Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Готовность к школьному обучению включает следующие компоненты:
- интеллектуальную готовность,
- сформированность эмоционально-волевой сферы,
- личностную готовность.
Каждый компонент имеет важное значение в подготовке детей к школе.
Рассмотрим один из них – личностную готовность, она является фундаментом и формирует базу успешного обучения в школе, готовит ребёнка к дальнейшей жизни. Не сформированность личностной готовности к моменту поступления в школу снижает успеваемость детей, увеличивается рост отрицательных эмоциональных проявлений, мотивация обучения теряет своё значение.
Личностная готовность предполагает:
1. Наличие учебно-познавательных мотивов, связанные с содержанием учебной деятельности, процессом её выполнения, сформированностью познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач), потребностью в интеллектуальной активности, в овладениями знаниями и УУД (научить ребёнка учиться). Ребёнок понимает необходимость учения как обязательной, ответственной деятельности, проявляет минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности.
2. Наличие социальных мотивов, связанные с умением общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять своё поведение законам детских групп, с желанием принять новую социальную позицию (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей), а также с умением произвольно управлять своим поведением.
Личностная готовность тесно связана с развитием эмоционально-волевой сферы. К началу учебного года у детей должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательное задания), сформирована произвольность, как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно часто становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения.
Когда ребёнок овладевает правилами поведения, это способствует образованию у него твёрдых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.
Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима (вовремя садиться за стол для приёма пищи), прививать ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на стул). Освоение этих навыков – если создана атмосфера заинтересованности успехами ребёнка, если ему предоставляется большая самостоятельность – интересно и самому малышу, вызывает у него желание добиться результата. Не только развиваются важные практические навыки, - меняется характер взаимоотношений детей с взрослыми.
Ребёнок, освободившийся от опёки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр.
В старшем дошкольном возрасте складываются первые дружеские симпатии и привязанности детей, на этой основе особенно успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи.
Осознание детьми правил поведения является важнейшим условием их соблюдения. Надо, чтобы дети убедились в том, что выполнение правил помогает им лучше наладить игры, более успешно достигать результата в труде, на занятиях. При соблюдении правил реже возникают ссоры, разногласия между детьми.
На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. Она – важнейший показатель личностной готовности к школе: будущему школьнику придётся выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях.
Организованность – это сложное качество личности. Внешние его проявления выступают в собранности, точности, аккуратности. Внутренняя сторона этого качества состоит в настойчивости, в умении планировать свои действия, умении контролировать себя, в умении выполнять заданное в срок, оценивать свою работу и работу товарищей.
Организованность предполагает волевое развитие, умение управлять возникающими желаниями, эмоциями, поведением. Ребёнок становится не только исполнителем требований взрослых, обращённых к нему или группе детей, - он начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.
Самая благоприятная атмосфера для развития ребёнка - это атмосфера продуманности, прочувствованного принципиального единства обеих сторон – семьи и школы, единства, которое вытекает из правильного понимания целей, задач, способов воспитания, индивидуальных особенностей ребёнка. Ребёнку в такой атмосфере легче живётся, развитие его личности проходит намного успешнее.
Добиться больших успехов в развитии и обучении ребёнка можно в том случае, если ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности, а также, мы должны помнить, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре он проживает заинтересовавшие его стороны окружающей действительности – отношения между людьми, те или иные события. Игра помогает ему проработать проблемы, выходящие за рамки собственного жизненного опыта, удовлетворить познавательный интерес к новой информации. Игра стимулирует познание.
Важная сторона жизни ребёнка – его общение со сверстниками и взрослыми. В возрасте пяти лет ребёнок испытывает потребность в сотрудничестве. Общаясь со сверстниками, он уже может потребовать уважительного отношения к себе, учится договариваться, слышит и слушает собеседника.
К шести годам у ребёнка появляется потребность в признании, желание убедиться в собственной значимости. В таких случаях сюжетно-ролевая игра может выступать как регулятор межличностных отношений, способный направить социальное развитие ребёнка в позитивное русло.
