Цель: Формировать у детей представление о назначении и об устройстве поездов и железных дорог.
Задачи:
- Познакомить с видами, назначением и устройством поездов; формировать представления об устройстве и назначении железных дорог, о профессияхлюдей работающих в этой сфере;познакомить с историей развития железной дороги, назначением детской железной дороги.
- Развивать интерес к технике; развивать монологическую речь и фантазию, умение классифицировать, обобщать и делать выводы.
- Воспитывать уважение к профессиям родителей, патриотизм.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение поездов; рассказывать об устройстве железной дороги.
Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.
У детей: Учебники, рабочие тетради, разрезные цифры, конверты с материалами и приложения, клей, «светофор».
Ход урока
I. Организационный момент.
– У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь.
II. Мотивация к учебной деятельности.
– Начинаем урок окружающего мира.
– Как называется раздел, который мы изучаем? ( Почему и зачем).
– Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое? Вы готовы?
– Я хочу пожелать вам удачи. Давайте прочитаем девиз этого урока: (на доске)
Всё получится!
III. Актуализация знаний.
– О чём мы говорили на прошлом уроке?
– Зачем люди создали автомобили?
– Какие бывают автомобили?
– Какую работу вы выполнили дома? (склеили модель автомобиля)
– Давайте повторим устройство автомобиля (Один учащийся работает с электронным
приложением к учебнику, остальные находят на своих моделях.)
IV. Постановка учебной задачи.
1) – Муравьишка принёс нам загадку:
Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
Приглашает прокатится. (поезд) (слайд 2)
2) – Посмотрите на фотографии и скажите, что здесь лишнее. Почему? (слайд 3)
– Кто видел поезда? Где?
– А кто из вас путешествовал на поезде?
– Назовите тему сегодняшнего урока.
– Ребята, Муравьишка просит ему помочь. Он находится в городе и решил поехать на дачу.
На каком поезде ему нужно ехать? Покажите цифрой.
– А мудрая Черепаха в большом городе решила посетить музей. Может ли она поехать на поезде? На каком?
– У нас получились разные мнения. Что нам делать? (разобраться)
– Какие задачи мы перед собой поставим?
– Продолжите предложения: (слайд 4)
Научиться объяснять …( назначение поездов)
Научиться различать… (основные виды поездов )
– Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и задачи урока. Откройте с. 62, прочитайте тему и задачи.
V. Открытие нового знания.
1. Работа с учебником
– Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте подписи. Расскажите о назначении поездов.
2. Отгадывание загадок:
– Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро под землёй
Провезу вас под землёй. (поезд метро)(слайд 5)
– В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги– метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы.(слайд 6) К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.
– О каком поезде следующая загадка:
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая? (электричка) (слайд 7)
– Для чего нужны электрички? (пригородные поезда) (перевозить людей на небольшие расстояния от города)
– Теперь отгадайте ещё одну загадку:
Я зашёл в зелёный дом,
Больше суток пробыл в нём.
Оказался этот дом
В дальнем городе другом. (поезд дальнего следования) (слайд 8)
– Для чего нужны такие поезда?
– Послушайте ещё одну загадку:
Земля дрожит, силач бежит,
Тянет он за собой
Вагоны с углём и бензин дорогой. (товарный поезд) (слайд 9)
3. Работа с текстом учебника – Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90.
– Прочитайте текст.
4. Просмотр сюжета с электронного приложения к учебнику.
VI. Первичное закрепление.
– Давайте вернёмся к вопросу: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? (на электричке) (слайд 10)
– На каком поезде поедет Сова в музей? (поезд метро)
– Летом, возможно кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? (поезд дальнего следования)
– Ребята, а чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (ответы учащихся)
Слайды 11, 12
5. Работа в парах.
– А как же устроена железная дорога? Подумайте об этом, порассуждайте в парах. (Ответы учащихся) (слайды 13, 14)
6. Работа с учебником.
– Рассмотрите схему на с. 91. (слайд 15)
– Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум – слайды 16, 17, 18, 19)
– В черте нашего села тоже есть железнодорожный переезд. Как он устроен?
7. Работа с учебником. История железной дороги.
– Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога?
– давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что….)
8. Рассказ учителя.
– В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).
Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.(слайды 20, 21)
Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране.(слайды 22, 23) В паровые тихоходы забирались пешеходы. (слайд 24) И могли они в пути на ходу легко сойти. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом.(слайд 25)
9. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. Взаимооценка.
– Откройте с.42. Что здесь изображено? (Локомотивы.)
– Для чего локомотив нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны)
– А чего здесь не хватает? (вагонов)
– Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда.
– Сверьтесь с эталоном.(слайд 26) Проверьте работу своего соседа по парте. Оцените его работу с помощью «светофора».
– Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны)
10. Знакомство с профессиями.
– Ребята, а поезда сами по себе идут по рельсам? Автомобилем управляет шофёр, а кто ведёт поезда? Люди каких профессий заняты на железной дороге?
– Мы живём рядом с городом Белогорском, в котором находится крупная узловая железнодорожная станция (слайд 27). Отсюда идут поезда в разных направлениях. Есть вокзал, локомотивное депо и др. подразделения.
– В нашем классе есть ребята, родители которых работают мастером пути, помощником машиниста, осмотрщиком, проводником. Давайте послушаем их рассказы. (Рассказы учащихся в сопровождении слайдов с фотографиями.)
11. Детская железная дорога.
– А как вы думаете. Могут ли дети управлять поездами?
В некоторых городах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске и др. есть детские железные дороги.( слайд 28). Работают они в летнее время и обслуживают их только школьники: проводники, машинисты, ревизоры – это дети.(слайды 29 – 32)
Есть такое замечательное место и в нашей Амурской области – в городе Свободном более 70 лет работает малая Забайкальская железная дорога. Она является самой длинной из всех детских трасс России. Если представится возможность, побывайте на такой дороге и познакомьтесь с её работой.
А пока вы можете найти информацию в Интернете, рассказать нам на следующем уроке и нарисовать детскую железную дорогу в тетради на с. 43.
VII. Рефлексия.
(слайд 33)
– Зачем люди создают поезда?
– Какие бывают поезда?
– Как устроена железная дорога? (ж.д. полотно, туннели, эстакады, переезды…)
– Оцените свои достижения на уроке (смайлики)
VIII. Подведение итогов.
– Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»
– Какие открытия вы сделали на уроке?