Задачи образовательной деятельности:
Коррекционно-образовательные:
- – закреплять и обобщать знания о русских народных сказках, об отличительных особенностях жанра сказки;
- – формировать умение узнавать и называть сказку, опираясь на иллюстрацию.
Коррекционно-развивающие:
- – развивать умение жестами, мимикой, интонацией передавать образы героев, их характер и поведение;
- – совершенствовать умение выразительно рассказывать отрывок из знакомой сказки;
- – развивать навыки драматизации, связную речь;
- – развивать умение согласовывать речь с движениями, развивать общую и мелкую моторику;
- – развивать творчество, воображение, память, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- – воспитывать интерес к русским народным сказкам;
- – воспитывать умение работать и играть в коллективе;
- – воспитывать сочувствие к игровым персонажам и желание помогать им.
Словарная работа: лисичка-сестричка, хитрая, рыжая, плутовка, лубяная, пава.
Оборудование: игрушка-лиса, книги со сказками, шапочки лисы, зайца, собаки, петуха.
Предшествующая работа: Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»; отгадывание загадок о героях русских народных сказок.
Методы и приемы: игровые: сюрпризность, эмоциональность, специально организованная проблемная ситуация, физкультминутка, инсценировка, пальчиковая гимнастика; словесные: рассказывание отрывков из сказок, драматизация, отгадывание загадок; наглядные: игрушки, шапочки.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Логопед: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам. Сегодня мы с вами будем беседовать о сказках, о героях сказок, играть, даже попробуем сами сыграть сказку, побывать артистами.
2. Сюрпр3изный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к вам сегодня в гости? К нам в гости пришла лиса. Давайте с ней поздороваемся. Лиса сказала мне, что раньше она жила в сказке, а потом потерялась. Давайте поможем лисе найти свою сказку, ведь мы с вами знаем много русских народных сказок, в которых есть лиса. Для того, чтобы помочь лисе, мы отправимся в сказочную страну. Закройте глаза и три раза хлопните в ладоши. (звучит музыка, дети открывают глаза).
3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Вот мы и в сказочной стране. Давайте поиграем пальчиками.
Будем пальчики считать, Вытягивают руки вперед, Шевелят пальчиками.
Будем сказки называть.
Эта сказка – Теремок, Поочередно касаются большим пальцем
Эта сказка – Колобок, остальных, начиная с указательного.
Эта сказка – Репка,
Про внучку, бабку, дедку.
Волк и семеро козлят. Показывают большой палец.
Этим сказкам каждый рад.
4. Презентация «Угадай сказку».
Воспитатель: Ребята! А как в русских народных сказках называют лису?
Дети: Лисонька, лисичка-сестричка, хитрая, рыжая плутовка, кумушка, пава.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран:
Все минуточку вниманья,
Хочу я сказки показать,
Этих сказочек названье
Поспешите отгадать.
Загадка №1:
На тарелочке лежал,
Поостыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою – лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный …..(«Колобок»)
Загадка №2:
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь-
Песню мамину пропел.
Кто же всех козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Загадка №3:
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
Ну отгадал загадку?
Тогда скорей скажи
Названье этой сказки («Маша и медведь»)
Загадка №4:
Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте, без подсказки, («Три медведя»)
Загадка №5
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и Журавль»)
Загадка №6
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышка и собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? («Репка»)
5. Физкультминутка.
Логопед: Что-то Лисица загрустила, не узнала своей сказки. Давайте похвалим лисицу.
У лисицы острый нос (показывают пальчиками острый нос)
У нее пушистый хвост (помахать рукой как хвостиком)
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты (повернуться вправо и влево)
Лиса павою похаживает (идти по кругу)
Шубу пышную поглаживает (погладить себя)
Я – охотница до птицы (помахать руками)
Кур ловить я мастерица (соединяют руки перед собой)
Как увижу-подкрадусь (идут на цыпочках)
И тихонько затаюсь (приседают)
6. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку, в которой лиса выгнала зайчика из избушки. Как она называется?
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Дети: «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Мы покажем лисе сказку «Заюшкина избушка» как настоящие артисты. Вы будете героями сказки (всем детям надеть шапочки).
Воспитатель: Итак, мы начинаем.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Ведущий (ребенок)
У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил косой
Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться —
Дом построить лубяной,
А вселилась в ледяной.
Да надумала дразниться.
Лиса:
Хороша моя светлица,
А твоя – тесна, темна.
Над землей едва видна.
Заяц:
Что с избушкой станет летом?
Призадумайся об этом...
По весне растает лед -
Кто тебя к себе возьмет?
Ведущий.
Вот весною лед растаял.
Ледяной избы не стало...
Стала хитрая Лисица
К Заюшке на двор проситься.
Лиса. (Лиса подходит к калитке, стучит.)
Ты прости уж, сделай милость!
