Тип урока: урок объяснения и усвоения нового материала в 9 классе.
Продолжительность урока: 90 минут.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение урока: стандартное приложение Windows – программа MS Access.
Цели.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием о логического выражения, истинности и ложности простого логического выражения, начать формирование умения формулировать простые запросы на языке логических выражений, формирование знаний учащихся об объектах СУБД, освоение технологических приемов по созданию запросов в среде СУБД.
Развивающие: развивать внимание, зрительную память, умение сравнивать; развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
Воспитательные: воспитание аккуратности, терпения, добросовестности, достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать самостоятельно.
План урока
- Организационный момент (2 мин.)
- Актуализация знаний (10 мин.)
- Объяснение нового материала: Условия выбора, простые логические выражения (20 мин.)
- Практическая работа 1 за компьютерами (15 мин.)
- Зарядка для глаз (2 мин.)
- Объяснение нового материала: сложные логические выражения (15 мин.)
- Практическая работа 2 за компьютерами (15 мин.)
- Объяснение нового материала: Сортировка (5 мин.)
- Практическая работа 3 за компьютерами (7 мин.)
- Подведение итогов (2 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием логического выражения, операциями отношения, простыми и сложными запросами. Но сначала мы проверим домашнее задание, познакомимся с новой темой и выполним практическую работу.
2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним, основные вопросы рассмотренные на прошлом уроке по теме Базы данных. Вопросы из учебника, Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ 9 класс» стр. 65.
- Что такое база данных? (Организационная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения)
- В чем различие между фактографическими и документальными БД? (Фактографические БД содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.)
- Что такое распределенная БД? (Такая БД, в которой части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью.)
- Что такое информационная система? Приведите примеры Информационных систем. (Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. (Система продажи билетов на поезда и самолёты,WWW-глобальная информационная система.)
- Что такое реляционная БД? (База данных с табличной формой организации.)
- Что такое запись, поле записи? Какую информацию они содержат? (Строка таблицы - запись, столбец - поле)
- Что такое главный ключ записи? Какие бывают ключи? (Главный ключ – поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей. Ключом может быть одно поле (простой ключ) или несколько полей(составной ключ))
Вопросы из учебника, стр. 70 и 73.
- Как расшифровывается СУБД? (Система управления базами данных.)
- Какие СУБД называются реляционными? (Системы работающие с реляционными базами данных)
- На каком устройстве и в какой форме хранятся таблицы, созданные с помощью реляционной СУБД? ( На компьютере, в табличной форме)
- Какие основные типы полей используются в БД?
- Что такое справка?
3. Этап усвоения новых знаний
1) Теоретическая часть. (Приложение 4)
Условия выбора и простые логические выражения.Слайд 2.
Чаще всего для справки требуются не все записи, а только часть из них, удовлетворяющая какому-нибудь условию. Это условие называется условием выбора. В командах СУБД условие выбора записывается в форме логического выражения.
Логическое выражение – это выражение, состоящее из имени поля логического типа или одного отношения.Логическое выражение, подобно математическому выражению, выполняется (вычисляется), но в результате получается не число, а логическое значение. Логическое значение – это всегда ответ на вопрос, истинно ли данное значение. (истина или ложь).
Слайд 3.Операции отношения.
- Отношение «равно» истинно для двух символьных величин, если их длины одинаковы и все соответствующие символы совпадают. Следует учитывать, что пробел — это тоже символ.
Слайд 4.
- Символьные величины можно сравнивать и в отношениях <, >, <=, >=. Здесь упорядоченность слов (последовательностей символов) определяется по алфавитному принципу(в алфавитном порядке, по правилам русского языка). Вот фрагмент из орфографического словаря, выстроите слова в алфавитном порядке: квартет, компонент, конверт, конвульсия.
С точки зрения математической логики между этими словами истинны следующие отношения:
квартет < компонент;компонент < конверт;
конверт < конвульсияСлайд 5.
