Урок математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока.

Образовательные

  • научить объяснять и выполнять сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями;
  • закрепить правила перевода смешанного числа в неправильную дробь и неправильной дроби в смешанное число.

Развивающие

  • развитие устной математической речи;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся, форм сотрудничества, сотворчества, уверенности в себе;
  • обеспечить условия для активизации мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, конкретизации).

Воспитательные

  • воспитание интереса к предмету;
  • работать над правильностью оформления работы.

Оборудование урока: компьютер, диапроектор, экран; карточки с копиркой для графического диктанта; карточки настроения; карточки для работы в парах "Расшифруй слово"; учебник "Математика, 6" Виленкин Н.Я. и др.

План урока.

  1. Организационный момент (психогимнастика).
  2. Сообщение темы и постановка цели урока.
  3. Фронтальная работа по теории.
  4. Устная работа по заданиям практического содержания.
  5. Графический диктант.
  6. Проверка графического диктанта (гимнастика настроения).
  7. Физкультминутка для глаз.
  8. Изучение нового материала.
  9. Работа с учебником.
  10. Физкультминутка.
  11. Закрепление изученного материала.
  12. Работа в парах.
  13. Подведение итогов работы (рефлексия).
  14. Задание на дом.
  15. Историческая справка.

Ход урока

I. Организационный момент (психогимнастика).

(Приветствие учащихся)

Психогимнастика: встаньте ровно, выпрямите спинки, глубоко вдохните, выдохните, повернитесь к своей соседке по парте, улыбнитесь, садитесь.

II. Сообщение темы и постановка цели урока.

Тема нашего урока “Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями”.

Цель урока – узнать, как складываются и вычитаются смешанные числа, как применяются полученные знания к выполнению практических заданий <Слайд 1>. Презентация

III. Фронтальная работа по теории.

Вопросы учителя Ответы учеников
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? Надо сравнить их числители. Больше та дробь, у которой числитель больше. Меньше та дробь, у которой числитель меньше.
- Какую дробь называют правильной? Правильной называют дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
- Какую дробь называют неправильной? Неправильной называют дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю.
- Как складываются (вычитаются) дроби с одинаковыми знаменателями? При сложении (вычитании) дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают (вычитают), а знаменатель оставляют прежним.
- Как перевести смешанное число в неправильную дробь? Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби надо: умножить целую часть на знаменатель дроби, к полученному результату прибавить числитель, итог записать в числитель дроби, а знаменатель оставить без изменения.

IV. Устная работа по заданиям практического содержания.

Задания.

1. Вычислите:

2. Представьте смешанное число в виде неправильной дроби:

3. Выделите целую часть из неправильной дроби:

4. Заполните пропуски:

(К доске приглашать учениц класса для заполнения пропусков)

V. Графический диктант.

Теперь давайте выберем маршрут для покорения горных вершин знаний.

Напишем графический диктант (использовать листы с копиркой).

На экране будут появляться математические выражения: если оно верное, то начертите отрезок; если выражение неверно, то начертите ломаную линию <Слайд 2>.

VI. Проверка графического диктанта (гимнастика настроения).

Оторвите верхний листок, всё остальное передайте на первую парту.

Ваш листок отдайте соседу по парте.

Чтобы не сбиться с пути проверим наш маршрут <Слайд 3>.

Если ответ правильный, то ставить 1 балл. Посчитайте количество баллов и запишите на листок. Обменяйтесь листочками. С помощью карточек настроения покажите, кто написал работу без ошибок, а у кого есть пробелы в знаниях <Слайд 13>.

Перед нами не самый лёгкий маршрут. Нам надо покорить 4 вершины: багаж, новые знания, задачи, домашнее задание <Слайд 3>.

С первой вершиной мы уже справились.

VII. Физкультминутка для глаз.

Пришло время расслабить мышцы глаз. Отложим ручки, выпрямим спинки. Следим глазами за движущимися объектами <Слайды 4-8>.

VIII. Изучение нового материала.

Вот мы и подошли к вершине “Новые знания”. Давайте решим задачу. Читаем текст <Слайд 9>.

(Учащиеся под руководством учителя решают задачу на доске и в тетрадях)

Вопросы учителя:

  1. Как ответить на первый вопрос задачи?
  2. Как можно представить смешанное число в виде суммы?
  3. Как вычислить значение выражения, какими законами сложения будем пользоваться?
  4. Сделайте вывод: как сложить смешанные числа.
  5. Ответим на второй вопрос задачи. Как вычесть смешанные числа?
  6. Как ответить на третий вопрос?
  7. Что нужно сделать по правилу вычитания смешанных чисел?
  8. Можно уменьшаемое представить в другом виде?
  9. Переведите найденный результат в минуты.
  10. Как вычесть из смешанного числа другое число, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого?
  11. Нам осталось ответить на последний вопрос задачи. Как из смешанного числа вычесть смешанное число? Сформулируйте правило.

IX. Работа с учебником.

Ещё раз повторим правила стр. 174 учебника (читать вслух).

Я считаю, что и вторую вершину мы успешно покорили.

X. Физкультминутка.

Теперь самое время сделать привал и немного отдохнуть. Встаньте со своих мест для прведения физкультминутки <Слайд 10>.

XI. Закрепление изученного материала.

Следующая вершина “Задачи”: №1117, №1118.

XII. Работа в парах.

А сейчас мы вместе определим с вами, что очень важное надо взять с собой для покорения горных вершин царства обыкновенных дробей. Расшифруйте слово.

Какая же пара окажется быстрее? <Слайд 11–12>

Это слово ЗНАНИЯ.

XIII. Подведение итогов работы (рефлексия).

- С какими новыми правилами мы сегодня познакомились?

- Как сложить (вычесть) смешанные числа с одинаковыми знаменателями?

- Поднимите карточки настроения <Слайд 13>.

Я вами очень довольна.

XIV. Задание на дом.

Но одна вершина у нас осталась непокорена. И это вам придётся сделать дома. Открыли дневники и записали домашнее задание: п. 29, стр. 174 правила, № 1136, № 1138.

XV. Историческая справка.

<Слайд 14-15>