Цели урока: изучить функции и виды денег; современные формы денежных расчетов; а так же взаимосвязь между количеством денег в обращении и экономическим благополучием страны.
Основные понятия: деньги, бартер, ликвидность, уравнение обмена, уравнение Фишера.
Оборудование: схемы, таблицы, задачи, доклад, тетради.
Ход урока
I. Изучение темы урока
Вступительное слово учителя: тема урока (Первый слайд)
Эпиграф (второй слайд).
Давайте вспомним что такое деньги ?
Деньги – это всеобщий эквивалент товаров, выступающий мерой их стоимости, средством обращения и средством сохранения стоимости.
1. Обмен. Вида обмена. (Слайд № 3)
Обмен возник на заре развития хозяйственной деятельности человека. Первым видом обмена был 1)-1) натуральный обмен или бартер т.е. обмен конкретными благами. Главным неудобством натурального обмена был многоступенчатый обмен и трудность в сравнении благ. Человечество перешло к 2) натурально-денежному обмену т.е. с помощью универсального реального блага (в Древней Руси это шкурки белок, куницы-«куны», скот, соль…) Неудобство этих «предденег» была их некомпактность. Поэтому человечество перешло на 3) денежный обмен. Деньгам стали доверять и постепенно они стали менять форму.
2. Формы денег. (Слайд № 4)
- монетарная (переходная, ибо монета одновременно носитель стоимости– ценность металла и номинальной – отчеканенной).
- купюра (изобретены в XVII в., в России XVIII в условиях кризиса государство неоднократно возвращалось к монетарным формам – Канкрин в сер.XIX в. – серебряный рубль, Витте в к. XIX в. – золотой червонец.)
- Безналичная форма (в XIX –XX вв. в форме чеков, кредитных карт)
- Электронная форма (быстро развивается в современных условиях в виде пластиковых карт. Недостаток – малая ликвидность).
Роль денег в экономике станет яснее, если подробнее рассмотреть их функции.
3. Функции денег. (Слайд № 5)
- средство обращения (посредник в обмене благ : труд – зарплата – продукт).
- мера стоимости (сравнения благ).
- средство накопления (цветы вянут, а деньги не портятся).
- средство платежа (оплата услуг).
Для успешного выполнения своих функций деньги обладают рядом свойств:
4. Свойства денег. (Слайд № 6)
- ликвидность – способ беспрепятственного обмена;
- кратность – возможность размена;
- прочность – сопротивляемость физическим воздействиям;
- защищенность – спецзнаки от подделок. (Водные знаки, магнитная лента, цвет печати, индивидуальный номер, микропечать, выпуклая печать, угловые буквы, знаки для слепых, детали рисунков, цветные волоски.)
Помимо обозначенных свойств у денег, а точнее у денежной системы есть еще одно важное свойство –
5. Инфляция– обесценивание денег, повышение цен, связанное с превышением количества денег над количеством производимых благ.
Длительный опыт использования денег научил экономистов жестокой истине – денег в стране должно быть ровно столько, сколько нужно для нормального хода торговли и производства ни больше, ни меньше.
Как же это определить? Как вычислит? Для этого существует закон денежного обращения. (Слайд № 7 и № 8)
Сообщение ученика. (И. Фишер)
6. Закон денежного обращения.
MV = PQ
M – среднее количество денег, находящихся в обращении в течении года;
V – среднее число оборотов денег или скорость обращения денег;
P – средняя цена одной сделки;
Q – общий объем товаров и услуг, продаваемых в стране за год.
7. Решение задач.
II. Закрепление
- Что такое деньги?
- Сколько стране нужно денег?
- Можно ли это выразить математически?
- Какие функции денег вы знаете?
- Что будет если количество денег в стране увеличится?