Роль классного часа в системе общего развития младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Школьный дом… Большой, светлый, просторный. Для самых маленьких он всегда таит в себе что-то неизведанное, непознанное, загадочное. За школьной дверью для них открывается новый мир, полный взлётов и разочарований, радостей и огорчений, но также полный доброты, созидательного труда и творчества.

В школьном доме ребёнку предстоит прожить одиннадцать важных (с точки зрения становления личности) лет своей жизни. Самыми важными являются первые четыре года, так как они служат фундаментом, каркасом всей школьной жизни.

В любое место нельзя войти внезапно, сразу. Так же внезапно нельзя войти во внутренний мир ребёнка, нужна долгая дорога поисков, наблюдений, упорной работы, терпения и любви, огромной любви к детям. И важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он сам творец себя, своего дома, своей удивительной души. А мы? Мы только помогаем ему лепить самого себя, но помогаем настойчиво, мудро.

Мы учим наших детей и учимся сами, мы помогаем им совершенствоваться. А вдохновение черпаем в наших учениках. Они неповторимы и необыкновенно талантливы! И мы должны лишь помочь им наиболее полно раскрыть свои возможности и способности. Вот уже более двадцати лет работая по системе Леонида Владимировича Занкова, мы по-новому переосмыслили не только процесс обучения младших школьников, но и всю воспитательную работу. Обучение и воспитание в системе развивающего обучения неразрывны.

Воспитание ценных качеств в детях также важно, как и всестороннее развитие личности. Воспитательное воздействие на ученика должно осуществляться не только на уроке, но и во внеклассной работе.

Одной из главных форм внеклассной работы, которую я использую, является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В развивающей системе он имеет немаловажное значение и создаёт условия для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов, кругозора, а также индивидуальных качеств личности.

Классный час выполняет различные функции: - просветительскую функцию – расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье; - ориентирующую функцию – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста; - направляющую функцию – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем; - формирующую функцию – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

В своей работе я использую интеллектуальные, тематические, информационные и нравственные классные часы.

Интеллектуальные классные часы стимулируют познавательный интерес учащихся, развивают внимание, память, логическое мышление, творческое воображение. Они как правило проходят в форме КВНов, турниров знатоков, викторин, интеллектуальных конкурсов и соревнований.

Всегда вызывают интерес у учащихся такие классные часы, как «В мире природы» путешествие-викторина), «Там на неведомых дорожках» (кл. час КВН по сказкам), «Как? Что? Почему?» (путешествие в мир книг), интеллектуальная игра «Я – фантазёр!», турнир знатоков по школьным предметам.

Немаловажную роль в развитии и воспитании младших школьников играют тематические классные часы. Они расширяют кругозор младших школьников, способствуют развитию их информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулируют саморазвитие и самовыражение. Тематический классный час должен демонстрировать младшим школьникам опыт человечества, опыт самосовершенствования людей. В моей воспитательной работе главными темами таких классных часов являются: семья - родные и близкие люди, одноклассники, государство, в котором живёт ребёнок, Вселенная, собственный мир ребёнка, его интересы и увлечения, способности и возможности. С большим успехом всегда проходят такие тематические классные часы, как: «Путешествие во времени», затрагивающий интересные события разных исторических периодов, «Учёные и изобретатели мира и их открытия», «Мои любимые книги», «Семейные традиции и праздники», «Страна, в которой я живу» и другие. Большое значение в становлении личности имеет нравственный классный час, главными целями которого являются нравственное просвещение учащихся, критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников, развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других.

Нравственный классный час должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания. Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.

Основой для подготовки нравственного часа служат события и факты из реальной жизни страны, школы, класса, художественные произведения и фильмы, произведения искусства, периодическая печать.

Нравственный классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения младшего школьника во взрослой жизни.

Информационные классные часы также играют немаловажную роль в развитии интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Информационные классные часы расширяют кругозор детей, знакомят с периодической печатью, с текущими событиями в мире, стране и городе, с проблемами сегодняшнего дня, юбилеями памятных событий в жизни страны. Основными формами работы, которые я использую во время информационного классного часа являются газетные сообщения, путешествия по глобусу и карте, комментированное чтение периодической печати. Информационные классные часы обычно проходят в виде викторин, путешествий во времени, конкурсов плакатов с защитой их содержания, информационного ринга.

Для того, чтобы получился любой классный час, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:

  1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.
  2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.
  3. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть разные виды деятельности.
  4. Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
  5. Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.

Ни для кого не секрет, что можно увидеть классные часы, на которые ученики идут с большой неохотой. Такие классные часы – это монологи одного актёра, минуты поучений и назиданий. Такой классный час не учитывает ни интересов учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Однако хороший классный час – это праздник, радость, удовольствие и для взрослого и для ребёнка.

В заключение, хочется вспомнить слова Сухомлинского, который сказал: «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»