Цель: развитие учебно-познавательной мотивации; создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства; развитие воображения, устной и письменной речи, творческих способностей; формирование умений учебного сотрудничества, использования необходимой информации из разных источников.
Задачи:составление опоры-паутинки к сочинению; дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Оборудование: репродукция картины К. Юона «Зима»; запись музыки с произведением Г. Свиридова «Метель», пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»;выставка рисунков детей о зиме, снежинки; опорные слова-эпитеты, сравнения для работы в группах.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Звучит музыка Г.Свиридова «Метель». – Ребята,вы любите путешествовать? – А можно ли путешествовать, не выходя из класса? – Ещё можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну«Сочиняй-ка».Мы умеем фантазировать и верим в чудеса. Вы готовы наше путешествие посвятить волшебнице зиме. |
Учащиеся под музыку входят в класс, помахивая снежинками. – Да, когда рисуем словесные картины, вместе с героями путешествуем. Положительные эмоции детей. |
2. Актуализация знаний. – Наше путешествие пройдёт по нескольким станциям. Первая станция «Поэтическая». |
Ученики читают стихи и говорят о том, что произвело на них особое впечатление. Первый ученик: Я хочу прочитать стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы». В нём раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется тому, как зима преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом. Второй ученик: Я прочитаю отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», в котором поэт так и говорит: «…идёт волшебница зима». Третий ученик: Ф.И. Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте – мы окажемся в настоящей сказке, где зимний лес спит волшебным сном. |
– Теперь предлагаювсем вспомнить 2–4 строчки о зиме из любого стихотворения. |
Дети читают строки из стихотворений. |
Следующая станция «Музыкальная». – Послушайте пьесу П.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». |
|
– Что передаёт музыка? |
– Музыка передаёт бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег. – Когда звучит плавная музыка, представляем бескрайние поля, покрытые снежным ковром. |
– Какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге? |
– Радость, восторг. – Восхищение, ощущение счастья. |
– Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников. Третья станция нашего путешествия посвящена картине К.Юона «Зима». |
|
– Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины К.Юона и скажите: есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку? |
– Да. Деревья стоят все в снегу. Они как бы приглашают войти в лес, который напоминает ледяной дворец Снежной королевы. – Чувствуется тишина: ветви деревьев неподвижны. Если мы прикоснёмся, то посыплется алмазная пыль. Будет весело. – Красят зимний пейзаж лучи солнца – верхушки деревьев розовые. От этого картина более радостная, праздничная. |
– Что вы чувствуете, глядя на картину? |
– Чувствую, что художник восхищается красотой зимнего леса. – Радуюсь волшебнице зиме вместе с художником. |
3. Постановка учебной задачи. Следующая станция «Творческая». – Догадались, какая тема сочинения? – Сочинение на тему «Волшебница зима». – Какова цель урока? Подготовка к сочинению с опорой на паутинку. |
Варианты ответов. Учащиеся записывают в тетрадях тему сочинения. – Подготовиться к сочинению.
|
4. «Открытие нового знания». – Какой тип текста? – Из каких частей состоит сочинение? На доске запись:
|
– Текст-описание. Ученики называют части. |
– Какую роль играет каждая часть текста? | – Во вступлении подготовка к восприятию текста. – Основная часть раскрывает тему. – Заключение подводит итог, выражает идею текста. |
– Составим план, по которому мы напишем сочинение. План.
|
Ответы детей.
Записывают план сочинения. |
5. Первичное закрепление. – Составим паутинку из опорных слов. Учитель хаотично записывает на доске слова, называемые учениками. – Ребята, предлагаю взять цветные карандаши и соотнести слова. |
Дети называют и одновременно записывают в тетради существительные, которые связаны с зимой. Ученики соединяют слова цветными карандашами.
|
6. Включение нового знания в систему знаний. – Предлагаю работу в группах. Прочитайте мини-тему и подготовьте небольшой текст. Чтобы рассказ получился ярче, используйте средства выразительности речи: эпитеты, сравнения. Можно пользоваться опорными словосочетаниями. |
Работа в 4 группах. Подбор словосочетаний: – Ясный воздух, ветер снеговой, мороз трескучий, седые облака, вихри снежные, сонная тишина, снежная бахрома, великолепные ковры, ковёр шелковый, белая скатерть, серебристый пух. – Как розовые яблоки, на ветках снегири. – Зима – танцовщица, как белая птица. – Зима порхает, резвится; снежок порхает, кружится, метели играют вальс, речка подо льдом блестит. – Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек. Каждая группа готовит рассказ по одной теме, четвёртая группа – по первой и пятой. Затем один от группы защищает сообщение перед всеми учащимися. |
7. Рефлексия деятельности. – В какую страну мы совершили путешествие? – Какую цель ставили? – Достигли ли цели? – Где можно применить новые знания? – Оцените свою работу в классе. Ребята, вы прекрасные путешественники и фантазёры. Домашнее задание: – Написать сочинение «Волшебница зима», используя паутинку. (2 вариант: самостоятельная работа на 2-м уроке). |
Ответы учащихся.
– В сочинении. |