Значения полей типа «дата» при выполнении отношений сравниваются в соответствии с календарной последовательностью. Например, истинны отношения:3.12.1998 < 23.04.2001;
24.09.2004 > 23.09.2004.В некоторых СУБД используется тип «время» со следующим форматом значений: ЧЧ:ММ:СС (часы, минуты, секунды). При выполнении отношений учитывается хронологическая последовательность. Например, истинны отношения:
12:53:08 > 03:40:00;23:05:12 < 23:05:13.
Работа на магнитной доске двумя группами. (Приложение 1) (На доске в беспорядке расположены величины разного типа.)
Поставить знаки сравнения между величинами.(Результат выполнения задания)
Задание первой группе | Задание второй группе |
дверь < дерево 26.06.2010 > 30.07.200115:20 > 03:15 Галерея < Галилей28.05.1598 < 27.09.1598 14:58:02 > 02:47:59 |
календарь > калейдоскоп 03.12.1945 < 30.11.195417:58 > 05:17 веер < ветер28.02.2008 < 02.03.2008 22:15:59 > 12:45:01 |
Слайд 6
С помощью операций отношений можно делать запрос в БД. Запрос мы будем рассматривать как инструмент обработки информации в среде MS Access.Запросы осуществляют поиск данных в БД. Результатом выполнения запроса является таблица. Запросы позволяют отобрать те записи, которые удовлетворяют заданным условиям.
Запросы бывают простые и сложные. Простой запрос содержит одно условие, а сложный запрос содержит несколько условий для различных полей.В процессе создания запроса можно отбирать не только записи, но и поля, которые будут присутствовать в запросе.
Запрос – объект БД, который позволяет проводить основные операции по обработке данных – сортировку, фильтрацию, объединение данных из разных источников – и сохранять результаты с некоторым именем, чтобы в дальнейшем применять эти операции по мере необходимости.Подготовка к практической работе
Работа с интерактивной доской. (Приложение 5)Расставьте правильно знаки отношений.
Откройте учебник на странице 79 №6а (показывать через проектор/интерактивную доску как сделать запрос).Осадки = «Дождь»
- Открываем свою БД.- В диалоговом окне БД выбираем Запросы, Создание запроса в режиме конструктора.
- Добавляем нужную таблицу.- Добавляем поля для запросов.
- В строке Условие отбора вводим нужный нам запрос.- Сохранить, дать имя запросу.
Практическая работа 1 на компьютерах с СУБД Access.
Раздаточный материал. (Приложение 2)Практическое задание
Тема: Условия выбора и простые логические выражения в СУБД Access.Выполняем Задание 1 в практической работе.
- На вкладке БД выбрать объект Запросы/Создание запроса в режиме конструктора/Создать/Конструктор/Ок- Добавление таблицы/Таблицы/Добавить/Закрыть.
- Для создания запроса выбрать Поле и Условие отбора- Дать имя запросу.
Для таблицы «Погода» составить следующие запросы:1. Давление <= 70
2. Температура > 03. Осадки = снег
Для таблицы «Успеваемость» составить следующие запросы:1. Физика >= 4
2. Фамилия «Ботов»Для таблицы «Домашняя библиотека» составить следующие запросы:
1. Год = 19872. Автор = Беляев А Р
3. Выберите книги с номером больше 6Закрепляем результат выполнения работы на интерактивной доске
Перетаскивание строчек (Приложение 6)- Найти все книги с названием «Избранное»;
- В какие дни температура была 3,4оС;- Какие ученики по химии имеют оценку 5?
Сложные логические выражения.
Сложные логические выражения содержат логические операции.Познакомимся с 3 логическими операциями:
Операция логического умножения (конъюнкция) знак операции и;Объяснение на примере БД «домашняя библиотека» по запросу
Автор = «Беляев А Р» и год >=1990Операция логического сложения (дизъюнкция) знак операции или;
Объяснение на примере БД «Домашняя библиотека» по запросуАвтор = «Толстой Л Н» или Автор = «Тургенев И С»
Операция отрицания, знак операции не.Объяснение на примере БД «Погода» по запросу
Осадки не туманЗапомните! Логические операции, как и в арифметики, имеют разный приоритет (старшинство). По убыванию старшинства лог. Операции располагаются в таком порядке:
- отрицание (не)
- конъюнкция (и)
- дизъюнкция (или)
Работа на местах. (Приложение 7)
Проверяем ответы открывая шторкуБД «Погода» В какие дни шел снег или дождь?
