Интегрированный урок с элементами спектакля "Сыновья гармонии"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой культуры;
  • научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни;
  • активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы;
  • высекало общую и читательскую культуру;
  • воспитывать читателя и через читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность, пробуждать самосознание подростков;
  • возбудить активность учащихся в решении нравственных проблем, в выборе духовных ценностей;
  • стимулировать самостоятельную деятельность учеников.

Формировать навыки:

  • умение выразить свое впечатление, подбирать аргументы, видеть авторские приемы, давать оценки поступкам с точки зрения нравственных качеств;
  • формировать навык самостоятельной работы с текстом, умение сопоставлять, анализировать;
  • выстраивать логическую цепочку доказательств;
  • вырабатывать культуру речевого обшення, формировать умение дискутироваровать, убедительно доказывать свою точку зрения.

Оборудование: использование ЭОР-презентация, фрагменты из фильма “Моцарт и Сальери”, музыкальное оформление (соната Моцарта №2, Реквием “Лакримоза”).

Предварительная подготовка к уроку.

Прочитать трагедию, ответить на вопросы:

1 группа.

Почему трагедия начинается с появления Сальери?

Что узнаём из его монолога?

Почему он припоминает всю жизнь с самого детства?

Что можно сказать о его духовном мире? Он понимает глубину творений Моцарта.

Почему Сальери завидует Моцарту?

Почему Пушкин называет пьесу не “Зависть”, а “Моцарт и Сальери”?

2 группа.

Что можно сказать о Моцарте?

Каков он в жизни и в искусстве?

Как его характеризует Сальери?

Что он говорит о себе сам? Как относится к своему творчеству?

Что он говорит о служителях искусства?

Почему Моцарт так сильно переживает после встречи с чёрным человеком?

План урока

1. Вступительное слово учителя.

История замысла. Пушкин задумал пьесу в 1826 году, закончил её 26 октября 1830 г. в Болдине. Рукопись до нас не дошла, но сохранилась обложка, на которой значился заголовок “Зависть”.

Краткие справки:

Реквием — музыка для заупокойной службы. Реквием – траурное музыкальное произведение.

Моцарт писал “Реквием” летом и осенью 1791 года по заказу неизвестного.

Бонаротти – Микель Анджело — это имя употребляется в трагедии, потому что распространено было предание, что Бонаротти умертвил натурщика, чтобы естественнее изобразить умирающего Христа.

Трагедия – драматическое произведение, в основе которого лежит непримеримый жизненный конфликт, острое столкновение характеров и страстей, оканчивающееся гибелью героя.

Гармония – согласованность, строиность в музыке, поэзии, природе и т.д.

“Сыновья гармонии”

В.А. Моцарт
1756-1791
27-01 - 5-12

А.С. Пушкин
1799-1837
25-05 – 29-01

Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери

Вольфганг Амадей Моцарт

Антонио Сальери

Мы сегодня говорим о гениальных творцах – “сыновьях гармонии” В.А. Моцарте и А.С. Пушкине.

Прожили они короткую жизнь: Моцарт – 35 лет, а Пушкин – 37 лет.

Почему Пушкин обратился к проблеме зависти?

2. Рассказ о Моцарте ученика. Звучит соната Моцарта №2.

3. Болдинская осень – чудо творчества.

Презентация “Сыновья гармонии”.

Болдинская осень... Болдинское чудо. За неполные 3 месяца той осени 1830 года Пушкиным написано 45 художественных произведений.

Их одних было бы достаточно на всю творческую жизнь. Небывалый, необъяснимый всплеск пушкинского гения.

Пушкин пишет А. Плетнёву из Москвы в Петербург: “Скажу тебе (за тайну), что в Болдине я писал так, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: 2 последние главы “Онегина” 8 и 9. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим анонимно. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Пир во время чумы” и “Дон Жуан”. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений.

Хорошо? Ещё не всё (весьма секретное). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся и которые напечатаем также анонимно”.

Трагедия “Моцарт и Сальери” написана в 1830.

Зависть и страсть способны довести до страшного преступления. Моцарт умер в 1791 году в 35 лет, был уверен, что его отравили. Сальери был старше Моцарта на 6 лет, умер в 1825 году, в последние годы страдал душевным расстройством и каялся, что отравил Моцарта.
И хотя историки музыки и биографы считали факт этот невозможным, Пушкин считал его вполне вероятным.

На сохранившейся обложке рукописи “Моцарт и Сальери” значился заголовок “Зависть”. Но о какой зависти идёт речь? “Зависть — чувство страдания, испыгываемое при виде благополучия других. Признак мелочности и ограниченности ума” – такое определение даёт толковый словарь.

