Цели урока.
Образовательные
- научить объяснять и выполнять сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями;
- закрепить правила перевода смешанного числа в неправильную дробь и неправильной дроби в смешанное число.
Развивающие
- развитие устной математической речи;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся, форм сотрудничества, сотворчества, уверенности в себе;
- обеспечить условия для активизации мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, конкретизации).
Воспитательные
- воспитание интереса к предмету;
- работать над правильностью оформления работы.
Оборудование урока: компьютер, диапроектор, экран; карточки с копиркой для графического диктанта; карточки настроения; карточки для работы в парах "Расшифруй слово"; учебник "Математика, 6" Виленкин Н.Я. и др.
План урока.
- Организационный момент (психогимнастика).
- Сообщение темы и постановка цели урока.
- Фронтальная работа по теории.
- Устная работа по заданиям практического содержания.
- Графический диктант.
- Проверка графического диктанта (гимнастика настроения).
- Физкультминутка для глаз.
- Изучение нового материала.
- Работа с учебником.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Работа в парах.
- Подведение итогов работы (рефлексия).
- Задание на дом.
- Историческая справка.
Ход урока
I. Организационный момент (психогимнастика).
(Приветствие учащихся)
Психогимнастика: встаньте ровно, выпрямите спинки, глубоко вдохните, выдохните, повернитесь к своей соседке по парте, улыбнитесь, садитесь.
II. Сообщение темы и постановка цели урока.
Тема нашего урока “Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями”.
Цель урока – узнать, как складываются и вычитаются смешанные числа, как применяются полученные знания к выполнению практических заданий <Слайд 1>. Презентация
III. Фронтальная работа по теории.
Вопросы учителя | Ответы учеников |
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? | Надо сравнить их числители. Больше та дробь, у которой числитель больше. Меньше та дробь, у которой числитель меньше. |
- Какую дробь называют правильной? | Правильной называют дробь, у которой числитель меньше знаменателя. |
- Какую дробь называют неправильной? | Неправильной называют дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю. |
- Как складываются (вычитаются) дроби с одинаковыми знаменателями? | При сложении (вычитании) дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают (вычитают), а знаменатель оставляют прежним. |
- Как перевести смешанное число в неправильную дробь? | Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби надо: умножить целую часть на знаменатель дроби, к полученному результату прибавить числитель, итог записать в числитель дроби, а знаменатель оставить без изменения. |
IV. Устная работа по заданиям практического содержания.
Задания.
1. Вычислите:
2. Представьте смешанное число в виде неправильной дроби:
3. Выделите целую часть из неправильной дроби:
4. Заполните пропуски:
(К доске приглашать учениц класса для заполнения пропусков)
V. Графический диктант.
Теперь давайте выберем маршрут для покорения горных вершин знаний.
Напишем графический диктант (использовать листы с копиркой).
На экране будут появляться математические выражения: если оно верное, то начертите отрезок; если выражение неверно, то начертите ломаную линию <Слайд 2>.
VI. Проверка графического диктанта (гимнастика настроения).
Оторвите верхний листок, всё остальное передайте на первую парту.
Ваш листок отдайте соседу по парте.
Чтобы не сбиться с пути проверим наш маршрут <Слайд 3>.
Если ответ правильный, то ставить 1 балл. Посчитайте количество баллов и запишите на листок. Обменяйтесь листочками. С помощью карточек настроения покажите, кто написал работу без ошибок, а у кого есть пробелы в знаниях <Слайд 13>.
Перед нами не самый лёгкий маршрут. Нам надо покорить 4 вершины: багаж, новые знания, задачи, домашнее задание <Слайд 3>.
С первой вершиной мы уже справились.
VII. Физкультминутка для глаз.
Пришло время расслабить мышцы глаз. Отложим ручки, выпрямим спинки. Следим глазами за движущимися объектами <Слайды 4-8>.
VIII. Изучение нового материала.
Вот мы и подошли к вершине “Новые знания”. Давайте решим задачу. Читаем текст <Слайд 9>.
(Учащиеся под руководством учителя решают задачу на доске и в тетрадях)
Вопросы учителя:
- Как ответить на первый вопрос задачи?
- Как можно представить смешанное число в виде суммы?
- Как вычислить значение выражения, какими законами сложения будем пользоваться?
- Сделайте вывод: как сложить смешанные числа.
- Ответим на второй вопрос задачи. Как вычесть смешанные числа?
- Как ответить на третий вопрос?
- Что нужно сделать по правилу вычитания смешанных чисел?
- Можно уменьшаемое представить в другом виде?
- Переведите найденный результат в минуты.
- Как вычесть из смешанного числа другое число, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого?
- Нам осталось ответить на последний вопрос задачи. Как из смешанного числа вычесть смешанное число? Сформулируйте правило.
IX. Работа с учебником.
Ещё раз повторим правила стр. 174 учебника (читать вслух).
Я считаю, что и вторую вершину мы успешно покорили.
X. Физкультминутка.
Теперь самое время сделать привал и немного отдохнуть. Встаньте со своих мест для прведения физкультминутки <Слайд 10>.
XI. Закрепление изученного материала.
Следующая вершина “Задачи”: №1117, №1118.
XII. Работа в парах.
А сейчас мы вместе определим с вами, что очень важное надо взять с собой для покорения горных вершин царства обыкновенных дробей. Расшифруйте слово.
Какая же пара окажется быстрее? <Слайд 11–12>
Это слово ЗНАНИЯ.
XIII. Подведение итогов работы (рефлексия).
- С какими новыми правилами мы сегодня познакомились?
- Как сложить (вычесть) смешанные числа с одинаковыми знаменателями?
- Поднимите карточки настроения <Слайд 13>.
Я вами очень довольна.
XIV. Задание на дом.
Но одна вершина у нас осталась непокорена. И это вам придётся сделать дома. Открыли дневники и записали домашнее задание: п. 29, стр. 174 правила, № 1136, № 1138.
XV. Историческая справка.
<Слайд 14-15>