В какие дни не было снега и давление не опускалось ниже 744 см рт. ст.БД «Успеваемость» Найдите ученика с оценкой по русскому языку 4 и не было 2 по физике.
Найдите ученика с именем Аликин Петр и оценкой по физике 4.БД «Домашняя библиотека» Найдите книги на 5 полке, изданные ранее 1990 года.
Найдите книги автора Кервуд Д. или Тынянов Ю. Н.Практическая работа 2 на компьютерах с СУБД Access.
Практическое задание (Приложение 3)Тема: Условия выбора и сложные логические выражения в СУБД Access.
Выполняем Задание 2 в практической работе.На вкладке БД выбрать объект Запросы/Создание запроса в режиме конструктора/Создать/Конструктор/Ок
- Добавление таблицы/Таблицы/Добавить/Закрыть.- Для создания запроса выбрать Поле и Условие отбора
- Дать имя запросу.Для таблиц «Погода», «Успеваемость», «Факультативы» и «Домашняя библиотека» составить следующие сложные запрос:
- Влажность > 60 и Осадки = «Без осадков»- День >=15.03.1997 и (Осадки = «Дождь» или Осадки = «Снег»)
- Фамилия = «Семенов» и (Геология или Цветоводство)- Геология или не Танцы
- Автор = «Беляев А Р» или «Олеша Ю Л» и полка = 5- Ученик = «Аликин Петр» и (Физика = 4 или Физика = 5)
- Какие книги стоят на 5 полке, изданные с 1985- Какие оценки у Галкиной Нины по русскому, алгебре, химии, физики, истории и музыки.
Сортировка БД
Очень часто записи в таблицах бывают упорядочены по какому-либо правилу. Например, ваши фамилии в журнале расположены в алфавитном порядке; расписание движения поездов – в порядке времени отправления.Процесс упорядочения записей в таблице называется сортировкой.
Для выполнения сортировки важно знать: (показывать через проектор БД)1. по значению какого поля проводить сортировку;
2. в каком порядке сортировать записи.Поле, по значению которого производится сортировка наз. Ключом сортировки.
Возможно 2 варианта. Сортировка по убыванию значений ключа и по возрастанию значений ключа.Практическая работа 3 на компьютерах с СУБД Access.
Практическое задание (Приложение 8)Тема: Сортировка в СУБД Access.
Задание 1. Отсортируйте БД «Погода» по убыванию значений влажности.Задание 2. Отсортируйте БД «Домашняя библиотека» в алфавитном порядке по фамилии автора; сортировка в порядке возрастания года издания книги.
Нередко случается так, что нужно отсортировать таблицу по нескольким ключам. Например, я хочу, что бы в БД «Домашняя библиотека» фамилии авторов были отсортированы в алфавитном порядке по возрастанию, а названия их произведений по убыванию.(Показать, как это сделать на данном примере)
Задание 3. Сортировка по 2 ключам: Автор и Год, исключая книги Беляева А.Р.Задание 4. Сортировка по 2 ключам: Температура – по убыванию. Давление – по возрастанию. Какая запись окажется во второй строке таблицы? (0;750)
Обратная связь.
1. Что такое логическое выражение?2. Какое логическое выражение называется простым?
3. Какие виды отношений используются в логических выражениях?4. Какие логические операции употребляются в сложных логических выражениях?
5. Как определяется порядок выполнения логических операций?6. Что понимается под сортировкой БД?
7. Что такое ключ сортировки?5. Итоги урока.
Выставление оценок, учитывая работу на уроке.6. Домашнее задание.
§ 13, 14, вопросы и задания в конце каждого параграфа.§ 15 (1-3 вопросы).
Литература
Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ 9 класс»