на слайде, уточняются даты и события.
VI. Конкурс “Пойми меня”
- Викторина подходит к концу, и мы начинам заключительный конкурс “Пойми меня”. Условия конкурса очень простые:
- задание выполняется командами по очереди на время (кто быстрее);
- играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания
Задание: участник прочитает слово на выбранной карточке и объясняет его следующему игроку, при этом он не должен употреблять однокоренных слов. Второй игрок должен догадаться, о чем или о ком идет речь. Второй игрок приглашает в кабинет третьего игрока и объясняет ему и т.д.
Слова: карта, путешественник
Оценивание: Команда быстрее справившаяся с заданием получает 5 баллов, проигравшая 2 балла.
Рефлексия деятельности на уроке:
- Ребята, наша викторина подходит к концу. Какой период истории России мы сегодня вспоминали?
- Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что ему все полностью понятно по этой теме.
- Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать
- Ребята, кто считает, что тему не понял, оставайтесь сидеть на своих местах.
- А теперь подведем итоги викторины (подводятся итоги, объявляется команда победительница, выставляются оценки)
Домашнее задание: В процессе игры учитель фиксирует вопросы, на которые команды затруднились ответить. Домашнее задание найти в учебнике ответы на вопросы на которые команда не смогла ответить, нарисовать портрет исторического персонажа жившего в конце XV – начале XVII века, чей вклад в развитие России наибольший.
- Закончить наш урок я хочу словами известного художника М.В. Васнецова “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. Сегодня вы показали, что знаете историю свой страны, но это всего лишь малая ее часть. Поэтому я надеюсь, что вы и дальше будите активно изучать историю, интересоваться событиями прошлого.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
- Свиток 1 http://www.0lik.ru/uploads/posts/2009-02/1234934659_0lik.ru_old-paper1.jpg
- Свиток 2 http://maglucius.com/wp-content/uploads/2011/05/bumaga.jpg
- Печать 1 http://www.gerb.bel.ru/pages/strani/ua/zap_pech_3.gif
- Печать 2 http://www.yaik.ru/upload/iblock/954/vhacjm%20fpg%20sf%20migz.jpg
- Горошина http://www.xrest.ru/images/collection/00745/136/original.jpg
- Синица http://school.russki.lu/thumbnail.php?file=
_____________475413019.jpg&size=article_medium - Брюки http://www.vitrinaburg.ru/upload/img/bcoll/644/20305_500.jpg
- Скаты http://www.help-rus-student.ru/pictures/72/121_1.jpg
- Забор http://images04.olx.ru/ui/5/03/39/1272609605_90739439_3-----1272609605.jpg
- Картина http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/ukrsad-org.5b/0_55571_a85e45c9_XL
- Рога http://krassula-sochi.ru/d/46955/d/835432_7.jpg
- Мост http://www.sport-russia.ru/filestore/0002/0014/93815/6.jpg
- Рамки http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ram/uzor3.html
- Иван Фёдоров http://xn--b1aaibpv0aet4h1a.xn--p1ai/uploads/posts/2012-03/1331809149_
ivan-fedorov-fragment-sovetskoy-pochtovoy-marki-1983-g.-vypuska.jpg - Андрей Рублев http://www.lofile.com/torrent_image/78000/75761_original.jpg
- Иван Грозный http://joanharvest.files.wordpress.com/2008/08/479px-ivan_the_terrible_cropped.jpg
- Иван III Великий http://s007.radikal.ru/i302/1102/10/215df6196e11.jpg