Разработка практических работ, исследовательских проектов по курсу географии

Разделы: География


В этом учебном году я обучалась на дистанционных курсах «Педагогический университет 1 сентября» – «Система практических работ по географии в 6-10-х классах», автор Ольга Вадимовна Крылова.

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

В данной работе представлены разработки практических работ 7-8-х классов и исследовательских проектов для 6-7-х, 8-9-х классов.

Учебный проект 6-7-х класс «Соленость вод Мирового океана»

Идея проекта: наглядно показать причину солёности вод Мирового океана.

Проблема проекта: многие учащиеся с трудом представляют себе причину солёности вод Мирового океана.

Цель проекта:

  • сформировать представление о закономерностях изме­нения солености воды в Мировом океане;
  • показать причины изменения солености воды в морях и океа­нах;
  • обучение проведению практических опытов.
  • развивать умение работать с различными источниками географической информации.

Образовательные задачи:

  • повторить значение понятий: «соленость воды», «промилле»;
  • выявить причины, влияющие на изменение солености воды в Мировом океане;
  • обучение проведению практических опытов;
  • воспитание аккуратности и правильности выполнения практических опытов;
  • развивать внимание школьников, умение слушать и выделять главное;
  • продолжить формирование грамотной речи учащихся, творческого мышления, правил научного мышления, умения прогнозировать результат деятельности;
  • воспитание трудолюбия, интереса к предмету;

Тип проекта:

  • Практико-ориентированный;
  • межпредметный;
  • средней продолжительности (7-10 дней);
  • индивидуальный;
  • самостоятельный.

Образ проектного продукта: получение из раствора поваренной или морской соли -кристаллической соли.

После изучения темы: «Свойства вод Мирового океана» целесообразно провести работу по закреплению материала. Ребята с удовольствием выполняют эту работу. Класс разбивается на 3 группы. При этом обязательно поясняется, что моделируя процесс, мы не повторяем его в точности, так как на это потребуются миллионы лет ,а не 10 дней .В результате все понимают причину солёности моря.

Основные этапы работы

1 ВАРИАНТ

  1. Взять стакан ( 250 мл) чистой пресной воды. Вспомнить, что её соленость составляет 0,1%о.
  2. Приготовить насыщенный раствор поваренной соли: 1 чайная ложка соли растворяется в воде, затем 2 ложка …до тех пор, пока соль перестанет растворяться в воде (на дне стакана образуется осадок).
  3. Взять блюдце или глубокую тарелку и вылить только раствор (осадок остается в стакане).
  4. В раствор положить « лохматую » шерстяную нитку.
  5. Поставить блюдце в теплое место.
  6. Наблюдать процесс испарения воды и кристаллизации на нитке соли.
  7. Вести во время опыта дневник наблюдений. Оформить отдельно или в рабочей тетради.
  8. Сделать вывод.

Планируемый результат:

  1. Кристаллы соли, полученные в результате опыта.
  2. Дневник наблюдений.
  3. Вывод: в ходе работы я выяснил (ла) причину солености Мирового океана. В ходе Мирового круговорота воды в океан поступает пресная вода. Её соленость составляет 0,1%о. В процессе испарения соли остаются в океане, а вода испаряется. Этот процесс продолжается миллионы лет. Поэтому Мировой океан –соленый.

2 ВАРИАНТ

Сделать 2 стакана насыщенного раствора. Вылить в 2 блюдца и поставить в разные температурные условия (на окне и на кухонном столе). Процесс испарения будет идти с различной скоростью и в результате опыта можно сделать вывод о влиянии температуры на соленость воды. Наблюдения занести в дневник.

Вывод: при высокой температуре испарение воды идет более интенсивно, следовательно, в местах с более жарким климатом соленость вод Мирового океана будет выше.

3 ВАРИАНТ

Сделать 2 стакана насыщенного раствора. Вылить в 2 блюдца и поставить в одинаковые температурные условия. Через каждые 2дня в первое блюдце добавить 1 столовую ложку воды (разбавить раствор). Таким образом поступать в течение 10 дней. Наблюдения занести в дневник.

Вывод: В первом блюдце, в результате процесса разбавления, кристаллизации соли не наблюдалась, так как соленость раствора меньше из-за разбавления водой. Следовательно, на соленость вод Мирового океана влияет поступление пресной воды (в виде осадков или притоков рек).

Практическая работа 7-й класс «Составление географического описания климатических поясов Земли. Нанесение их на контурную карту» – Приложение 1

Практическая работа 8-й класс «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере Тульской области. Изучение истории возникновения поселка Шатск.» – Приложение 2

Учебный проект для учащихся 8-9-х классов Исследовательский проект «Моя малая Родина» – Приложение 3