Физико-математический КВН

Разделы: Физика


Формируемые УУД:

  • регулятивные – умение организовать себя, настраиваться на работу, применять теоретические и практические знаний по предметам.
  • познавательные – осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
  • коммуникативные– умение вступать в диалог, соблюдая правила речевого поведения, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Задачи:

  • Повысить уровень мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические и физические способности;
  • Способствовать возникновению интереса у большинства учеников;
  • Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.

Оборудование: мультимедийные презентации; экран; проектор; листы ватмана; фломастеры; комплекты физических и математических приборов и инструментов; наборы цифр от 0 до 9; чёрный ящик.

Ход мероприятия

1-й ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем вечере.

Звучит музыка-вступление к телевизионной программе КВН. (Приложение 1)

2-й ведущий: Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это вступление к телевизионной программе КВН: “Мы начинаем КВН – для кого, для чего?”.

1-й ведущий: Для кого же мы сегодня начинаем КВН – конечно, для вас! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.

2-й ведущий: Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в зале было доброе весёлое настроение.

1-й ведущий: Мы хотим утверждать, что и физики и математики умеют шутить, веселиться. «От великого до смешного один шаг» – это слова Наполеона Бонапарта. Применив к ним переместительный закон, мы пришли к выводу: «От смешного до великого один шаг»

2-й ведущий: Для этого надо принять эстафету юмора у великих физиков и математиков. А великие шутить умеют! Пример великих заразителен. Даже в самых трудных ситуациях юмор всегда оказывался добрым помощником физиков и математиков.

1-й ведущий: Ну, что ж, друзья, за дело! Сегодня у нас будут встречаться не совсем обычные команды, команды, которые так или иначе связаны со школой, а значит и с точными науками.

2-й ведущий: Не будем долго утомлять вас монологами, а лучше пригласим команды за игровые столы. Итак, приветствуйте сборную команду учеников 9-11 классов "Эврика", сборную команду учителей "Синхрофазотрон" и команду наших многоуважаемых родителей "Шунты".

1-й ведущий: Итак, внимание! Мы даём возможность командам, их болельщикам и зрителям блеснуть знаниями по физике, математике и юмору.

ведущий Итак, сегодня состязание умных, талантливых и находчивых команд, а значит нам необходимо ЖЮРИ! — совет мудрейших – решение которых обжалованию не подлежит! Жюри сегодня состоит из …(перечислить).

Приветствие команд.

1-й ведущий: Пора и поближе познакомится с командами.

Приветствие команды «Эврика»

Стихи на мотив А. Пахмутовой “Надежда”. (Приложение 2)

КВН нас вновь собрал, друзья,
Тех, кто любит шутки и веселье,
А команда наша вам не зря
Солнечное дарит настроенье
И в придачу юный пыл сердец,
И примите от души улыбки,
Чтобы нам победный взять венец,
Допускать нельзя в игре ошибки.

Припев:
Победа! Девиз наш простой,
А помогут удача и смелость,
Победы довольно одной,
Чтоб песня легко эта пелась.

Приветствие команды"Синхрофазотрон"

Стихи на мотив песни “Катюша” (муз. М. Блантера) (Приложение 3)

Собрались мы в этом светлом зале
В КВН веселый поиграть,
Не заплачем, если проиграет
Нам соперник баллов десять – пять…
Мы хотим, чтоб радость и веселье
Наполняли души и сердца,
Чтоб прекрасным было настроение,
А играть мы будем до конца.

Приветствие команды "Шунты".

Стихи на мотив песни “Ой, цвет калина” (муз. И. Дунаевского) (Приложение 4)

Мы, конечно, знаем
КВН – игра,
А в игре команды
Рассудить пора.
Баллы присуждает
Строгое жюри,
Мы хотим открыться
Вам в своей любви!
Знаем – очень сложно
КВН судить,
Может быть, пирожное
Вам поможет быть
К нам добрей немного,
И нежней, темней,
Сердце пусть подскажет,
Кто из нас сильней!

Разминка

2-й ведущий: Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума, так что ум в порядок будем приводить. Мы будем задавать вопросы, а вы по возможности отвечать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (Презентация1.)

