«Но этот удивительный педагог -
родной язык - не только учит многому,
но учит удивительно легко».
В последнее время в школе большое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся. Такая работа проводилась и ранее, но называлось это гораздо скромнее. Лет 10 назад в журнале «Начальная школа» я нашла очень интересную статью, посвященную исследованию слова. Номер журнала и автора я не помню, знаю, что автор – молодой человек, учитель начальных классов. Главную мысль я почерпнула там, использовала материалы статьи, провела исследование слова «береза». И применяю эту работу уже не первый год. В каждом четвертом классе я даю такое задание для учащихся сроком на месяц. Детям очень нравится эта работа. Каждый ребенок получает лист с рекомендациями и схему-план. В кабинете на стенде «Учись учиться» вывешиваются аналогичные материалы и в качестве образца - исследование слова «береза». Все приступают к делу. Ребята являются частыми гостями не только школьной, но и городской библиотеки. Не остаются в стороне и родители: работы хватает всем.
Как писал известный русский учёный А.М. Пешковский, «…там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга. И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей появляется для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями»
По разным данным к концу начальной школы словарь детей должен составлять от 8 до 15 тысяч слов, а это значит, что ежедневно словарь должен пополняться 5-8 новыми словами.
Подсчитано также, что больше половины новых слов дети получают на уроках русского языка, следовательно, на каждом уроке следует планировать работу с 3-5 новыми словами.
Поэтому задача учителя начальных классов- работать над обогащением словаря учащихся и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над «связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку.
С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову. Необходимо убедить учеников в необходимости постоянной работы с толковыми, фразеологическими, этимологическими и др. словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову.
Изучите происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение(я). Покажите, как живёт и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Как можно раньше и всеми доступными средствами познакомьте ребят со значениями слов (в том числе и заимствованных, иноязычных), которые связаны с нашей повседневной жизнью: настроение, чувство, интуиция, фантазия, образ, интересный, доброта, авторитет, дорога, след, сердце, цитата… Постарайтесь связать слово с конкретной речевой ситуацией. На помощь придёт игра. Разнообразные игры со словом должны быть частью каждого занятия, так как они развивают у детей природное языковое чутьё, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.
Главный момент - учитель представляет слово с точки зрения нравственно-этической, человеческой: слово-существо живое, способное как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Отличить слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова можно отметить знаком плюс(+), а злые - знаком минус(-). По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы…
Родной язык - язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных, добрых и злых…
Л.Н. Толстой говорил: «Слово - дело великое».
Для работы со словом детям предлагается интересное творческое задание - исследование для всей семьи: «Об одном только слове ».
Рекомендации детям:
1. Соберитесь в тесном семейном кругу и обсудите необычную и полезную творческую работу - составить своеобразную энциклопедию одного слова.
2. Ощути сам, с помощью своих родителей, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков.
3. Понаблюдай, как живёт слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, песне, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым.
4. Развивай речь, формируй читательскую культуру, стремись быть вдумчивым, проницательным читателем, расширяй свои жизненные познания.
5. Используй все типы словарей, которые стоят на книжных полках, справочную, энциклопедическую литературу, помощь и подсказки родных, близких, знакомых. Поработай в библиотеке. Вспомни, найди, придумай сам… Делай это как можно чаще.
6. Прислушайся к народной мудрости: «Большая работа требует большой заботы».
7. Для успешной работы предлагается использовать примерный план, «своеобразные шаги». Это поможет расположить все собранные материалы в определённой системе, которую условно и будем считать энциклопедией твоего (вашего) слова. Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в итоговой работе: чего-то не найдёшь, не встретишь. Главное - стараться, стремиться к поиску нужного материала.
8. Свою работу необходимо красиво оформить, используя при этом разнообразные материалы: цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, кожи, цветную и бархатную бумагу…
9. Если к своей работе ты отнесёшься добросовестно и серьёзно, может получиться настоящая семейная рукописная (или напечатанная с помощью компьютера ) книга!
10. По своему желанию выбери из копилки слов, помещённых ниже, одно.
Копилка слов: Родина, человек, солнце, зима, весна, лето, осень, мама, память, глаза, сердце, дорога, лист, портрет, день, ночь, радость…
Схема-план
1. Слово и его лексическое(ие) значение(ия) в толковом словаре.
2. История происхождения слова в этимологическом словаре.
3. Слово и «слова-родственники» (однокоренные).
4. Слово и его «друзья - синонимы в словаре синонимов.
5. Слово и его «враги - антонимы» в словаре антонимов.
6. Слово во фразеологических оборотах во фразеологическом словаре.
7. Слово в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках, в скороговорках, в притчах, легендах, сказках, в русских народных песнях.
8. Слово в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе).
9. Слово в названиях картин художников.
10. Слово в иллюстрациях, рисунках.
Вашему вниманию предлагается исследование слова «берёза».
БЕРЁЗА - лиственное дерево с белой корой.
ЭТИМОЛОГИЯ
Название своё дерево получило по цвету коры.
