Формируемые УУД:
- регулятивные – умение организовать себя, настраиваться на работу, применять теоретические и практические знаний по предметам.
- познавательные – осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
- коммуникативные– умение вступать в диалог, соблюдая правила речевого поведения, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Задачи:
- Повысить уровень мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические и физические способности;
- Способствовать возникновению интереса у большинства учеников;
- Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
Оборудование: мультимедийные презентации; экран; проектор; листы ватмана; фломастеры; комплекты физических и математических приборов и инструментов; наборы цифр от 0 до 9; чёрный ящик.
Ход мероприятия
1-й ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем вечере.
Звучит музыка-вступление к телевизионной программе КВН. (Приложение 1)
2-й ведущий: Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это вступление к телевизионной программе КВН: “Мы начинаем КВН – для кого, для чего?”.
1-й ведущий: Для кого же мы сегодня начинаем КВН – конечно, для вас! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.
2-й ведущий: Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в зале было доброе весёлое настроение.
1-й ведущий: Мы хотим утверждать, что и физики и математики умеют шутить, веселиться. «От великого до смешного один шаг» – это слова Наполеона Бонапарта. Применив к ним переместительный закон, мы пришли к выводу: «От смешного до великого один шаг»
2-й ведущий: Для этого надо принять эстафету юмора у великих физиков и математиков. А великие шутить умеют! Пример великих заразителен. Даже в самых трудных ситуациях юмор всегда оказывался добрым помощником физиков и математиков.
1-й ведущий: Ну, что ж, друзья, за дело! Сегодня у нас будут встречаться не совсем обычные команды, команды, которые так или иначе связаны со школой, а значит и с точными науками.
2-й ведущий: Не будем долго утомлять вас монологами, а лучше пригласим команды за игровые столы. Итак, приветствуйте сборную команду учеников 9-11 классов "Эврика", сборную команду учителей "Синхрофазотрон" и команду наших многоуважаемых родителей "Шунты".
1-й ведущий: Итак, внимание! Мы даём возможность командам, их болельщикам и зрителям блеснуть знаниями по физике, математике и юмору.
ведущий Итак, сегодня состязание умных, талантливых и находчивых команд, а значит нам необходимо ЖЮРИ! — совет мудрейших – решение которых обжалованию не подлежит! Жюри сегодня состоит из …(перечислить).
Приветствие команд.
1-й ведущий: Пора и поближе познакомится с командами.
Приветствие команды «Эврика»
Стихи на мотив А. Пахмутовой “Надежда”. (Приложение 2)
КВН нас вновь собрал, друзья,
Тех, кто любит шутки и веселье,
А команда наша вам не зря
Солнечное дарит настроенье
И в придачу юный пыл сердец,
И примите от души улыбки,
Чтобы нам победный взять венец,
Допускать нельзя в игре ошибки.
Припев:
Победа! Девиз наш простой,
А помогут удача и смелость,
Победы довольно одной,
Чтоб песня легко эта пелась.
Приветствие команды"Синхрофазотрон"
Стихи на мотив песни “Катюша” (муз. М. Блантера) (Приложение 3)
Собрались мы в этом светлом зале
В КВН веселый поиграть,
Не заплачем, если проиграет
Нам соперник баллов десять – пять…
Мы хотим, чтоб радость и веселье
Наполняли души и сердца,
Чтоб прекрасным было настроение,
А играть мы будем до конца.
Приветствие команды "Шунты".
Стихи на мотив песни “Ой, цвет калина” (муз. И. Дунаевского) (Приложение 4)
Мы, конечно, знаем
КВН – игра,
А в игре команды
Рассудить пора.
Баллы присуждает
Строгое жюри,
Мы хотим открыться
Вам в своей любви!
Знаем – очень сложно
КВН судить,
Может быть, пирожное
Вам поможет быть
К нам добрей немного,
И нежней, темней,
Сердце пусть подскажет,
Кто из нас сильней!
Разминка
2-й ведущий: Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума, так что ум в порядок будем приводить. Мы будем задавать вопросы, а вы по возможности отвечать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (Презентация1.)