“О физиках и математиках”

Кому принадлежат эти строки:

  1. “Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии”? (А.С.Пушкин)
  2. “Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики”? (К.Ф.Гаус)
  3. “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”? (М.В.Ломоносов)
  4. Кто считается “крестным отцом” физики? (Аристотель)
  5. Кто считается основоположником физического эксперимента? (Галилей)
  6. Вслед за кем мы горделиво восклицаем: “Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю”? (Архимедом).

Конкурс 2 «Знаете ли вы приборы»

1-й ведущий: А теперь мы проверим, как наши команды знают приборы. Для каждой команды приготовлены приборы, необходимо сказать, как называется прибор и для измерение чего он предназначен.

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если команда ответить не может, то вопрос переходит к зрителям. Максимальное количество баллов – 10.

1 комплект.

Амперметр (для измерения силы тока)
Барометр (для измерения атмосферного давления)
Линейка (для измерения линейных размеров)
Ареометр (для измерения плотности)
Транспортир (для измерения углов)

2 комплект.

Вольтметр (для измерения напряжения)
Динамометр (для измерения силы)
Мензурка (для измерения объема)
Жидкостный манометр (для измерения давления)
Штангенциркуль (для измерения длины тел, диаметров шаров и цилиндров)

3 комплект.

Манометр (для измерения давления)
Омметр (для измерения сопротивления)
Термометр (для измерения температуры)
Весы (для измерения массы)
Миллиамперметр (для измерения силы тока)

2-й ведущий:

Конкурс 3 «Дальше, дальше».

Каждой команде задается по 15 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

(Презентация 2)

Вопросы 1 команде:

  1. Как называется результат вычитания? (разность)
  2. Всем поведает хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
  3. В печь положить – вымокнет, в воду положить – высохнет.(Свеча)
  4. Назовите самую большую хорду в круге, (диаметр)
  5. Без рук, без ног не мал клочок, к верху ползет.(Пар)
  6. Уравнение вида ах = в. (линейное)
  7. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча)
  8. Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренный)
  9. Масса Петуха, стоящего на одной ноге 3 кг. Какова масса Петуха, стоящего на двух ногах? (3кг)
  10. Видать глазами, да не взять руками. (Тень)
  11. Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу, днем она не видна. (Млечный путь)
  12. Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (0)
  13. Чему равно 3 в четвертой степени? (81)
  14. Кто ввел прямоугольную систему координат? (Рене Декарт)
  15. Как называется прибор для измерения углов? (транспортир)

Вопросы 2 команде:

  1. Как называется результат сложения? (сумма)
  2. Вокруг носа вьется, в руки не дается (Запах)
  3. Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности? (радиус)
  4. Днем спит, ночью глядит. (Луна)
  5. Утверждение, которое не доказывается, (аксиома)
  6. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)
  7. Ни жара, ни тепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. (Линза, увеличительное стекло)
  8. Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
  9. Кто был автором первого учебника по математике? (Евклид)
  10. Чему равно 2 в пятой степени? (32)
  11. Что является графиком функции у = х2 . (парабола)
  12. Чему равна сумма смежных углов? (180°)
  13. Найдите модуль числа –6. (6)
  14. Как называют раздел физики, изучающий звуковые явления? (Акустика)
  15. Соперник нолика, (крестик)

Вопросы 3 команде

  1. Что является графиком функции у = х + 5. (прямая)
  2. Назовите наименьшее двузначное число. (10)
  3. Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю?(неправильная)
  4. Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
  5. Чему равна площадь прямоугольника? (а в)
  6. Часть геометрии, в которой изучаются свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
  7. Он от матери рожден, сам ее рождает.(снег)
  8. сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
  9. какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)
  10. объем килограмма воды (литр)
  11. сколько пьес во «Временах года» Чайковского? (12)
  12. полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоит 5 рыб? (5 рублей)
  13. Природное явление, резко уменьшающее трение на дорога. (Гололед)
  14. Какая жидкость, среди других жидкостей равного объема оказывающая наибольшее давление? (ртуть)
  15. Какая планета Солнечной системы, с наибольшей силой действует на людей? (Земля)

Конкурс 4. А теперь поиграем!