В возрасте шести–семи лет у ребёнка возникает потребность в сопереживании и взаимопонимании. Ребёнок старается вести себя хорошо, но частенько проверяет границы дозволенного. Дети этого возраста крайне чувствительны к похвале. Жёсткая критика со стороны взрослого может серьёзно их травмировать.
Очень важная задача для родителей и педагогов – формирование у ребёнка адекватной самооценки, позитивного отношения к своим способностям, умения преодолевать трудности и не бояться ошибок. Страх сделать что-нибудь не так, как попросит взрослый, приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается от выполнения любой, даже посильной познавательной задачи. Покажите ребёнку, чего он достиг, чему научился. Дайте возможность почувствовать радость и гордость от успешных самостоятельных действий. Обсуждайте с ним его успехи и достижения, затем он сам захочет поделиться с вами впечатлениями, порадоваться успехам других. У него будет формироваться потребность в получении новой информации, в исследовании чего-то интересного, если он будет видеть вашу заинтересованность и серьёзное отношение к его исследовательской деятельности.
Навыки самонаблюдения помогут ребёнку поверить в собственные силы и возможности, разовьют интерес к самостоятельному исследованию окружающего мира. Уважение ребёнком себя как личности поможет ему строить отношения со сверстниками и взрослыми: развитие децентрации, тоесть, способности понять и принять другую точку зрения, - ещё одно из условий познания мира, мира людей, а кроме того – один из факторов личностной готовности к школе.
На современном этапе важной задачей дошкольного образования являются помощь в развитии и социализации детей, подготовка их к школе. Личностная зрелость формируется через общение, игры, знакомство с окружающей действительностью, организованную образовательную деятельность.
Образовательная деятельность по развитию личностной готовности имеют определённую структуру:
- Приветствие. Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определённый речевой оборот.
- Основная часть. Решаются главные задачи занятия. Эта часть включает игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, чтение произведений художественной литературы, рисование и многое другое. Основная часть может заканчиваться релаксационным упражнением, которое помогает привести в равновесие эмоциональное состояние детей. В качестве отдыха также используются подвижные игры, физкультминутки.
- Итог занятия. Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию.
- Ритуал прощания – это своеобразная “точка” в занятии. Дошкольники прощаются друг с другом.
Успешность работы с детьми зависит от понимания воспитателем границ возможностей данной группы, умения учитывать зону их ближайшего развития.
Виды заданий на занятии могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости то проблем и успехов детей группы.
Рассмотрим влияние общения на формирование личностной готовности.
Опыт общения ребёнка со взрослыми является объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднён. Под влиянием взрослого у детей накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:
- сообщение ребёнку сведений о его качествах и возможностях,
- оценка его деятельности и поведения,
- формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребёнок будет оценивать себя сам,
- побуждение ребёнка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями других людей.
К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих очень велики. Они принимаются ребёнком в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях.
В отличите от конкретных представлений, полученных на индивидуальном опыте, знания о себе, приобретённые при общении со взрослыми носят обобщённый характер.
Образ себя, внушаемый детям взрослыми может быть как положительным (ребёнку говорят о том, что он умный, добрый, способный), так и отрицательным (грубый, неспособный). Негативные оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе.
Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребёнок формируется ещё до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Во-первых, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребёнок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными интересами ребёнка. Во-вторых, взрослые формируют у детей определённые личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий, называют общие и частные цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребёнка, формируется положительная самооценка и позитивный образ "Я". Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа "Я".
Для ребёнка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес ребёнка носят исключительно негативный характер. Формируется завышенная или заниженная самооценка. И в том и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки, не формируется произвольность, познавательные интересы утрачивают свою значимость, отсутствует умение решать конфликтные ситуации, нарушается межличностное общение со взрослыми и сверстниками, тоесть, ребёнок не приобрёл те качества, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Таким образом, личностная готовность является одним из важных показателей успешного обучения в школе.