4. Просмотр фрагмента фильма “Моцарт и Сальери” (1-2).

Монолог Сальери о зависти в исполнении И.Смоктуновского.

5. О зависти.

Итак. Сальери говорит о своей зависти, но кому он завидует?! Ведь не сказано прямо, что он завидует Моцарту.

А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник, Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. – О небо!

Между словами “завидую” и восклицанием: “О, Моцарт! Моцарт!” – пять разделяющих строк;

...О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..

И только после этого, через разъединяющее отточие и вопросительный знак, как выдох, как бы “вот на какие мысли ты меня наводишь”, следует “О Моцарт! Моцарт!” И этим сильнее подчёркивается непосредственная связь “завидую. О небо!”

О небе Сальери говорит в самом начале первого монолога:

Все говорят: нет правды на земле,
Но правды нет — и выше.
И завершает свою тираду: “...О небо! Где ж правота...”

Сальери утверждает, что у неба нет справедливости, нет правды, правоты.

Небо несправедливо, потому что “священный дар” не дан ему в награду за труды, а озаряет голову безумца. Сальери указал нам тот контекст, в котором следует рассматривать его зависть.

Библию Пушкин знал хорошо. Что использовал Пушкин? Историю о работниках, собирающих виноград. Господь избрал работников и дал каждому талант независимо от личных качеств. Он говорит: “Все получили одинаковое вознаграждение за работу и тот, кто работал один час и тот, кто работал 12 часов”

“Нас мало избранных”, – скажет у Пушкина Моцарт. Эта перекличка не случайна.

Глаз Сальери завистлив оттого, что небо добро. Само существование гениев, “избранных” воспринимается им как личная обида, наносимая небом, И эту обиду Сальери “чувствует глубоко”. Гений, обладатель божьего дара, становится врагом для Сальери.

Быть может, мнил я злейшего врага
Найду!.. И наконец, нашёл
Я моего врага, и новый Гайден
Меня восторгом дивно упоил!

Теперь можно сформулировать центральный вопрос драмы.

Принимать или не принимаешь божественное предначертание, и каждый из героев ответит на этот вопрос.

Сальери винит небо в том, что дар дан Моцарту, а не ему. Но если нет дара, то он, очевидно, не гений. Однако этого вывода Сальери не делает. Но тогда почему он считает всю жизнь, что он гений? А ведь сомнение формулируется только в конце пьесы:

Уже ль он прав и я не гений?

Оказывается Сальери понимает гениальность не в одарённости. Для Сальери гениальность – это тот уровень, то место, которое он занимает в мире. Сальери считает, что нет справедливого воздаяния за его труд и композиторское умение, которого он достиг.

Родился я с любовию к искусству...
Ремесло поставил я подножием искусству...
Искусство обладает всеми атрибутами бога.
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты ещё достигнет?
Поднимет ли он тем искусство? Нет.
Оно падёт опять...

Искусство для Сальери – божество. Там, где Сальери говорит “искусство”, Моцарт говорит “гармония”.

Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии!
Двух сыновей гармонии…

Моцарт тоже называет себя жрецом, но чьим? – “Единого прекрасного”, За разным пониманием музыки у обоих композиторов стоит разное мироощущение, разное душевное пространство. В душе Моцарта царит гармония, Даже игра старика не может её нарушить. Мир может существовать, пока эта гармошш не нарушена. Мир Сальери тёмен и безрадостен: в нём нет гармонии:

...Я, наконец...
Достигнул степени высокой.
Творчество для Сальери – средство достпжешш социальной цели.
У него есть всё, а самое главное – слава.
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой...

Как ведёт себя Моцарт и Сальери в сцене со скрипачом?

Моцарт, как всякий великий художник, горячо любит свою музыку, но не демонстрирует своего чувства. Может быть, Моцарт в старике увидел себя? Ведь старик играет по-своему хорошо, но и как-то искажая музыку в присутствии создателя – Моцарта.

Может быть, он, Моцарт, так же несовершенен перед лицом Создателя, так же искажает его творение, как старик – творение Моцарта? Увидев себя в старике, он увидел, как смешна претензия человека на гениальность с точки зрения горнего мира.

Когда позже Сальери выскажет высшую похвалу гению:

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!..

– Моцарт позволяет себе открытую иронию:

Ба, право? Может быть...
Но божество моё проголодалось.

Моцарт уверен, что Сальери поймёт его шутку.

Но Сальери не склонен к самоиронии. Слишком долго он добивался высшей ступени в иерархии искусства.

Убийство Моцарта — в логике его поступков и взглядов. Слава, богатство, почет, положение в обществе Сальери превращается в “ничто” рядом с Моцартом.

