Программа курса “Пальчиковая гимнастика” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях общеобразовательной школы.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель программы: создать условия для развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.
Задачи программы: развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координировать работу рук со зрительным восприятием, творческой активности, пространственного мышления, фантазии; формирование навыков исполнительского мастерства, умения воплощать свои идеи в художественный образ; воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Программа учебного курса рассчитана на 10 часов в год. Занятия проводятся в группах по 30 минут и предполагают использование следующих форм: беседа; дидактическая игра; ролевая игра;
физические упражнения; индивидуальная корректировка действий.
Программа включает в себя следующие разделы:
- Пальчиковая гимнастика.
- Оригами.
- Графические упражнения.
- Игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ребятам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” обучающиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать: развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, умение создавать художественный образ своего изделия, овладение приемами работы с разными предметами, умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия, овладение нормами этики и поведения.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
Личностные |
|
Регулятивные |
|
Познава- тельные |
|
Коммуни- кативные |
|
Содержание курса
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; массаж кистей рук.
Оригами
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Графические упражнения
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами).
Игры и действия с предметами
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой.
Учебно-методическое обеспечение
Материалы: различные виды бумаги (цветная, неокрашенная); проволока; вторичное сырье; фольга; нитки; пуговицы.
Оборудование: счетные палочки; ленты; шнурки; шаблоны; образцы готовых изделий; массажные мячики; су-джок.
Наглядные пособия: презентации; иллюстрации; муляжи; игрушки; набор геометрических тел; коллекции бумаги, картона, ткани; образцы штриховок.
Дидактические материалы: детская художественная литература; тексты песен и потешек; образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки); диагностические задания.
Учебно-тематический план.
10 часов
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Введение. Гимнастика для пальчиков. Разучивание стихов и считалок. | 1 ч. |
2. | Упражнения для кончиков пальцев. Оригами. Изготовление мордочки собаки. | 1 ч. |
3. | Разные движения пальцами. Игры на развитие воображения. Оригами. Изготовление мордочки кота. | 1 ч. |
4. | Упражнения для запястья. Оригами. Самолет. | 1 ч. |
5. | Упражнения для ладоней. Волшебные узелки. | 1 ч. |
6. | Упражнения для подушечек пальцев. Оригами. Соловей. | 1 ч. |
7. | Составление из пальцев различных фигур. Знакомство с геометрическими фигурами. | 1 ч. |
8. | Гимнастика с учебными предметами. Развитие памяти и воображения средствами оригами. | 1 ч. |
9. | Составление из пальцев различных фигур. Изготовления цветка из проволоки. | 1 ч. |
10. | Выполнение фигурок из палочек. Рассказывание историй руками. | 1 ч. |
Литература
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. - //прописи. “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2004.
- Лукашина М.М. Готовим руку к письму. – М.: “Карапуз”, 1999.
- Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990.
- Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис-Пресс, 1999.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт-Петербург, 1999.
Интернет-ресурсы
- www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames.htm
Методические рекомендации к проведению занятий. (Приложение)