Цель урока: закрепить и систематизировать знания и умения по теме урока.
Задачи урока:
- Содействовать формированию у учащихся целостной системы знаний по определению географических координат на географической карте.
- Развивать умение ориентироваться по географической карте.
- Способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте.
- Создать условия для развития географического мышления, формирования познавательного интереса.
Тип урока: Изучение новых знаний с элементами проблемного обучения.
Методы: Беседа с использованием презентации. Работа с картой. Игровые и соревновательные моменты.
Формы учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа обучающихся по карте, в рабочих тетрадях, работа у доски, работа в группах.
Оборудование:
- Физическая карта полушарий,
- атласы, рабочие тетради,
- ИКТ, презентация для урока (у автора).
Ход урока
1. Приветствие
Сегодня у нас урок не совсем обычный. Во-первых, пришли гости, во-вторых, мы должны помочь сегодня одним путешественникам, которые отправились на поиски капитана…. (слайд 1)
– Вы их узнали? Знакома ли вам музыка, которая у нас сегодня звучит?
– Правильно это герои произведения Ж. Верна « Дети капитана Гранта». А звучит увертюра Исаака Дунаевского к к/ф «Дети капитана Гранта».
– Что же случилось с капитаном Грантом? (слайд 2)
– Почему героям пришлось совершить кругосветное путешествие?
2. Актуализация полученных ранее знаний.
– Для того чтобы оказать помощь мы должны проверить, какие знания у нас уже есть для этого.
– Я предлагаю вам небольшую разминку. (слайд 3)
– Ребята, посмотрите, что я сегодня вам принесла…… (поле игры « морской бой» и шахматную доску).
– Знакомы вам эти игры?
– Для чего здесь клеточки и линии? Как определить месторасположение шашки или корабля?
– Скажите, а как это сделать на территории нашей огромной планеты? Умеем ли мы это делать?
На карте огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается запомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.
– Итак, тема нашего урока «Географические координаты»
3. Основная часть урока.
– Я предлагаю вам поработать в группах. Вы получаете задания и все необходимое для работы. Ваша задача: найти нужную информацию в учебнике, выделить главное, представить в виде плаката алгоритм действий по определению географических координат. 1 группе – географической широты, 2 – географической долготы.
– Наэто вам дается 10 минут. Потом вы по своему плакату расскажите друг другу как определяются координаты.
– Для чего необходимо уметь определять координаты? (слайд 5)
4. Физминутка.
– Ну что устали? !!!Разминка Повторяйте движения руками
С. ш.– вверх;
Ю. ш – вниз;
З.д.– влево;
В.д. – вправо;
5. Работа по карте.
Определение геогр. координат.
а) Лондон
б) Гибралтарский пролив
в) Вулкан Везувий
г) Вулкан Килиманджаро (Слайд11)
д) Водопад Виктория (Слайд 12)
е) Северный и южный полюс (Слайд13)
ж) Водопад Анхель (Слайд 14)
6. Итог урока. Рефлексия.
Молодцы! Научились определять координаты? Теперь сможем ответить на?
– Почему же героям фильма “Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие? (слайд)
– Они знали только 1 координату, и поэтому не могли установить местоположение острова.
Вывод: Для определения местоположения объекта мы должны знать географическую долготу, географическую широту места, т. е. географические координаты.
Прочтите роман Жюля Верна или посмотрите экранизацию.
Оценки.
Домашнее задание (слайд посл.).