Гармонии в душе Сальери нет: мир его души рухнул.

6. Тема смерти.

Кажется, Пушкин почему-то хочет создать у читателя впечатление, что Моцарт знает о замысле Сальери. Тема смерти построена на ассоциативных образах.

Моцарт играет сонату и объясняет её. Критики хорошо знают, что композитор ие станет другому композитору объяснять музыку, используя внемузыкальиые образы. Представлять музыку ненужно, ее нужно просто слушать (кадр из фильма, рассказ Моцарта о чёрном человеке).
Пушкин объясняет психологическое состояние сцены.

...с другом – хоть с тобой,
...виденье гробовое,
Незапный мрак, иль что-нибудь такое,

“С другом – хоть с тобою” употреблено Моцартом потому, что Сальери его друг. Далее в сцене второй ассоциативный ряд укрепляется:

...Мой чёрный человек...
...Вот и теперь,
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит...

Понятно, что разговор о Бомарше не случаен. Пушкин создаёт ощущение, что Моцарт чувствует свою смерть. Она здесь, рядом, присутствует третьим лицом.

В разговоре о Бомарше слова Моцарта “Да! Бомарше ведь был тебе приятель” ие могут ие вызвать в уме читателя пословицу “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты”. И тогда следующая через три строки фраза воспринимается, как открьггый текст:

…Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил? –

Для чего же Пушкин добивается впечатления точного предчувствия Моцартом не только смерти, но и смерти от руки друга?

7. Предчувствие смерти.

Пушкин показывает, что в луше Моцарта происходит мучительная работа. Моцарт предчувствует свою неожиданную смерть.

Моцарта странным образом волнует черный человек. Кстати, тем же странным образом, как самого Пушкина волнует мысль о смерти: “Рок завистливый бедою угрожает снова мне”. Мысль о смерти волнует Моцарта ешё до того, как он встретился с заказчиком:

Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне?..

Эти ночные размышления, связанные с молодостью, весельем, счастьем и внезапной смертью приводят Моцарта к двум-трём мыслям, с которыми он идет к Сальери. Что переживает Моцарт? Для него ситуация, очерченная в “двух-трех” мыслях, конкретная, личная.

Страх Моцарта Сальери переводит и шутку: “И полно, что за страх ребячий?” И вот теперь, когда “рассеян страх ребячий” Моцарт пьёт вино “за искренний союз Моцарта и Сальери”. Он радостен и возбужден.

Теперь он рассказывает, что жс он думал о “незапном мраке”:

...Слушай же, Сальери,
Мой Reguiem (играет).

Играя, Моцарт замечает, чго Сальери плачет,

Ты плачешь? (Кадр из фильма №“3-6)

В этом вопросе богатые интонации – и удивление, и уважение, и признательность, и вздох освобождения, и удовлетворение, что друг понял, его музыка достигла цели. Сальери объясняет свои слёзы.

...Эти слёзы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг,
Как будто нож целебный мне отсёк
Страдавший член!..

А как вы объясните: почему Сальери плачет, слушая Реквием Моцарта?

Пушкин строит текст так, как будто Моцарт всё понял, и мучительные сомнения разрешились, внутренняя борьба закончилась. Глубокие сомнения преодолены. “Справедливый” Сальери убивает того, кого сам назвал богом. Моцарт спор между “тварной” и божьей справедливостью решает в пользу Бога. Хозяин жизни – Бог, и Он решает вопрос жизни и смерти. Человеку не дано права решать, что справедливо, а что иет.

Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.

Мир гармоничен, пока каждый исполняет своё предначертание.

8. Гений или злодей?

Кадр из фильма (1) “Ты заснёшь надолго... ”

Может быть, эта верность Моцарта Богу и миру, верность человека, благословляющего нерукотворный мир, и есть причина трагического прозрения Сальери. Может быть, Сальери понял истинную гениальность Моцарта и низость своего ропота? Может быть, он понял благородство и красоту гармонии всего существа Моцарта?

Уже ль он прав, и я не гений?

9. Заключение.

Может быть, признать доводы Сальери?

Может быть, действительно должна быть справедливость и награждён должен быть тот, кто самоотверженно положил всю свою жизнь на алтарь искусства? Сальери считает, что в Моцарте проявился “дефект Божьего Промысла”.

Что доказал Сальери своим преступлением? Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство? Да или нет? Действительно, гений и злодейство – две вещи несовместные.

К какому выводу приводит нас Пушкин?

Тема трагедии – зависть как всепоглощающая душу страсть, приводящая к злодейству.

Аудио-файлы

За видео-материалом обращайтесь, пожалуйста, к автору