Цели урока:
Образовательные:
- Расширить кругозор учащихся : ознакомить учащихся с историей народной тряпичной игрушкой, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол, многообразием традиционных русских кукол; ознакомить с технологией изготовления народной тряпичной куклы;
- Систематизировать сведения о народной кукле;
Развивающие:
- Совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы;
- Развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса;
- Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.
- Развивать координацию движений рук, исполнительские умения;
Воспитательные:
- Воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщение к традициям семейного уклада наших предков;
- Воспитание бережного отношения к продуктам рукотворного творчества;
- Воспитание эстетического вкуса, внимательности, терпения; привитие навыков культуры труда и аккуратности;
- Воспитание творческого отношения к выполняемой работе.
Практические задачи:
- Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки;
- Научить простым приемам работы с тканью;
- Пробудить у учащихся интерес к народному творчеству;
Наглядные средства:
- Презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол и последовательности изготовления куклы «Колокольчик»
- Образцы игрушки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы: Компьютер, Презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол ,образцы кукол, выставка кукол, карточки с планом работы, разноцветные листочки для самооценки, ткань ,красные нитки, ножницы.
Практическая работа: Методы: беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа.
Принцип: наглядности, доступности, посильности.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Время урока: 45 минут.
Структура урока:
- Организационно-подготовительный.
- Теоретическая часть.
а) История народной тряпичной куклы
б) Виды народной тряпичной куклы. - Практическая часть. Технология изготовления куклы «Колокольчик»
- Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Объект труда: кукла «Колокольчик».
Ход урока
1. Организационно-подготовительный этап.
(слайд 1)
– Я вижу, что вы сегодня пришли на урок с хорошим настроением. И не напрасно. У нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришли гости. Посмотрите на них, поздоровайтесь. Я уверена, что мы покажем, как умеем дружно и хорошо работать.
– Обратите внимание на пословицы, которые будут девизом нашего урока: (слайд 2) На проекционном экране написаны пословицы: “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, когда заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”.
Этим весёлым, радостным задором мы начинаем занятие (слайд 3) Тема нашего урока: «Русские традиции и обряды». Как вы понимаете эти слова? Сегодня речь пойдет об игрушке особой – народной. Такими куклами играли дети много лет назад на территории Руси. (слайд 4)
– За один урок мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению славянских кукол. С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. (слайд 5)
Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску. (Выставка игрушек современных и тряпичных.)
Из чего у нас игрушки –
Куклы, мягкие зверюшки?
Из искусственного меха.
Ткани и резины,
Из пластмассы и металла,
Дерева и глины.
Из таланта и терпенья,
Из народного уменья.
Яркие, нарядные –
Игрушкам очень рады мы.
А вот игрушки, которые мы сейчас видим, все разные, потому что они сделаны вручную.
2. Теоретическая часть.
Беседа.
“Мозговой штурм” (интерактивные формы обучения).
Вопрос к учащимся: – Что вы можете сказать об игрушке? (ответы детей выслушиваются)
(слайд 6) Я предлагаю вам прочитать текст о том, что такое игрушка и какую роль она играет в жизни человека.
– Создание игрушки – это ремесло, оно прекрасное, древнее, веселое и всегда молодое.
– Игрушка-произведение искусства: с неё начинается познание прекрасного.
– Игрушка украшает, освещает наш быт улыбкой.
– Игрушка сопровождает человека с рождения до старости.
(слайд 7) – Игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого.
(слайд 8) “Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”
Учитель: В этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом.
А теперь давайте начнем знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы.
– А как вы думаете, что обозначает слово “кукла”? (Выслушиваются ответы учащихся)
(слайд 9) Слово "кукла" родственное древне-греческому слову " kiklos" означает "нечто свёрнутое". С давних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутков и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. (слайд 10)
(слайд 11) В словарях так же можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
В словаре же В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” это слово имеет множество значений: слайды со словами и изображениями
- (слайд 12) Снежная баба.
- (слайд 13) Лен в связке.
- (слайд 14) Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток.
- (слайд 15) Связка ивовых прутьев.
- (слайд 16) Почки (ростки).
- (слайд 17) Различные хлебы и пироги.
- (слайд 18) Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.
- (слайд 19) Форма, болванка у вязальщиков.
– При слове “кукла” в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?
– Как же возникла кукла в понимании игрушки?
Давайте послушаем, что расскажут нам ваши одноклассники.
Рассказ учащихся (показ слайдовой презентации)
(слайд 20)– Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). (слайд 21) Вода смывала и уносила жилища, людей, посевы. И человек задавался вопросом: “А кто все это делает”? И нашел для себя ответ: “Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги (слайд 22)”. И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Так появились боги. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества!
– Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения (слайд 23) Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.
– Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел. А взамен просили здоровья, урожая, любви. На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы. Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Все народные куклы традиционно делятся на три группы: (слайд 24)
- игровые
- обрядовые
- обереги
– Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками.
– (слайд 25) А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Таких кукол делали вплоть до 18 века.
– Но не только этим была обусловлена её безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.
В крестьянских семьях кукол было много, (слайд 26, 27) их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Хранили в шкатулочках и сундуках. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Учитель: Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными куклами позволит вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.
Полностью текст работы и презентация представлены в Приложении.