Академия дошкольных наук: "Пальчиковая гимнастика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа курса “Пальчиковая гимнастика” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы: создать условия для развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Задачи программы: развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координировать работу рук со зрительным восприятием, творческой активности, пространственного мышления, фантазии; формирование навыков исполнительского мастерства, умения воплощать свои идеи в художественный образ; воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Программа учебного курса рассчитана на 10 часов в год. Занятия проводятся в группах по 30 минут и предполагают использование следующих форм: беседа; дидактическая игра; ролевая игра;

физические упражнения; индивидуальная корректировка действий.

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Оригами.
  3. Графические упражнения.
  4. Игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ребятам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами” обучающиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать: развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, умение создавать художественный образ своего изделия, овладение приемами работы с разными предметами, умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия, овладение нормами этики и поведения.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

Личностные
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • мотивационная готовность к учебной деятельности.
Регулятивные
  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • использовать установленные правила в контроле способа решения;
  • применять установленные правила в планировании способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.
Познава-
тельные
  • выделять параметры объекта, существенные признаки;
  • устанавливать аналогии;
  • строить рассуждения;
  • обобщать.
Коммуни-
кативные
  • испытывать потребность в общении;
  • позитивно относиться к процессу сотрудничества;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;
  • строить монологическое высказывание;
  • слушать собеседника.

Содержание курса

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; массаж кистей рук.

Оригами

Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Графические упражнения

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами).

Игры и действия с предметами

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой.

Учебно-методическое обеспечение

Материалы: различные виды бумаги (цветная, неокрашенная); проволока; вторичное сырье; фольга; нитки; пуговицы.

Оборудование: счетные палочки; ленты; шнурки; шаблоны; образцы готовых изделий; массажные мячики; су-джок.

Наглядные пособия: презентации; иллюстрации; муляжи; игрушки; набор геометрических тел; коллекции бумаги, картона, ткани; образцы штриховок.

Дидактические материалы: детская художественная литература; тексты песен и потешек; образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки); диагностические задания.

Учебно-тематический план.
10 часов

Тема занятия Кол-во
часов
1. Введение. Гимнастика для пальчиков. Разучивание стихов и считалок. 1 ч.
2. Упражнения для кончиков пальцев. Оригами. Изготовление мордочки собаки. 1 ч.
3. Разные движения пальцами. Игры на развитие воображения. Оригами. Изготовление мордочки кота. 1 ч.
4. Упражнения для запястья. Оригами. Самолет. 1 ч.
5. Упражнения для ладоней. Волшебные узелки. 1 ч.
6. Упражнения для подушечек пальцев. Оригами. Соловей. 1 ч.
7. Составление из пальцев различных фигур. Знакомство с геометрическими фигурами. 1 ч.
8. Гимнастика с учебными предметами. Развитие памяти и воображения средствами оригами. 1 ч.
9. Составление из пальцев различных фигур. Изготовления цветка из проволоки. 1 ч.
10. Выполнение фигурок из палочек. Рассказывание историй руками. 1 ч.

Литература

  1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996.
  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.
  4. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  5. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. - //прописи. “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2004.
  6. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. – М.: “Карапуз”, 1999.
  7. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990.
  8. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис-Пресс, 1999.
  9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт-Петербург, 1999.

Интернет-ресурсы

  1. www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames.htm

Методические рекомендации к проведению занятий. (Приложение)

Презентации