Разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной в основную школу

Разделы: Начальная школа


Одна из задач современной школы – сформировать молодого человека, способного учить самого себя (умение учиться). Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому.

Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений – место учителя детей из 1–5-х классов, может стать одним из существенных элементов школы, отвечающим возрастным особенностям детей. Место «младшего учителя» – посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Таким образом, в современной школе разновозрастное учебное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством решения двух задач.

Во-первых, отвечая притязаниям младших подростков на равноправные, ответственные, «серьезные» отношения с миром взрослых, работа в позиции учителя может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных).

Во-вторых, работа в позиции учителя продолжает формирование учебной самостоятельности школьников, основанной на способности удерживать точку зрения другого чело века (младшего, незнающего, неумелого).

Младшему нужно не просто подсказать, сделать вместо него, предложить ему готовый результат, навязать свою точку зрения. Младшему нужно помочь самостоятельно прийти к результату. Младший подросток может и должен на какое-то время стать учителем маленьких, для того чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегося.

Психолого-педагогические аспекты организации разновозрастного сотрудничества подробно описаны в работах Г.А. Цукерман, А.Б. Воронцова. Наш опыт организации такой работы учащихся 1-х и 5-х классов представим на примере подготовки и проведения четырех типов разновозрастных уроков:

  • урок – конкретизация открытого младшими детьми способа действий;
  • урок – проверочная работа по русскому языку;
  • урок-практикум;
  • урок-демонстрация младшими результатов своей работы.

Приступая к подготовке разновозрастных уроков, мы (учителя 1-х и 5-х классов, психолог):

  • согласовали предметное содержание классов, вступающих во взаимодействие;
  • составили совместный план проведения разновозрастных уроков;
  • продумали варианты распределения детей по рабочим парам «учитель – ученик». При этом учитывались два обстоятельства: психологическая совместимость и учебная успеваемость.

Основными действиями учителей на уроках были:

  • учебно-методическое обеспечение;
  • распределение детей по рабочим парам «учитель» – «ученик»;
  • постановка практической задачи;
  • определение временного регламента;
  • наблюдение за взаимодействием детей во время парной работы с целью коррекции негативных моментов;
  • организация рефлексии урока;
  • анализ рефлексивных сочинений учеников 1-х и 5-х классов;
  • выработка возможных действий «учителей» в затруднительных ситуациях во время парной работы.

Проанализировав рефлексию учеников, учителя 1 и 5 классов пришли к выводу, что в основном взаимодействие в парах «учитель» – «ученик» прошло успешно.

Многие первоклассники отмечали конкретную помощь старших учеников в усвоении учебного материала и описывали положительные эмоции от сотрудничества: «Было очень интересно», «Мой сосед был добрым и разговорчивым», «Приятно, что мне все объяснили».

Но были выявлены некоторые проблемные моменты, связанные с психологической совместимостью детей и повышенной тревожностью первоклассников в новой для них учебной ситуации. Тем не менее младшие дети получили начальные навыки сотрудничества со старшими и выразили желание продолжить в будущем взаимодействие с учениками 5-го класса.

Ученики 5-го класса в основном положительно оценили процесс взаимодействия с первоклассниками, изъявили желание поработать над подготовкой других уроков для учеников 1-го класса, так как почувствовали привлекательность позиции учителя: «Понравилось объяснять», «Меня внимательно слушали», «Он все понял», «Рассказывать про то, что ты знаешь, весело», «Хотелось бы провести такие уроки по литературному чтению». Высказывания: «Он не все понимал», «Было сложно объяснять», « Оказывается если мне понятно, то это не значит, что это понятно и другому» – встретились у трех пятиклассников.

В заключении хочу отметить, что сотрудничество дает равные права всем участникам совместной деятельности, способствует развитию творческого потенциала, взаимному уважению, активности.

Краткое описание организации разновозрастного сотрудничества учащихся 1-х и 5-х классов в рамках изучения и рефлексии понятия «числовая прямая» (декабрь – январь)

Этап 1. Рефлексия способа построения числовой прямой в 5-м классе

Цель: вернуться к понятию числовой прямой, введенному в 1-м классе.

Пятиклассникам предложено составить конкретную практическую задачу, для решения которой потребуется построение числовой прямой. Работа проходит в группах. Каждая группа предлагает свой вариант задачи. В результате межгруппового обсуждения выбирается та задача, которая, на взгляд пятиклассников, наилучшим образом соответствует поставленной цели. Следующим этапом работы является апробация этой задачи в 1-м классе.

