Тип урока: обобщающее повторение по теме “Бессоюзные сложные предложения”, обучение написанию сочинения по лингвистической фразе.
Цели урока:
1) обобщить знания по теме “Бессоюзное сложное предложение (БСП)”;
2) выяснить роль БСП в художественном тексте;
3) подготовка к ГИА
Оборудование: отрывки из произведений ( распечатаны на каждого ученика):
1) Б.Садовский. “Лебединые клики”;
2) И.Тургенев. “Бирюк”;
3) М.Лермонтов. “Герой нашего времени”.
На доске портрет Ломоносова, с обратной стороны доски схема (возможно, таблицы к БСП”)
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран для показа презентации.
Приветствие: Здравствуйте, сегодня я приветствую не только вас, ребята, но и гостей, пришедших к нам на урок. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.
Учитель: Какой теме были посвящены наши последние уроки? (БСП)
Уч-ль: Как вы считаете, почему так важно разобраться в этой теме? Где вы сможете применить свои знания? (Чтобы писать грамотно, применить свои знания на ГИА в В9 или в лингвистическом сочинении)
Уч-ль: я: согласна с вами. Поэтому наш сегодняшний урок будет посвящён обобщению и повторению изученного по этой теме. Могут тему сформулировать дети, а я подкорректирую
(теперь озвучивание и запись темы урока)
Работа по фразе В качестве эпиграфа к уроку я выбрала высказывание Ломоносова М.В. Прочитаем его... (слайд №2)
Представьте, что эта фраза попалась вам на ГИА. В первую очередь мы должны разобраться в её содержании.
- Какое яркое средство выразительности используется в этом высказывании? (сравнение: союзы – это клей, гвозди высказывния)
- Что сопоставляет М.В.Ломоносов? Чему отдаёт предпочтение? Почему? (Ломоносов сравнивает союзные и бессоюзные предложения, отдаёт предпочтение БСП, потому что считает их, более выразительными)
Теперь, ребята,запишите,пожалуйста, высказывание М.В.Ломоносова в тетрадь. Пока ребята переписывают фразу, раздаю раздаточный материал, начинаю с ряда, где сидят гости.
Работа по повторению с приведением примеров из дом.задания. (ученики получили задание выписать 2 предложения ССП, 2 предложения СПП и БСП с запятой, точкой запятой, двоеточием, тире).Далее мы попробуем доказать правоту М.В.Ломоносова, используя ,правда, не один текст, а несколько..
Но для начала мы должны вспомнить структуру сложных предложений (слайд №3)
- На какие две группы делятся сложные предложения?
- Какие предложения называются ССП? Примеры из домашнего задания (1 человек правило, другой пример) Могут пользоваться учебником, заранее могут сделать закладки
- Какие предложения называются СПП? Примеры из домашнего задания
- Какие предложения называются БСП? Примеры из домашнего задания
Уч-ль: Итак, в БСП предложения связаны по смыслу и при помощи интонации. Вспомним, какие бывают виды интонации и смысловых отношений в БСП? Какие знаки препинания им соответствуют? Правила пунктуации + свои примеры (слайд №4)
Работа с отрывками. А теперь обратимся к текстам и проанализируем, какова в них роль БСП.
Ученики читают отрывок из повести Б.Садовского. Выясняем, значения всех ли слов понятно.
Найдите БСП, подчеркните в них основы. Объясните пунктуацию в них.
Отрывок из повести Б.Садовского.
Песчаная дорога перевалила сыпучий косогор; стрельчатые молодые елки аспидно-синими пальцами своими полезли в коляску, пошли хвататься за колеса и царапать лошадей.
В темной тишине глубокого бора истомно нависла сладкая жара.
Высоко вверху белые легкие облачка вольготно несутся в обгон друг за дружкой по синему небу. Хорошо им там расплываться и таять в холодных седых просторах: век не знают, беспечные, ни усталости, ни жары. А тут фыркают кони и отмахиваются что есть мочи плетеными хвостами от гудящих оводов.
Словарик
АСПИДНЫЙ – черный цвет слоистого минерала.
АСПИД – род ядовитой змеи.
– Какова тема отрывка? (Поездка в знойный летний день.)
– На сколько частей можно разделить текст? Объясните почему. (На 3 части: 1-я – глубокий бор, жара; 2-я – легкие облачка в небесной дали; 3-я – страдание лошадей от жары.)
– Какой прием, использованный автором, помогает разделить текст на три части? (Прием контраста 1-, 3-й и 2-й частей. В 1-й и 3-й – елки мешают проезду коляски, царапают лошадей; нависла сладкая жара, природа лениво дремлет; во второй же части – белые легкие облачка вольготно несутся в обгон, тают в холодных просторах, не знают ни усталости, ни жары. То есть контраст поддерживается лексическим и морфологическим уровнями.)
– В каких частях употребляются БСП? Каковы смысловые отношения между его частями? (БСП с перечислительными отношениями употребляются в 1-й и 3-й частях, бессоюзной связью со значением пояснения связаны два предложения во второй части.)
