Урок русского языка по теме "Сочинение-описание "Волшебница-зима". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: развитие учебно-познавательной мотивации; создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства; развитие воображения, устной и письменной речи, творческих способностей; формирование умений учебного сотрудничества, использования необходимой информации из разных источников.

Задачи:составление опоры-паутинки к сочинению; дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Оборудование: репродукция картины К. Юона «Зима»; запись музыки с произведением Г. Свиридова «Метель», пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»;выставка рисунков детей о зиме, снежинки; опорные слова-эпитеты, сравнения для работы в группах.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Звучит музыка Г.Свиридова «Метель».

Ребята,вы любите путешествовать?

– А можно ли путешествовать, не выходя из класса?

– Ещё можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну«Сочиняй-ка».Мы умеем фантазировать и верим в чудеса. Вы готовы наше путешествие посвятить волшебнице зиме.

 

Учащиеся под музыку входят в класс, помахивая снежинками.

– Да, когда рисуем словесные картины, вместе с героями путешествуем.

Положительные эмоции детей.

2. Актуализация знаний.

– Наше путешествие пройдёт по нескольким станциям.

Первая станция «Поэтическая».

Ученики читают стихи и говорят о том, что произвело на них особое впечатление.

Первый ученик: Я хочу прочитать стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы». В нём раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется тому, как зима преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.

Второй ученик: Я прочитаю отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», в котором поэт так и говорит: «…идёт волшебница зима».

Третий ученик: Ф.И. Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте – мы окажемся в настоящей сказке, где зимний лес спит волшебным сном.

Теперь предлагаювсем вспомнить 2–4 строчки о зиме из любого стихотворения.

Дети читают строки из стихотворений.

Следующая станция «Музыкальная».

– Послушайте пьесу П.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».

 

– Что передаёт музыка?

– Музыка передаёт бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег.

– Когда звучит плавная музыка, представляем бескрайние поля, покрытые снежным ковром.

– Какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге?

– Радость, восторг.

– Восхищение, ощущение счастья.

– Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.

Третья станция нашего путешествия посвящена картине К.Юона «Зима».

 

– Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины К.Юона и скажите: есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?

– Да. Деревья стоят все в снегу. Они как бы приглашают войти в лес, который напоминает ледяной дворец Снежной королевы.

– Чувствуется тишина: ветви деревьев неподвижны. Если мы прикоснёмся, то посыплется алмазная пыль. Будет весело.

– Красят зимний пейзаж лучи солнца – верхушки деревьев розовые. От этого картина более радостная, праздничная.

– Что вы чувствуете, глядя на картину?

– Чувствую, что художник восхищается красотой зимнего леса.

– Радуюсь волшебнице зиме вместе с художником.

3. Постановка учебной задачи.

Следующая станция «Творческая».

– Догадались, какая тема сочинения?

– Сочинение на тему «Волшебница зима».

– Какова цель урока?

Подготовка к сочинению с опорой на паутинку.

 

 

Варианты ответов.

Учащиеся записывают в тетрадях тему сочинения.

– Подготовиться к сочинению.

 

4. «Открытие нового знания».

– Какой тип текста?

– Из каких частей состоит сочинение?

На доске запись:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

 

– Текст-описание.

Ученики называют части.

– Какую роль играет каждая часть текста?

– Во вступлении подготовка к восприятию текста.

– Основная часть раскрывает тему.

– Заключение подводит итог, выражает идею текста.

– Составим план, по которому мы напишем сочинение.

План.

  1. Приход зимы.
  2. Зимушка-зима.
  3. Очарование зимой.

Ответы детей.

 

 

Записывают план сочинения.

5. Первичное закрепление.

Составим паутинку из опорных слов.

Учитель хаотично записывает на доске слова, называемые учениками.

– Ребята, предлагаю взять цветные карандаши и соотнести слова.

Дети называют и одновременно записывают в тетради существительные, которые связаны с зимой.

Ученики соединяют слова цветными карандашами.

 

 

 

Приложение

6. Включение нового знания в систему знаний.

– Предлагаю работу в группах. Прочитайте мини-тему и подготовьте небольшой текст. Чтобы рассказ получился ярче, используйте средства выразительности речи: эпитеты, сравнения. Можно пользоваться опорными словосочетаниями.

Работа в 4 группах.

Подбор словосочетаний:

Ясный воздух, ветер снеговой, мороз трескучий, седые облака, вихри снежные, сонная тишина, снежная бахрома, великолепные ковры, ковёр шелковый, белая скатерть, серебристый пух.

– Как розовые яблоки, на ветках снегири.

– Зима – танцовщица, как белая птица.

– Зима порхает, резвится; снежок порхает, кружится, метели играют вальс, речка подо льдом блестит.

– Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек.

Каждая группа готовит рассказ по одной теме, четвёртая группа – по первой и пятой. Затем один от группы защищает сообщение перед всеми учащимися.

7. Рефлексия деятельности.

– В какую страну мы совершили путешествие?

Какую цель ставили?

– Достигли ли цели?

– Где можно применить новые знания?

– Оцените свою работу в классе.

Ребята, вы прекрасные путешественники и фантазёры.

Домашнее задание:

– Написать сочинение «Волшебница зима», используя паутинку.

(2 вариант: самостоятельная работа на 2-м уроке).

 

Ответы учащихся.

 

 

– В сочинении.