Цель: формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
Воспитательные:
1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
Развивающие:
3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
4) Развитие творческого потенциала учащихся.
Обучающие:
5) Знакомство детей с понятием “толерантность”;
6) Диагностика различий среди учащихся
Сценарий беседы
Приветствие.
Здравствуйте, дорогие жители 4Г класса! Чтобы наша встреча сегодня прошла интересно, я дарю вам хорошее настроение. (Солнышко) (Слайд №1 - солнышко улыбается).
Ребята! Давайте поиграем и узнаем имя нашей беседы.
Игра называется “А я считаю так…” (слайд №2)
На доске черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен.
- Прошу принять участие ребят 1 и 2 группы. Выйдите, пожалуйста, к доске.
- Я буду зачитывать вам утверждения. Те, кто согласен с утверждением, встает на ту сторону, где “+”. Если не согласен, - на ту сторону, где “-”. Я буду играть вместе с вами.
- Весна лучше осени
- Самый классный мультик – “Ну, погоди!”
- Самый важный предмет – математика
- Самое прекрасное домашнее животное – кошка
- Самая классная музыка – рок-н-ролл
- Война – это всегда плохо;
- Изучать иностранный язык легче, чем музыку?
- Кататься на коньках лучше, чем на лыжах.
- Спасибо, ребята. Садитесь. Какой вывод можно сделать? Подводятся итоги после утверждений ребят.(ответы детей)
- Ребята, посмотрите, как редко мы были единодушны в своём выборе. (слайд №3) Потому что все люди разные.
- Чем люди могут быть не похожими друг на друга? (слайд №4) (ответы детей: люди по-разному одеваются, думают, ведут себя, любят читать разные книги, смотреть разные фильмы, слушать разную музыку) (слайд №5)
- А ещё люди могут быть разной национальности, вероисповедания. Они могут быть разные по возрасту: один – старый, другой – молодой. Один – богатый, другой – бедный. Люди могут иметь и физические недостатки. ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ, НЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА.(слайд №6)
Вот имя нашего урока -“ Как общаться с теми, кто на нас не похож”(слайд №7)
Основная часть занятия:
Давайте, посмотрим видео сюжет. “ Гадкий утенок” (слайд №8)
После просмотра видео, задаю вопрос:
- Что чувствовал гадкий утёнок? (недоумение, обида)
- Почему к нему так относились? (он был не такой, как все) НЕПОХОЖИЙ
- А какой он был на самом деле? (отзывчивый, добрый, незлопамятный, доброжелательный).
- Он был ХОРОШИЙ!!! НЕПОХОЖИЙ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХОЙ
- В этом была главная ошибка обитателей птичьего двора. Они считали, что непохожий на них – это значит плохой, гадкий.(слайд №9)
- Гадкого утёнка презирали, преследовали, ненавидели только за то, что он – просто другой.
- А вы можете привести примеры таких ситуаций, когда к человеку плохо относятся только за то, что он другой: другой национальности, по-другому одет, по-другому думает, имеет физические недостатки и т.д., то есть не такой, как все.(ответы детей) (слайд №10)
- Молодцы, ребята! Спасибо за такие ответы!
А кто из вас знает, что такое толерантность? (слайд №11)
Где можем проверить значение слова (в словаре). (слайд №12).
Далее открывается доска: там плакат (дерево, на стволе - слово “толерантность”)
Ребята! Давайте, составим правила общения с теми, кто на нас непохож? Наше дерево без листочков. Мы его оденем.
Для этого я предлагаю вам разделиться на группы и выбрать (из конверта) листочки с правилами, подходящими к нашей теме. А затем украсить дерево.
Групповая работа:
Дети выбирают правила и прикрепляют на дерево толерантности.(слайд №13)
А как вы думаете, это все правила общения? Есть еще место на нашем дереве? (ответы детей)
Какие листочки остались без вашего внимания?
Дорогие друзья! Вам на память я приготовила буклеты с правилами. (слайд№14)
(см. приложение №1)
Вы можете сделать такие же листочки и пополнить ими дерево.
Рефлексия:
Сегодня вы для себя вывели правила, которые я надеюсь, вы будете соблюдать. А это дерево толерантности –будет цвести у нас в классе. Пусть листики на нем каждый год становятся все ярче и ярче! Если вы будете толерантны по отношению к другим, то они будут от этого сиять!
Сюрприз беседы:
Выходят Оля и Вардуи.
Сценка “Что у тебя в руке?” (см. приложение №2)
После сценки выходит Ирина Владимировна в национальном русском костюме с ребятами в разных национальных костюмах.
Ирина Владимировна:
По русской традиции сегодня на Масленицу мы всех угощаем блинами.
Наша беседа окончена.
Спасибо за беседу.
Приложение№1
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
- Сострадание
- Принятие другого таким, какой он есть
- Прощение
- Уважение прав других
- Сотрудничество, дух партнерства
- Уважение человеческого достоинства
- Снисходительность
- Мягкость
- Милосердие
- Благосклонность
- Будь выдержанным, выносливым, стойким
- Умение мириться
- Уважение окружающих
- Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека.
- Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.
- Не навязывай свое мнение другим.
- Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую.
- Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.
- Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.
- Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным.
Приложение №2
А что это у тебя в руке?
- Счастье...
- А почему такое маленькое?
- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...
- Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
- Ой, оно такое тёплое!
- Нравится?
- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда
счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда у тебя прибавится своего!
- Почему?
- Не знаю. Только потом оно станет ещё более
тёплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигает боль...Счастье не может обжечь...
Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты
его желаешь! И не важно, сколько вернется, ведь
счастье не продается, передавай всем, кто,
по-твоему, заслужил счастья!
ДЕЛЮСЬ!!!