“О физиках и математиках”
Кому принадлежат эти строки:
- “Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии”? (А.С.Пушкин)
- “Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики”? (К.Ф.Гаус)
- “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”? (М.В.Ломоносов)
- Кто считается “крестным отцом” физики? (Аристотель)
- Кто считается основоположником физического эксперимента? (Галилей)
- Вслед за кем мы горделиво восклицаем: “Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю”? (Архимедом).
Конкурс 2 «Знаете ли вы приборы»
1-й ведущий: А теперь мы проверим, как наши команды знают приборы. Для каждой команды приготовлены приборы, необходимо сказать, как называется прибор и для измерение чего он предназначен.
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если команда ответить не может, то вопрос переходит к зрителям. Максимальное количество баллов – 10.
1 комплект.
Амперметр (для измерения силы тока)
Барометр (для измерения атмосферного давления)
Линейка (для измерения линейных размеров)
Ареометр (для измерения плотности)
Транспортир (для измерения углов)
2 комплект.
Вольтметр (для измерения напряжения)
Динамометр (для измерения силы)
Мензурка (для измерения объема)
Жидкостный манометр (для измерения давления)
Штангенциркуль (для измерения длины тел, диаметров шаров и цилиндров)
3 комплект.
Манометр (для измерения давления)
Омметр (для измерения сопротивления)
Термометр (для измерения температуры)
Весы (для измерения массы)
Миллиамперметр (для измерения силы тока)
2-й ведущий:
Конкурс 3 «Дальше, дальше».
Каждой команде задается по 15 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
(Презентация 2)
Вопросы 1 команде:
- Как называется результат вычитания? (разность)
- Всем поведает хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
- В печь положить – вымокнет, в воду положить – высохнет.(Свеча)
- Назовите самую большую хорду в круге, (диаметр)
- Без рук, без ног не мал клочок, к верху ползет.(Пар)
- Уравнение вида ах = в. (линейное)
- Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча)
- Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренный)
- Масса Петуха, стоящего на одной ноге 3 кг. Какова масса Петуха, стоящего на двух ногах? (3кг)
- Видать глазами, да не взять руками. (Тень)
- Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу, днем она не видна. (Млечный путь)
- Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (0)
- Чему равно 3 в четвертой степени? (81)
- Кто ввел прямоугольную систему координат? (Рене Декарт)
- Как называется прибор для измерения углов? (транспортир)
Вопросы 2 команде:
- Как называется результат сложения? (сумма)
- Вокруг носа вьется, в руки не дается (Запах)
- Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности? (радиус)
- Днем спит, ночью глядит. (Луна)
- Утверждение, которое не доказывается, (аксиома)
- Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)
- Ни жара, ни тепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. (Линза, увеличительное стекло)
- Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
- Кто был автором первого учебника по математике? (Евклид)
- Чему равно 2 в пятой степени? (32)
- Что является графиком функции у = х2 . (парабола)
- Чему равна сумма смежных углов? (180°)
- Найдите модуль числа –6. (6)
- Как называют раздел физики, изучающий звуковые явления? (Акустика)
- Соперник нолика, (крестик)
Вопросы 3 команде
- Что является графиком функции у = х + 5. (прямая)
- Назовите наименьшее двузначное число. (10)
- Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю?(неправильная)
- Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
- Чему равна площадь прямоугольника? (а в)
- Часть геометрии, в которой изучаются свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
- Он от матери рожден, сам ее рождает.(снег)
- сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
- какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)
- объем килограмма воды (литр)
- сколько пьес во «Временах года» Чайковского? (12)
- полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоит 5 рыб? (5 рублей)
- Природное явление, резко уменьшающее трение на дорога. (Гололед)
- Какая жидкость, среди других жидкостей равного объема оказывающая наибольшее давление? (ртуть)
- Какая планета Солнечной системы, с наибольшей силой действует на людей? (Земля)
Конкурс 4. А теперь поиграем!
