Данная программа составлена на основе:
- Государственный стандарт основного общего образования по математике.
- Базисный учебный план 2004 года.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008 г.
По 1 варианту программы геометрию в 7 классе предлагается изучать со 2 четверти.Такое существенное уменьшение времени на изучение нового для учащихся курса геометрии представляется недопустимым: именно в 7 классе закладываются основы геометрических умений в доказательствах, рассуждениях и обоснованиях, построениях, рассматриваются основные определения, важные методы доказательств и решения задач, и ослаблять этот фундамент геометрических знаний,безусловно, вредно.
На изучение алгебры в течение всего года выделяется три часа в неделю, а на изучение геометрии-два.
Добавлены часы на следующие темы :
- Начальные понятия и теоремы геометрии - 3 ч.,
- Треугольник – 3 ч.,
- Параллельные прямые – 4 ч.,
- Соотношения между сторонами и углами треугольника – 2 ч.,
- Повторение. Решение задач – 6 ч.
Всего: 18 ч.
Программа рассчитана на 2 ч. часа в неделю, всего 68 часов в год. Данная программа рассчитана на использование учебника “Геометрия, 7-9”, авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.
Плановых контрольных уроков:
I ч – 1 ч,
II ч - 1 ч,
III ч - 1 ч,
IV ч - 2 ч,
Итого: 5 ч.
В программе введена расчасовка модуля на отдельные уроки.
Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
Цели.
1. Заложить основы представлений:
- о строении математической теории;
- о приемах аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
2. Начать систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости.
3. Развивать логическое мышление и умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
4. Формировать пространственные представления.
Задачи.
- Систематизировать, обобщить и расширить знания учащихся о свойствах простейших геометрических фигур на плоскости (точках, прямых, лучах, отрезках, углах).
- Сформировать понятие треугольника.
Содержание
1. Начальные понятия и теоремы геометрии (10 ч.)
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела.
Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Биссектриса угла.
Сравнение отрезков и углов. Длина отрезка. Величина угла. Градусная мера угла. Измерение отрезков и углов. Единицы измерения. Инструменты для измерения. Расстояние. Равенство фигур в геометрии.
Перпендикулярность прямых. Вертикальные и смежные углы.
2. Треугольник (17 ч.)
Треугольник. Равенство треугольников. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Признаки равенства треугольников. Высота, медиана, биссектриса. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Окружность и круг.
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
3. Параллельные прямые (13 ч.)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.)
Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольного треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение.
5. Повторение. Решение задач (10 ч.)
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое планирование. Приложение 2
Учебно-методический комплект
- Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - М.: Дрофа, 2000.
- Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. 13-е изд. -М.: Просвещение, 2003.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. -М.: Просвещение, 1991.
- Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. -М.: Просвещение, 2001.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. -М.: “ВАКО”, 2004.
Дополнительно:
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. -М.: Илекса, 2006.
- Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 112 с. : ил.
- Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 7 класса. - М.: Илекса, 2000.
- Опорные конспекты в 7 классе// “Математика” № 32 за 1998 г.
- Артюнян Е.Б., Волович М.Б., Глазков Ю.А., Левитас Г.Г. Математические диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
- Мищенко Т.М. Тематическое и поурочное планирование по геометрии. 7 класс. -М: “Экзамен”, 2004.
- Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Геометрия.7 класс.Карточки для проведения контрольных работ и зачетов. -М: “Мнемозина”, 2002.
- Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б. Уроки геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации для учителя к учебнику Л.С. Атанасяна. -М.: Вербум. -М, 2003.
Развернутое тематическое планирование по геометрии 7 класс (2 часа в неделю) - Приложение 1