В этом учебном году я обучалась на дистанционных курсах «Педагогический университет 1 сентября» – «Система практических работ по географии в 6-10-х классах», автор Ольга Вадимовна Крылова.
Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
В данной работе представлены разработки практических работ 7-8-х классов и исследовательских проектов для 6-7-х, 8-9-х классов.
Учебный проект 6-7-х класс «Соленость вод Мирового океана»
Идея проекта: наглядно показать причину солёности вод Мирового океана.
Проблема проекта: многие учащиеся с трудом представляют себе причину солёности вод Мирового океана.
Цель проекта:
- сформировать представление о закономерностях изменения солености воды в Мировом океане;
- показать причины изменения солености воды в морях и океанах;
- обучение проведению практических опытов.
- развивать умение работать с различными источниками географической информации.
Образовательные задачи:
- повторить значение понятий: «соленость воды», «промилле»;
- выявить причины, влияющие на изменение солености воды в Мировом океане;
- обучение проведению практических опытов;
- воспитание аккуратности и правильности выполнения практических опытов;
- развивать внимание школьников, умение слушать и выделять главное;
- продолжить формирование грамотной речи учащихся, творческого мышления, правил научного мышления, умения прогнозировать результат деятельности;
- воспитание трудолюбия, интереса к предмету;
Тип проекта:
- Практико-ориентированный;
- межпредметный;
- средней продолжительности (7-10 дней);
- индивидуальный;
- самостоятельный.
Образ проектного продукта: получение из раствора поваренной или морской соли -кристаллической соли.
После изучения темы: «Свойства вод Мирового океана» целесообразно провести работу по закреплению материала. Ребята с удовольствием выполняют эту работу. Класс разбивается на 3 группы. При этом обязательно поясняется, что моделируя процесс, мы не повторяем его в точности, так как на это потребуются миллионы лет ,а не 10 дней .В результате все понимают причину солёности моря.
Основные этапы работы
1 ВАРИАНТ
- Взять стакан ( 250 мл) чистой пресной воды. Вспомнить, что её соленость составляет 0,1%о.
- Приготовить насыщенный раствор поваренной соли: 1 чайная ложка соли растворяется в воде, затем 2 ложка …до тех пор, пока соль перестанет растворяться в воде (на дне стакана образуется осадок).
- Взять блюдце или глубокую тарелку и вылить только раствор (осадок остается в стакане).
- В раствор положить « лохматую » шерстяную нитку.
- Поставить блюдце в теплое место.
- Наблюдать процесс испарения воды и кристаллизации на нитке соли.
- Вести во время опыта дневник наблюдений. Оформить отдельно или в рабочей тетради.
- Сделать вывод.
Планируемый результат:
- Кристаллы соли, полученные в результате опыта.
- Дневник наблюдений.
- Вывод: в ходе работы я выяснил (ла) причину солености Мирового океана. В ходе Мирового круговорота воды в океан поступает пресная вода. Её соленость составляет 0,1%о. В процессе испарения соли остаются в океане, а вода испаряется. Этот процесс продолжается миллионы лет. Поэтому Мировой океан –соленый.
2 ВАРИАНТ
Сделать 2 стакана насыщенного раствора. Вылить в 2 блюдца и поставить в разные температурные условия (на окне и на кухонном столе). Процесс испарения будет идти с различной скоростью и в результате опыта можно сделать вывод о влиянии температуры на соленость воды. Наблюдения занести в дневник.
Вывод: при высокой температуре испарение воды идет более интенсивно, следовательно, в местах с более жарким климатом соленость вод Мирового океана будет выше.
3 ВАРИАНТ
Сделать 2 стакана насыщенного раствора. Вылить в 2 блюдца и поставить в одинаковые температурные условия. Через каждые 2дня в первое блюдце добавить 1 столовую ложку воды (разбавить раствор). Таким образом поступать в течение 10 дней. Наблюдения занести в дневник.
Вывод: В первом блюдце, в результате процесса разбавления, кристаллизации соли не наблюдалась, так как соленость раствора меньше из-за разбавления водой. Следовательно, на соленость вод Мирового океана влияет поступление пресной воды (в виде осадков или притоков рек).
Практическая работа 7-й класс «Составление географического описания климатических поясов Земли. Нанесение их на контурную карту» – Приложение 1
Практическая работа 8-й класс «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере Тульской области. Изучение истории возникновения поселка Шатск.» – Приложение 2
Учебный проект для учащихся 8-9-х классов Исследовательский проект «Моя малая Родина» – Приложение 3