Заинька, пусти на печку...
Заяц (обращается к залу). Как тут ей не уступить?! (Лисе.) Полезай уж, так и быть!
Ведущий.
Заяц, доброе сердечко.
Рыжую пустил на печку
День-другой прошел.
Лисица вдруг затеяла браниться.
Лиса (с печи громко, вызывающе)
Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон, Косой!
(Лиса бросает Зайцу узелок с вещами; Заяц выходит из дома, садится поодаль и плачет.)
Ведущий:
И Зайчишку прогнала.
Узелок лишь отдала.
Сел Зайчишка на опушке
И, прижав от страха ушки,
Начал горько-горько плакать... (Появляются две Собаки, подходят к Зайцу.)
Ведущий: Подошли к нему собаки.
Собаки:
Тяф, тяф, тяф!
О чем ты плачешь?
Расскажи нам, сделай милость,
Что с тобою приключилось?
Заяц (продолжая всхлипывать).
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
1-ая собака: Твоему поможем горю! (собаки подходят к избушке)
Собаки вместе:
Тяф, Тяф ,Тяф
А ну Лиса,
Убирайся, вон из леса
Ведущий:
А лисица им с печи
Громким голосом кричит
Лиса:
Вот как выскочу сейчас,
Вот как выпрыгну на вас.
Если не хотите драки,
Убирайтесь вон, собаки. (Собаки, испуганно потявкивая, убегают.)
Ведущий:
Тут собаки хвост поджали
И с испугу убежали. (Заяц опять начинает плакать).
Снова Заяц горько плачет,
По пригорочкам не скачет.
Подошел к нему Медведь. (К нему вразвалочку приближается Медведь.)
Медведь (добродушно).
Полно. Заинька, реветь!
Ты ответь мне, сделай милость.
Что за горе приключилось?
Заяц:
Как не плакать, дедушка,
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Медведь.
Не горюй, дружок!
Лису я заставлю жить в лесу.
Заяц.
Да ее собаки гнали,
Гнали-гнали — не прогнали. (показывает в ту сторону, куда убежали собаки)
Вон бегут они вдали, еле ноги унесли...
Ведущий.
Миша громко зарычал, (медведь подходит к избушке, рычит)
Во весь голос закричал:
Медведь.
Ну-ка, рыжая Лиса, вон ступай, в леса!
Ведущий.
А Лиса ему с печи громким голосом кричит:
Лиса.
Вот как выскочу сейчас -
Искры полетят из глаз!
Убирайся сам. Медведь,
На меня не смей реветь!
Ведущий. Мишка плюнул и ушел... (медведь удивленно трясет головой, машет лапой и уходит).
Вот идет петух с косой.
Петух.
Плачешь ты о чем, Косой?
Заяц:
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке.
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла,
Да меня же прогнала.
Петух (уверенно, весело).
Не горюй, приятель!
Вскоре твоему поможем горю!
Покажу Лисе косу — живо выгоню Лису!
Заяц (всхлипывая).
Да ее собаки гнали,
Но с испугу убежали.
Гнал ее и сам Медведь недавно.
Ты не справишься подавно!
Петух (направляется к избушке)
Поглядим!
Ведущий.
Петух к избушке,
Что стояла на опушке, подошел
Петух.
Ку-ка-ре-ку! Вон, Лиса!
Убирайся прочь в леса!
Лиса (испуганно).
Что ты, Петя, не спеши!
Мне одеться разреши!
Петух.
Прекрати пустые речи!
Прочь пошла, плутовка, с печи!
(Лиса прыгает с печи и убегает.)
Ведуший.
Ох и струсила Лиса...
Прыг с печи — да и в леса
Припустила во весь дух:
Напугал ее Петух.
С той поры Зайчишки с Петей —
Лучшие друзья на свете.
На лесной живут опушке
В лубяной своей избушке.
И теперь из самовара
Чай морковный пьют на пару.
Сушки-пряники жуют.
Веселится и поют...
Заяц и Петух (поют песенку и танцуют).
Убежала Рыжая,
Рыжая – бесстыжая!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Испугалась Петуха!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Испугалась Петуха!
7.
Воспитатель: Ребята, лиса узнала свою сказку. Ей очень понравилось, как вы выступали, и теперь она больше не будет хитрить и обманывать. Давайте попрощаемся с лисой, она отправится в свою сказку. А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и повернитесь на месте, вот мы и вернулись из сказочной страны.
8. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня помогли лисе найти свою сказку, вспомнили много русских народных сказок, показали интересный спектакль. Все старались, молодцы!
И Лиса оставила для всех вас угощенье: леденцы-петушки. Угощайтесь!
Литература:
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5 – 7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224с. – (Развиваем речь)
- Рыжова Н.В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (4).
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет/ Под редакцией О.Ф. Горбуновой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.: цв.вкл.