Нужно составить новое слово, если к имеющемуся слову добавить (или отнять) букву

(Презентация 3)

Например: Топка + и= Оптика

Ряд + о = ядро (Слайд с примером)

Задания командам на экране. 1 балл присуждается команде, которая первая угадает слово.

  • Алмаз + п = плазма
  • Марк + е = мерка
  • Изба + с = базис
  • Катер + г = гектар
  • Статор + е = реостат
  • Горн + а = аргон
  • Алиса – а =сила
  • Астра + с = трасса
  • Кузов – о = звук
  • Метро + е = метеор
  • Томат – т = атом
  • Балкон – н = колба
  • Табор + а = работа
  • Нуклон – н = уклон
  • Лапа + м = лампа

Игра со зрителями

(Презентация 4)

  1. Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?
    А) «Основы»
    Б) «Начала»

    В) «Старты»
    Г) «Истоки»

  2. Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?
    А) Арифметика
    Б) Алгебра
    В) Математический анализ
    Г) Теория чисел

  3. Какие бывают современные фотоаппараты?
    А)Цифровые
    Б) Числовые
    В) Формульные
    Г) Логарифмические?

  4. Какие числа употребляются при счете?
    А) Природные
    Б) Естественные
    В) Натуральные
    Г) Искусственные

  5. Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами?
    А) Третья сторона
    Б) Пятая сторона,

    В) Седьмая сторона
    Г) Десятая сторона

  6. Как называют верхний угол футбольных ворот?
    А) Десятка
    Б) Девятка
    В) Шестерка
    Г) Пятерка

  7. Как в древнерусском счете называлось число 100 тыс.?
    А) Легион
    Б) Когорта
    В) Полк
    Г) Орда

  8. Какое из этих выражений является синонимом слова «мало»
    А) Куры не клюют
    Б) Пруд пруди
    В) Кот наплакал
    Г) Ворона накаркала

  9. Какими бывают математические неравенства?
    А) Неточными
    Б) Нестрогими
    В) Невежливыми
    Г) Невоспитанными

  10. Закончите русскую пословицу «Всякому мила своя ,,,,»
    А) Высота
    Б) Сторона
    В) Медиана
    Г) Биссектриса

После прочитывания подсказки и ответа команды включаем песню .

Звучит мелодия из передачи Что? Где? Когда?

Конкурс капитанов

Песня капитанов. (Приложение 5)

Ведущий 1. А теперь конкурс капитанов не менее интересный, чем предыдущий и назвали мы его также: «Тайна Черного ящика”. Мы даем вам подсказки, с каждой подсказки вы теряете один балл. Максимальное количество баллов, который вы можете принести в копилку своей команды 5 баллов. (Презентация 5)

Подсказки для капитана команды учеников:

Чёрный ящик №1.

  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
  2. Он многим, будучи их проводником , спас жизнь.
  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
  4. Он всегда целенаправлен.
  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Компас)

Подсказки для капитана команды учителей:

Чёрный ящик №2.

  1. То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу.
  2. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
  3. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
  4. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.
  5. В наше время им умеет пользоваться любой старшеклассник (Циркуль)

Подсказки для капитана команды родителей:

Чёрный ящик №3.

  1. В 1974 году архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию.
  2. Эту игру называют “игрой столетия”.
  3. Если играть без системы, то для достижения потребуется миллионы лет.
  4. Используя определённую систему, можно достичь цели за 23 с
  5. Эта игра полезный спутник в дальней дороге. Внимание, вопрос! Что это за игра и какова фамилия её создателя? (Кубик Рубика)

Финальная песня КВН

(исполняют учащиеся 11 класса) (Приложение 7)

Ну вот и подошло время к закрытию нашего КВНа . Мы думаем, что все получили немного удовольствия от нашей встречи. И, конечно, в конце мы должны подвести итоги и наградить команды.

Слово жюри

Наше веселое состязание подходит к концу, пора подводить итоги. Слово предоставляем жюри.

Литература:

  1. И.Ю. Ненашева Предметная неделя физики в школе Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  2. Ю.В.Щербакова Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях, – Москва: Глобус, 2008.
  3. И.Я. Ланина «Сто игр по физике», – Москва: Просвещение, 2009.
  4. Ресурсы сети интернет. 

Приложение