Нужно составить новое слово, если к имеющемуся слову добавить (или отнять) букву
(Презентация 3)
Например: Топка + и= Оптика
Ряд + о = ядро (Слайд с примером)
Задания командам на экране. 1 балл присуждается команде, которая первая угадает слово.
- Алмаз + п = плазма
- Марк + е = мерка
- Изба + с = базис
- Катер + г = гектар
- Статор + е = реостат
- Горн + а = аргон
- Алиса – а =сила
- Астра + с = трасса
- Кузов – о = звук
- Метро + е = метеор
- Томат – т = атом
- Балкон – н = колба
- Табор + а = работа
- Нуклон – н = уклон
- Лапа + м = лампа
Игра со зрителями
(Презентация 4)
-
Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?
А) «Основы»
Б) «Начала»
В) «Старты»
Г) «Истоки» -
Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?
А) Арифметика
Б) Алгебра
В) Математический анализ
Г) Теория чисел -
Какие бывают современные фотоаппараты?
А)Цифровые
Б) Числовые
В) Формульные
Г) Логарифмические? -
Какие числа употребляются при счете?
А) Природные
Б) Естественные
В) Натуральные
Г) Искусственные -
Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами?
А) Третья сторона
Б) Пятая сторона,
В) Седьмая сторона
Г) Десятая сторона -
Как называют верхний угол футбольных ворот?
А) Десятка
Б) Девятка
В) Шестерка
Г) Пятерка -
Как в древнерусском счете называлось число 100 тыс.?
А) Легион
Б) Когорта
В) Полк
Г) Орда -
Какое из этих выражений является синонимом слова «мало»
А) Куры не клюют
Б) Пруд пруди
В) Кот наплакал
Г) Ворона накаркала -
Какими бывают математические неравенства?
А) Неточными
Б) Нестрогими
В) Невежливыми
Г) Невоспитанными -
Закончите русскую пословицу «Всякому мила своя ,,,,»
А) Высота
Б) Сторона
В) Медиана
Г) Биссектриса
После прочитывания подсказки и ответа команды включаем песню .
Звучит мелодия из передачи Что? Где? Когда?
Конкурс капитанов
Песня капитанов. (Приложение 5)
Ведущий 1. А теперь конкурс капитанов не менее интересный, чем предыдущий и назвали мы его также: «Тайна Черного ящика”. Мы даем вам подсказки, с каждой подсказки вы теряете один балл. Максимальное количество баллов, который вы можете принести в копилку своей команды 5 баллов. (Презентация 5)
Подсказки для капитана команды учеников:
Чёрный ящик №1.
- Сначала он плавал, потом стал и летать.
- Он многим, будучи их проводником , спас жизнь.
- Он не любит большую жару и сильную тряску.
- Он всегда целенаправлен.
- Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Компас)
Подсказки для капитана команды учителей:
Чёрный ящик №2.
- То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу.
- Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
- В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
- Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.
- В наше время им умеет пользоваться любой старшеклассник (Циркуль)
Подсказки для капитана команды родителей:
Чёрный ящик №3.
- В 1974 году архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию.
- Эту игру называют “игрой столетия”.
- Если играть без системы, то для достижения потребуется миллионы лет.
- Используя определённую систему, можно достичь цели за 23 с
- Эта игра полезный спутник в дальней дороге. Внимание, вопрос! Что это за игра и какова фамилия её создателя? (Кубик Рубика)
Финальная песня КВН
(исполняют учащиеся 11 класса) (Приложение 7)
Ну вот и подошло время к закрытию нашего КВНа . Мы думаем, что все получили немного удовольствия от нашей встречи. И, конечно, в конце мы должны подвести итоги и наградить команды.
Слово жюри
Наше веселое состязание подходит к концу, пора подводить итоги. Слово предоставляем жюри.
Литература:
- И.Ю. Ненашева Предметная неделя физики в школе Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Ю.В.Щербакова Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях, – Москва: Глобус, 2008.
- И.Я. Ланина «Сто игр по физике», – Москва: Просвещение, 2009.
- Ресурсы сети интернет.