Цель урока: развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.
Планируемые результаты:
- предметные – научиться определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении;
- личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.
Задачи:
- воспитательная – учиться отстаивать своё мнение, стремиться выполнять правила работы в коллективе;
- развивающая – учиться выявлять отличительные признаки каждой части речи, составляя алгоритм определения этих признаков;
- обучающая – уметь применять алгоритм при решении учебных задач.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.
– Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? Вас ждет множество удивительных открытий. Оцените, с каким настроением вы пришли на урок (выкладывают на край стола кружочки разного цвета в зависимости от настроения). Я думаю, ребята, по дороге знаний вас ждёт много открытий, и эта дорога не может быть неинтересной. И мы с вами…
Учиться будем дружно,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!
ΙI. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа.
– В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?
Территория – земельный участок с определёнными границами.
Терраса –
- площадка на наклонной поверхности земли;
- летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.
Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.
– Сколько звуков и букв в слове территория? Почему их одинаковое количество?
– Однокоренные ли это слова? (Нет.У них разное значение и корень.)
– Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
2. Введение в тему урока.
Беседа о многообразии слов.
КАК МОРФОЛОГИЯ ПОРЯДОК НАВЕЛА (грамматическая сказка)
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, все плохо получается.
«Без командира нам не обойтись, – решили слова. – Позовём-ка мы на помощь Морфологию». Начал Морфология установить порядок, сгруппировать, классифицировать слова
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– Как же установить порядок, сгруппировать, классифицировать слова? Как вы поняли, что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
- Наблюдение за словами.
- Классификация слов.
- Наблюдение за частями речи.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
Физкультминутка.
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз – присели, два – присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
IV. Открытие новых знаний.
1. Вспоминаем то, что знаем.
Дети оставляют строчку для написания темы перед записью слов.
Наблюдение над словами в предложениях. Выполнение упражнений.
Упр. 205. Коллективная работа «по шагам».
– На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?)
– Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске:Что делают?А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...)
– Что обозначают все эти слова? (Действие.)
Учитель записывает над вопросом что делают?– действие.
– Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают?и обозначают действие.)
Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям.
Дети заканчивают схему:
действие | признак | предмет (лицо) |
(что делают?) | (какие?) | (кто?) |
Вывод: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
2. Формулирование темы и цели урока.
– Эти группы слов называются частями речи. Подпишите над схемой тему урока: Части речи.
– Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.)
– Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.)
3. Наблюдение за частями речи.
а) Упр. 206. Коллективная работа по вопросам упражнения.
Вывод: Самая большая группа слов, отвечает на вопросы «кто?», «что?».
б) Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2, 3.
Вывод:К предлогам и союзам поставить вопрос нельзя.
в) Упр. 208 – развивается умение составлять из форм слов предложения и текст. Выполняется под руководством учителя.
– Какие вопросы можно надписать над каждым столбиком?
– Где вопрос невозможен?
– Составьте текст.
4. Работа с определением и схемой.
– Прочитайте определение на с. 5. Что же такое части речи? (Большие группы слов.)
– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)
– Рассмотрите схему на с. 6. На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?
– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?
– Что такое междометия?
– Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.
V. Развитие умений – применение знания.
Работа в учебнике.
Упр. 209 – выявление связи жизненных вопросов с темой урока.
Ученики объясняют смысл рисунка.
VI. Итог урока.
– Послушайте стихотворение О. Высотской.
– Все ли части речи названы в стихотворении?
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное – семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья охи ах.
А потом у теплой печи
Повторяем
Части речи!
VII. Домашнее задание.
- Упр. 210.
- Выучить классификацию частей речи.