Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость обновления всей системы образования. Существенным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности, ее познавательных возможностей, познавательного интереса. Современное общество требует от системы образования воспитания людей социально активных, коммуникабельных, заинтересованных в достижении целей, мыслящих творчески и свободно.

Наша жизнь сама диктует необходимость формирования человека творческого, способного принимать ответственность за то, что происходит с ним самим и в окружающем его мире.

Личностно-ориентированное обучение предполагает специфическую педагогическую деятельность по созданию оптимальных условий для развития личности, т.е. для развития потенциальных возможностей обучаемых, духовного начала, формирование активности, самостоятельности и познавательного интереса. Изменения в нашей стране активизировали педагогическую мысль и исследования, связанные с обновлением содержания образования, методов обучения, с введением новых технологий обучения в целях повышения качества образования. Необходимое условие-это управление педагогическим процессом, которое способствует становлению у обучающихся положительной познавательной мотивации учения как личностно значимой ценности. В последнее время в педагогической литературе прослеживается мысль о том, что в центре системы обучения должен находиться учащийся.

Основной принцип личностно-ориентированного обучения: в центре обучения должен находиться обучающийся, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода весьма привлекательна и издавна стимулирует педагогов, как в нашей стране, так и за рубежом искать пути ее реализации. На занятии большую часть времени должны практиковаться обучаемые, а не преподаватель, как это подчас бывает. В данный момент в педагогике ведется интенсивный поиск рациональной организации образовательного процесса, который стимулировал бы развитие познавательной активности и интересов обучающихся.

Система обучения - это активное, коммуникативное, продуктивное, познавательное взаимодействие преподавателя и обучающихся, а также самих обучающихся. Необходимо единство обучения, воспитания и личностного развития, связь учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной работы в рамках целостного образовательного процесса. При этом, главной целью обучения и воспитания в учебных учреждениях является формирование всесторонне развитой, личности.

Ориентация на личность принята педагогическим сознанием в качестве цели образования как должное, без какого-либо серьезного осмысления функций и строения образовательной системы, ориентирующая на эту цель.

Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует применения практически всех аспектов субъективного опыта обучаемого. В силу специфики предмета иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий личность, потенциал, он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Внедрение личностно-ориентированного обучения позволяет еще в большей степени задействовать воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов. Проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. В методе проектов проект-это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала. Известный исследователь, доктор педагогических наук Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» [2, 23-32].

Рассмотрим ряд особенностей использования метода проектов при обучении иностранному языку: во-первых, проект чаще всего бывает межтематическим и требует актуализации знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов; во-вторых, это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую; в-третьих, работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы, что требует умения поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, проанализировать его, обсудить с членами группы и, наконец, выступить на самой презентации, будь то выставка, конференция или итоговый урок.

Необходимо выделить ряд требований, учет которых при работе над проектом будет способствовать развитию мотивации учебной деятельности школьников на различных этапах обучения иностранному языку:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Виды проектов разнообразны. Можно выделить следующие 4 основные категории проектов:

  1. Информационный и исследовательский проект («История рок музыки»)
  2. Обзорный проект («Влияние джаза на современную музыку»)
  3. Продукционный проект («Создание программы музыкального фестиваля»)
  4. Проект – инсценировки или организационный проект («Алло! Мы ищем таланты»!)

Проекты могут быть разнообразными по форме: например, презентация, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж и т.д.

Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить 3 вида учебных проектов:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

Специфика использования метода проектов в преподавании иностранного языка состоит в том, чтоучитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку, отдавая отчет в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли.

Отсюда следуют методические выводы.

  • Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
  • Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно – коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
  • Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранного языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Учебники нового поколения предлагают создание проекта в конце прохождения каждого раздела. Поэтому учителю необходимо все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений.

На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающих ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа “Образуй нужную грамматическую форму глагола”, “Назови отрицательный вариант данного предложения”, “Уточни информацию”, “Переведи предложения с русского на английский” и т.д.

Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению. Все первоначальные предложения учеников записываются на доске без комментариев. Затем начинается коллективное обсуждение этих пунктов.

Далее учащиеся делятся на группы и им предлагается разработать свой собственный проект по принятому плану:

  1. Выбор темы исследования. Постановка проблемы исследования.
  2. Изучение материала по проблеме.
  3. Выдвижение гипотез. Обсуждение выдвинутых гипотез. При наличии нескольких исследовательских групп можно предложить взять разные гипотезы. Тем интереснее будет подводить итоги исследований.
  4. Дополнительное изучение материала.
  5. Постановка целей исследования.
  6. Планирование хода исследования. Выбор методов исследования. Определение будущих результатов исследования.
  7. Проведение будущих экспериментов по предложенному плану.
  8. Подведение итогов эксперимента. Оформление результатов.
  9. Формулировка выводов и направлений дальнейших исследований.
  10. Опубликование результатов исследований.

Дальнейшая работа над проектом на этом этапе включает выбор учениками темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Им можно предложить следующий план работы:

Тема исследования Цели и задачи исследования Что я должен сделать для достижения этой цели? С кем я это делаю? Кто за что отвечает? Источники информации Сроки исполнения
           

При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранению.

Введение темы проекта, ее обсуждение, комментирование способствуют развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для своего высказывания, использования соответствующих языковых и речевых средств и т.д. При этом основными видами речевой деятельности на этом этапе выступают аудирование и говорение, иногда ознакомительное чтение.

Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта.

