Урок открытия нового знания
Цель урока:
- выявить опасные для человека места, опираясь на имеющиеся знания детей
- составить план-маршрут (действий) при изучении раздела “Наша безопасность”
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- различать и объяснять такое понятие, как “опасно”,
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Опасность”
Метапредметные результаты:
формировать
учебно-познавательный интерес к предмету,
способность к самооценке, воспитывать
стремление заботиться о своей жизни.
Оборудование урока: ученикам – ручка, карандаш, фломастеры, учебник “Окружающий мир”, ч.2, карточки для работы в группах.
Демонстрационный материал: презентация.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в группах, картинки, листочки для рефлексии.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).(1-2 минуты)
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне. “Хочу, потому что смогу” (слайды 2-3)
Успех едва ль придет к лентяю
К успеху путь тернист и крут.
А годы, быстро пролетая,
Трудяг к успеху приведут.
И если ты не прочь поспать-
Успеха точно не видать.
- Ребята, а что же нас ведет к успеху? (ответы детей)
Я вам, друзья, хочу сказать:
"Себе вам надо доверять,
И сильно верить в свой успех,
И добрым другом быть для всех.”
2. Актуализация знаний. (4-5 минут)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Внимание на экран. (Слайд 4 видео “Опасные сосульки”)
- Узнали героя, кто это? С кем дружит Ежик? Чем любят заниматься?
Давайте послушаем, о чём они говорят?
- Что Бараш имел в виду? (дети высказывают своё мнение)
- О чём хотел предупредить? (об опасности)
- Что такое “опасность”? (слайд 5- понятие опасности)
- Какие с вами в жизни были приключения, о которых вы бы сказали, что они опасны?
- Где, в каких местах с вами произошел этот случай? (слайд 6-составляем кластер)
3. Постановка учебной задачи. (4-5мин)
- Подумайте, какие ещё места могут быть опасны для человека?
(Дополняем кластер)
- Назовите тему урока.
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? ( выявить опасные для человека места, места,где может подстерегать опасность)
4. “Открытие” детьми нового знания. (7-8 мин) (слайд 7)
Цель: включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаках.
Способы: диалог, групповая;
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
Работа в группах
- Какое место будете исследовать на предмет опасностей узнаете, собрав пазлы? (каждой группе раздаются пазлы)
1 группа “Опасности в доме”
Подвал, острые предметы, инструменты, лекарства , чердак, бытовые приборы, спички, компьютер, лестница, вода, электричество, печь, камин, преступник, перила, лифт, подоконник, газ, крыша.
2 группа “Опасности во дворе, на улице”
горки, петарды, дорога, стройплощадка, детская площадка, качели, шприц, преступник, транспорт, пули, животные(собаки, кошки, крысы), открытый люк, сосульки.
3 группа “Опасности в природе”
ветер, лес, грибы, землетрясение, молния, гроза, животные, змеи, насекомые, растения, лед, река, вода, незнакомец, туман, гололед, жара, наводнения
4 группа “Опасности в школе”
лестница, вода, электричество, спортзал, незнакомец, перила, лифт, подоконник, газ, крыша, подвал, оставленные предметы, острые предметы
Задания группам
- Выявить опасности (в доме, природе, улице, в школе)
- Оформить модель-схему (Приложение 1)
- Защита работы - выступление.
Динамическая пауза (слайд 8)
Выступление групп
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
Выполняется письменно;
Методы: самоконтроль, самооценка.
1. Работа в тетрадях с.12, №1
2. Самопроверка по эталону (Слайд9)
Молодцы! Опасности, которые подстерегают нас мы уже выявили, озвучили.
- Что же будем изучать на следующих уроках? Ваши предположения.
3. Работа с претестом. Игра “Верю-неверю”
1. Самооценка Работа с “линеечками” (до написания теста)
Попробуйте оценить себя до написания текста.
- Справился без ошибок (верх)
- с 1-2 ошибками (середина)
- более 2 ошибок (внизу)
1. Верите ли вы, что во время грозы можно спрятаться под высоким деревом?
2. Верите ли вы, что змея не тронет человека, если в неё кинуть камнем?
3. Верите ли вы, что если вдруг дома задымился телевизор, его можно залить водой?
4. Верите ли вы, что езда на велосипеде по улицам города разрешается с 14 лет?
5. Верите ли вы, что нельзя кататься с ледяной горки на ногах, потому что можно порвать ботинки
Работа с “линеечками” (после написания теста)
- Итоговую оценку узнаем, когда изучим весь раздел “Наша безопасность
6. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Какую цель ставили? (найти опасные места)
- Удалось решить? да
- Зачем знать, какие опасности нас могут подстерегать?
Прием “Уборка в доме”
Что вынес с урока, заберём с собой, будем активно применять |
Бесполезное, Ненужное Можно отправить в корзину |
Оказалось интересным, но нужно ещё додумать, доработать |
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо поработать?
Оценивание работы группы (слайд 10)
7. Домашнее задание. (слайд 11)
1. Вспомнить сказки, в которых были нарушены основы безопасности жизнедеятельности, что привело к печальным последствиям. Нарисовать рисунки, плакаты на тему “Спички детям не игрушки”
3. Написать сочинение – размышление “Мы вчера сходили в лес, ну а ночью он исчез.....” или “Если спички в руки взял, сразу ты опасным стал....”
4. Составить план-маршрут своего пути от школы до дома, указать места, где вас может подстерегать опасность.