Класс: 9
Учебно-методическое обеспечение: Словари (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ), БСЭ, словарь биологических терминов и понятий)
Время реализации занятия: 40 мин.
Авторский медиапродукт: Наглядная презентация “Видообразование”, созданная в редакторе POWER POINT
Цель урока: Создать условия для решения проблемной ситуации
Результаты:
Личностные результаты: Ученик сможет задуматься о чувствах других людей.
Метапредметные результаты:
- Ученик сможет найти информацию в справочном пособии.
- Ученик сможет вести диалог, беседу.
Предметные результаты:
- Ученик сможет установить соответствие между движущими силами и результатами эволюции.
- Ученик сможет выделить способы видообразования.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы обучения: Изучение нового материала по теме “Эволюционная теория”
1.Фронтальная работа
2.Групповая работа (парная)
3.Индивидуальная работа
Оборудование: ПК и видеопроектор
Методы:
1. Постановка проблемного вопроса
2. Эвристическая беседа
3. Мультимедийный
Ход урока
1. Основные этапы урока:
2. Организационный момент. Создание проблемной ситуации. (2 мин.)
Учащимся задается вопрос: “В конце ледникового периода от бурого всеядного медведя произошел белый полярный медведь. Как это могло произойти?” (слайд 2)
Работа с понятиями.(5 мин.)
Фронтальная работа с учащимися, в ходе которой идет повторение термина эволюция (слайд 3). Затем предлагается самостоятельно в микрогруппах сформулировать определение микроэволюция, видообразование и сравнить их с научными определениями (слайд 4, слайд 5). Далее устанавливается связь между понятиями видообразование и микроэволюция (слайд 6). Одновременно с фронтальной и парной работой несколько учеников, (2-3 чел.) работая индивидуально с различными словарями (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ), БСЭ, словарь биологических терминов и понятий и др.), находят определение термина вид. Снова идет фронтальная работа по обсуждению полученной информации и происходит коллективный выход на биологическое понятие вид (слайд 7).
3. Установление причинно-следственных связей. (3 мин.)
Закрепляя материал прошлых уроков, учащимся предлагается выполнить работу по установлению причинно- следственных связей (слайд 8).
4. Объяснение нового материала (причины, этапы, разновидности видообразования, иллюстрации)(18 мин.) (слайды 9-15).
5. Закрепление нового материала. (5 мин.) (слайд 16).
Фронтальная работа по установлению соответствия между причинами и способами видообразования
6. Коллективный выход на решение проблемного вопроса с учетом полученной информации во время учебного занятия (5 мин.) (слайд 17).
7. Домашнее задание с пояснением. (2 мин.) (слайд 18).
Прогнозируемые возможные действия: повышенная активность учащихся во время фронтальной и групповой работы
Формы рефлексии: устные отзывы учащихся о проделанной работе