– Почему употребляются БСП? (Употребление бессоюзных предложений в 1-й и 3-й частях связано с темой художественного текста. Однотонная перечислительная интонация, (можно вернуться к слайду с интонацией) употребление одинаковых конструкций создают картину замедленного движения повозки по глубокому непроходимому бору, показывают страдания измученных лошадей; в то же время в БСП передается и состояние природы, которая находится в покое, статике, дремоте, истоме.)
Обобщаем: перечислительная интонация создаёт замедленность действия, использование БСП способствует созданию целостной картины (слад №4) вывод записываем в тетрадь.
А теперь обратимся к отрывку из рассказа И.С. Тургенева “Бирюк”, вы его читали в 7 классе, герои попадают под сильный дождь во время грозы. Вот фрагмент её описания. Подчеркните грамматические основы. Определите вид предложений, используемых в этом отрывке.
Подумайте, чем отличается отрывок из рассказа И.Тургенева “Бирюк” от ранее рассмотренного. (В этом отрывке показана быстрая смена событий)
Отрывок из рассказа И.Тургенева “Бирюк”
Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
(Тема отрывка – надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динамичная, с быстро сменяющими друг друга действиями.)
– Что способствует созданию динамичности? (Употребление бессоюзных сложных предложений, содержащих ряд глаголов со значением “начала действия”: загудел, забушевали, застучали, зашлепали, сверкнула + наречия: внезапно, резко. Все эти средства – и лексические, и синтаксические – передают усиление, напряженность, динамику действий.)
– Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значением между частями? (Сложносочиненным предложениям.)
Проведём лингвистический эксперимент. Превратим все БСП в этом тексте в ССП (слайд №5). Что изменилось? (исчезла стремительность, следовательно, БСП придают тексту динамичность действия.)
Но иногда БСП не только создают впечатление замедленности или динамичности текста. Обратимся к следующему отрывку из произведения Лермонтова “Герой нашего времени”.
Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле.
– Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня.
Словарик
ДУХАНЩИК – содержатель небольшого трактира, ресторана на Кавказе и на Ближнем Востоке.
Объясните постановку двоеточие в предложениях.
– Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП, употребленные в этом отрывке?(Сложноподчиненным предложениям (СПП).)
– Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП. Что для этого нужно сделать? (Подставить соответствующие союзы причины.) Слайд
Измененный текст: смотрим слайд
Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть, потому что сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски...
– Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему? (СПП вносят элемент аналитичности, рассудительности, а порой даже занудности. БСП же передают обобщенный опыт, выраженный наиболее лаконичным, емким способом; придают речи Печорина живой, непринужденный характер.) Вывод записываем .
Работа по отрывку из дневника Печорина. Почему в БСП стоит тире? Как это связано со смыслом отрывка? (Противопоставление Печорина и общества). Что придают речи БСП, использованные в этом отрывке.
Итак, давайте обобщим, каковы возможности БСП (пусть попробуют это сделать ученики, работа со слайдом №8)
Обобщение. .А теперь вновь обратимся к высказыванию Ломоносова. Прав ли он был, утверждая, что БСП важнее и великолепнее.? (Да, конечно, БСП обладают большими выразительными возможностями).
Теперь представьте, что вы на экзамене и вам нужно написать лингвистическое сочинение по фразе М.В.Ломоносова с использованием примеров, разобранных на уроке.
Напомните, из каких частей должен состоять ваше сочинение ( высказывание, аргументы, вывод) Слайд.
Предложить учащимся устно составить сочинение по фразе М.В.Ломоносова (1-2 человека).
Заключение. Итак, ребята вызвала ли у вас сегодня затруднение написание лингвистического сочинения (скорее, миниатюры)? Почему? Следовательно, мы можем сделать вывод, если вы будете соблюдать все этапы работы, знать материал вы успешно справитесь с задачей. Остаётся только вспомнить в конце нашего урока высказывание великого русского полководца: “Тяжело в учении, легко в бою”. Надеюсь: наши тренировки на уроках приведут вас к успеху.
Д.З написать сочинение по фразе М.В.Ломоносова по предложенному тексте (дать ученикам текст или вариант в сб Цыбулько)
Примечание: если позволяет время, учащиеся могут на втором уроке написать лингвистическое сочинение по фразе М.В.Ломоносова, используя материалы урока.
Работа предназначена помочь обобщить знания, полученные в 9 классе по теме “Бессоюзные сложные предложения и пунктуация в них”, и научить учащихся применять их при работе над лингвистическим сочинением. При этом следует обратить внимание, что аргументы, связанные с БСП, могут быть использованы во фразах, связанных и с грамматикой, и с лексикой.
Материалы, использованные при подготовке к уроку:
- А.Ю. Резвая, статья “Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи”, газета “Русский язык” издательского дома “Первое сентября” № 14 2002 год.
- Н. А. Сенина Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013. Издательство “Легион”
- С.Г. Бархударов “Русский язык. 9 класс”. М., “Просвещение”. 2010 г.