У древних славян существовало слово бер, обозначающее «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от бер и образовалась сначала берза, а потом берёза.
Хотя мы и считаем берёзу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает не только белизну, но и блеск.
Название коры берёзы – бересты - связано с тем же корнем.
Загадки
Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют. (Фольклор)
Зелена, а не луг, кудрява, а не голова, бела, а не снег.
В белых платьицах по опушке разбежались подружки.
Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей.
Зелена коса
Развевается,
В ярком солнышке
Купается. О. Тарнопольская
Она весну встречает -
Серёжки надевает.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь …
Белый передник,
Зелёная коса.
В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Белолика и кудрява
Она с подружками в кругах.
Её серёжки золотые
У ребятишек на устах.
Поэтическая страничка
Берёзка
А.Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится!
Грустит берёза под горой.
В. Семёнов
Не к журавлям ли поутру
Она, качаясь,
Тянет ветки?
Не им ли машет на ветру
Крылом оранжевой асцветки?
Как будто захотела вдруг
Она подняться над полями,
Чтоб улететь от зимних вьюг
Туда, на юг,
За журавлями.
Ещё вчера ей птичий рой
Рассказывал лесные были…
Грустит берёза под горой:
Неужто все её забыли?
Но кто ей может рассказать
О самом дорогом и милом:
Что журавли о ней опять
Всю зиму прогрустят над Нилом?!
Берёзонька
(народная песня)
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки ,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки
Венки плетут.
Во поле берёза стояла
(народная песня)
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Лю-ли-лю-ли стояла,
Лю-ли-лю-ли стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати,
Лю-ли-лю-ли заломати.
Лю-ли-лю-ли заломати.
Я пойду, пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю
Лю-ли-лю-ли погуляю,
Лю-ли-лю-ли заломаю…
Берёза
С.Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. А.Пришелец
Полдень
Зелёный ветер ластится,
В траве шумят шмели.
Берёзка в белом платьице
Качается вдали.
Идёт берёзка травами,
Хлебами,
Вдоль дорог.
Красу её кудрявую
Колышет ветерок.
Берёзкам зябко
М.Пришвин
Всю ночь бушевал ветер, и слышно было в доме, как вода капала. И утром не пришёл мороз: то солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнут крупой, как из мешка. И так быстро мчатся облака, и так зябко белым берёзкам, и так они качаются!
Кому смех, кому слёзы
В.Бианки
Все в лесу веселятся, а берёзы плачут,
Под горячими лучами солнца сок быстрее течёт по всему белому телу. Через поры коры он выступает наружу.
Люди считают берёзовый сок полезным и вкусным напитком. Они подрезают кору и собирают его в бутылки.
Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и гибнут, потому что сок у них - всё равно что у нас кровь.
Творческие задания
Интеллектуальная разминка
- Верхняя часть коры берёзы. (Береста)
- Что даёт берёза человеку для бани? (Дрова, веники)
- С кем сравнивают берёзу? (С девушкой)
- Какие украшения носит берёзка? (Серёжки)
- Когда берёзка плачет? (Весной)
- Какую причёску предпочитает берёза? (Косу)
2. Логически-поисковое
- Подберите родовое понятие к слову берёза. (Дерево)
- Но ель, сосна – тоже деревья. Чем отличается берёза? (Лиственное дерево)
- Назовите существенные признаки берёзы. (Белая кора и листья в форме сердечка)
- Что же обозначает слово берёза? (Лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)
3. Прочитай, что написано:
5 | 11 | 9 | 1 |
12 | 8 | 4 | 10 |
7 | 2 | 6 | 3 |
13 | 17 | 19 | 15 |
16 | 18 | 14 |
ю | к | ё | л |
у | р | ю | з |
е | б | б | л |
р | к | ю | с |
с | у | у |
(Люблю берёзу русскую)
4. Внимание, быстрота реакции
Очень быстро запиши слова, которые спрятались за цифрами:
А Б В Е Ж И К Р С Т
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 4 10 7 6 (ветки)
9 4 8 4 5 7 6 (серёжки)
2 4 8 4 9 10 1 (береста)
Фразеологизмы
Берёзовая каша - (устар.) розги
Пень берёзовый.
Дать берёзовой каши (наказать розгами, выпороть).
Слова-родственники
Берёзка, березняк, берёзовый, берёзонька, подберёзовик, берёзища.
Представьте себе берёзовую рощу в яркий летний день. Ослепительно белоствольные деревья, пронизанные солнцем, с раскачивающимися на ветру зелёными прядями ветвей - ведь это - неповторимое чудо.
Берёза - одна из самых светолюбивых древесных пород. Белая окраска ствола, которая и создаёт особый эффект перенасыщенности светом в берёзовых лесах, объясняется наличием в верхних слоях коры этого дерева порошкообразного красящего вещества - бетулина. Побеги берёзы начинают белеть с 4-5 летнего возраста. Клетки, заполненные бетулином, выполняют защитную функцию, предохраняя внутренние части дерева от вредителей.
Думаю, всех заинтересует такая работа. Попробуйте и вы увлечь своих детей исследованием одного, лишь одного слова.