На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся на следующих этапах:

  • предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
  • практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии, занятия на местности, моделирование;
  • исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, практические работы;
  • распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;
  • планирование и создание работ;
  • демонстрация и защита работ.

Вместе с учителем продумывается творческое название проекта.

Основная работа над проектом базируется на самостоятельном исследовании. Роль учителя, в данном случае - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

При поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, создании анкет для опросов, карт, диаграмм, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации используются все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

Обучая других, обучаешься сам: понимая эту закономерность, ученик, изучив что-либо, стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта самостоятельное исследование школьников не может считаться завершенным.

Презентация проектов происходит на заключительных уроках по определенной теме с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов.

В итоге каждая группа представляет свою работу на иностранном языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по своим проектам, предлагая их классу.

Так, проводя заключительное занятие по теме «Мой город», учащиеся сравнивали различные этапы истории своего города, находили общее в архитектуре, культуре- например, «Belgorod- London, the meeting of two cultures», рассматривали влияние среды проживания на национальный характер, стиль жизни, пристрастия в еде и описывали особенности жизни в различных городах нашей страны, составляли страноведческие портреты англоязычных стран. Мы видим, что работа над проектом способствует развитию мировоззрения учащихся, их духовности, приобщает к диалогу культур.

Приобщение учащихся к политической культуре и к общественным ценностям, к оптимальным формам социальных взаимоотношений людей происходило при разработке таких проектов, как «An Ideal state and how I understand it», «Russia and the USA as presidential republics.The ways of their development». При разработке темы проекта каждая группа выбирает ту проблему или задание, которые им действительно интересны и важны, связывая тем самым учебный процесс с реальной жизнью. А когда задание интересно, то, выполнив его, получив результат, действительно хочется поделиться с другими, поспорить, не согласиться, высказать свое, отличное от других, мнение. Тем самым создаются условия для реальной коммуникации, реализации коммуникативной мотивации. Совместная работа в группах над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор, то есть каждому проявить свое «я», рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность.

Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, доклад) должен оцениваться по определенным, разработанным учителем критериям. В рамках данной работы очень трудно привести примеры всех критериев оценки, но любой творчески работающий учитель сможет найти информацию по данному вопросу в специализированной литературе и разработать свои собственные критерии.

После просмотра всех презентаций и обсуждения каждой из них проводится рейтинговое сравнение презентаций, определяются лучшие. Учителю необходимо обсудить с учениками их мнение о работе над проектом, трудности, возникшие при его выполнении, а также высказать пожелания на будущее.

Поэтому, проект должен продолжать свою жизнь даже после завершения работы над ним. Поэтому считаю необходимым выделить четвертый этап – этап практического применения проекта. Лучшие проектные работы нашей школы используются учителями на уроках английского языка в разных классах как наглядные и практические пособия.

Таким образом, ребята понимают социальную значимость своей работы – все, что они делают, они делают не только для себя, но и для других.

Для самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности применяется технология “Портфель ученика” – комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Все материалы по проекту, в том числе и рабочие, хранятся здесь. «Портфолио» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Данная технология позволяет увидеть развитие каждого ребёнка.

При обучении иностранным языкам возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения.

Усиливается воспитательный и развивающий личность учащегося потенциал иностранного языка как учебного предмета еще и потому, что современный подход к его обучению является личностно-ориентированным, что отвечает новой педагогической парадигме, деятельностно- коммуникативно-когнитивному подходу, который дает возможность выстраивать учебный процесс как процесс познания и общения. Язык не существует вне культуры, т.е. вне социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих образ жизни, т.е. изучая иностранный язык, ученик не только изучает лингвистические единицы разных уровней, но и культуру, ментальность другого народа, особенности повседневного образа жизни. При этом у учащихся также формируется представление о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, к поиску ненасильственных способов решения противоречий и конфликтов.

Обсуждение на уроках иностранного языка актуальных для учащихся проблем взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, участия в различных молодежных группировках, клубах фанатов, ставит перед учащимися задачу проверить, обладают ли они требуемыми в настоящее время качествами, развивают ли стремление к самосовершенствованию. В дискуссии, столкновении мнений аргументациям с использованием примеров из читаемых иноязычных отрывков литературных произведений, из собственной жизни, рождается собственное отношение к ценностям окружающего мира. Необходимо найти в иноязычном тексте проблему, подыскать подходящий аргумент для ее обоснования, оценки, быстро отреагировать на мнение других, привести на иностранном языке собственные убедительные доводы- все это создает не только ценностные ориентации, но и атмосферу нравственной активности, способствует социальной адаптации личности.

В процессе изучения иностранного языка преодолевается не только языковой барьер, но и формируется ряд умений, отрабатываются приемы запоминания, работы с книгой, справочной литературой, двуязычными словарями.

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности учащегося на уроке, а с другой стороны, преподавателю необходимо найти способ «ввести» реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.

Личностно-ориентированная ситуация дает возможность каждому проявить себя. Не выявляя собственной позиции, учащийся не может ориентироваться в ситуации, видеть себя в отношениях с другими людьми, делать выводы на основе полученного опыта, а в случае необходимости – преодолеть внутренний кризис и, овладев собственными эмоциями, наметить дальнейшую программу действий. Не исключено, что в процессе работы некоторым придется пересмотреть собственное отношение к учебе.

Таким образом, обучение иностранному языку приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования «Я- концепции». Включение учащихся в различные виды деятельности с использованием иностранного языка создает возможность разностороннего развития личности.

Список литературы:

  1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 – 2000.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – М., 2000.
  4. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку //Иностранные языки в школе- №5 – 2001.