Этап 2. Конструирование числовой прямой в 1-м классе

Цели: для первоклассников – сконструировать числовую прямую; для пятиклассников – через апробацию составленной задачи отрефлексировать собственное понимание числовой прямой.

1-й и 5-й классы делятся пополам, половина первоклассников приходят в пятый класс, половина пятиклассников – в 1-й. На уроке образуются пары в составе пятиклассника и первоклассника. Пятиклассники предлагают первоклассникам решить составленную на предыдущем уроке задачу: «Измерьте рост фигурок». Они раскладывают перед первоклассниками 7 рисунков человечков, животных (рост подобран так, чтобы всех можно было измерить с помощью самой маленькой фигурки). В ходе работы выясняется неудобство измерения путем прикладывания «фигурки-мерки» к каждому объекту. Возникает идея создания измерительного прибора – «ростомера», представляющего собой прямую с нанесенной на ней шкалой. Шаг шкалы равен мерке.

Итогом урока для первоклассников становится изобретенный «прибор», являющийся прообразом числовой прямой; для пятиклассников – собственное понимание оснований числовой прямой как измерительной модели через фиксацию способов работы первоклассников.

Этап 3. Освоение и рефлексия способа работы с числовой прямой

Цели: для первоклассников – выделить основные компоненты числовой прямой через решение системы конкретных практических задач; для пятиклассников – восстановить возможные способы решения задач с помощью числовой прямой через конструирование собственных конкретных практических задач.

На этом этапе пятиклассники и первоклассники работают раздельно в своих классах. Вначале пятиклассники, используя зафиксированные способы работы первоклассников на предыдущем этапе, выдвигают гипотезы о «критических» точках у первоклассников в понимании числовой прямой. На основе этого обсуждения они разрабатывают систему диагностических заданий для выявления «ошибкоопасных мест» при работе с числовой прямой. Из этих заданий учитель 1-го класса составляет диагностическую работу для первоклассников и проводит ее. Итоги проведенной работы он передает пятиклассникам. На основе проверки и анализа этих работ пятиклассники разрабатывают специальные задания (на карточках) для коррекции выявленных ошибок первоклассников.

Этап 4. Оценка освоения и рефлексии способа работы с числовой прямой

Цель: зафиксировать освоенность способа работы с числовой прямой, определив следующий шаг работы для учащихся.

Задачи: соотнести собственную оценку первоклассников с оценкой пятиклассников и обсудить имеющиеся расхождения; организовать коррекционную работу первоклассников силами пятиклассников; применить освоенный способ работы с числовой прямой при совместном решении проектной задачи.

Этапы урока

  • Парная работа первоклассников и пятиклассников. Пятиклассник выступает в роли учителя. Первокласснику даются выполненная им диагностическая работа и оценочный лист, в котором имеется его собственная оценка по каждому заданию и оценка пятиклассника-«учителя».
  • На этом этапе первоклассник соотносит свою оценку с оценкой пятиклассника. Пятиклассник по необходимости разъясняет свою оценку.
  • Результат данного этапа работы: установлены (если они имеются) «дефициты», ошибки первоклассников.

  • Пятиклассник предлагает первокласснику выполнить подготовленные им заранее (на основе диагностической работы) карточки либо для коррекции, либо для решения задач более высокого уровня (для тех, кто не сделал ошибок в диагностической работе). При необходимости пятиклассник оказывает консультативную помощь первокласснику.

  • Совместное решение проектной задачи в малых группах (пятиклассники и первоклассники выступают в роли равноправных партнеров, то есть в позиции учащихся).
  • Проектная задача построена таким образом, чтобы, выполняя освоенные действия с числовой прямой (предметные и модельные), учащиеся того и другого класса столкнулись с ситуацией, в которой этих способов действия недостаточно. Тем самым ставится задача дальнейшего развития этих способов в новых темах курса математики.

 

  • Подведение итогов урока: фиксация «дефицита» в решении проектной задачи для первоклассников и пятиклассников.

Этап 5. Выход на самостоятельные следующие темы курсов математики в 1-м и 5-м классах

1-й класс – выход на новую тему «Сравнение, сложение и вычитание чисел на числовой прямой».

5-й класс – выход на новую тему «Обыкновенные дроби и их место на числовой прямой».