Цели и задачи: Познакомить детей с качествами, которые должны обладать «хозяин» и «гость».
Оборудование: Плакаты с «лицами», карточки со словами «гость», «хозяин», «приветливый», «вежливый», «щедрый», «скромный», «тактичный», «аккуратный», «должен уметь занять гостей».
Оформление доски:
План урока:
- Постановка учебной задачи.
- Решение учебной задачи.
- Проверка домашнего задания.
- Каким должен быть хозяин?(Анализ ситуаций)
- Физкультминутка (игра в «Гости»).
- Гость.
- Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи. Организационный момент.
Учитель: Сразу начну с вопроса: замените одну букву в слове «кость» и вы получите желанного в доме человека (кость – гость).
Итак, кто к нам сегодня на урок пожаловал?
Дети: Гости!
Учитель: А мы, стало быть, хозяева (один – хозяин). Значит, говорить сегодня мы будем о госте и о хозяине, а конкретнее – о том, какие отношения складываются между ними.
А от чего это зависит?
Дети: От качеств, которыми должны обладать гость и хозяин.
Учитель: Как должны вести себя хозяин и гость? И что труднее, быть хорошим хозяином или приятным гостем? (Обсуждение в группах).
Учитель: А вы любите гостей? А сами любите ходить в гости? Я так и думала. А почему люди любят ходить в гости? (Обсуждение в группах).
Дети: (ответы детей).
Учитель: А если к вам неожиданно, а может с предупреждением, а может просто так пришли гости. Что вы будете делать?
Дети: Пригласить, усадить, накормить, угостить, показать, рассказать и так далее.
Учитель: Одним словом, развлекать. А зачем?
Дети: Чтобы гости не заскучали.
Учитель: Так вот, я хочу, чтоб нашим гостям было у нас интересно. Мы должны хорошо поработать.
Итак, ответьте, пожалуйста, что значит «идти в гости», «вернуться из гостей», «быть в гостях»? Что значит поговорка «В гостях хорошо, а дома лучше»? (Обсуждение в группах).
Учитель: Кстати, в течение урока, я буду обращать ваше внимание и на другие пословицы, которые вы видите на доске.
II. Решение учебной задачи.
1. Проверка домашнего задания.
Учитель: А сейчас, мы вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. В зависимости от разных ситуаций, человек может быть…
Дети: Грустным, сердитым, радостным, удивленным.
Учитель: Что имеют в виду, когда говорят «читаю на твоем лице»?
Дети: Настроение.
Учитель: А с помощью чего человек показывает свое настроение? (Мимики, то есть изменения выражения лица при помощи лицевых мышц).
Учитель: Какое было домашнее задание?
Дети: Нарисовать рисунок, ситуацию, когда человек может быть веселым, грустным, злым…
Учитель: Но чаще всего нам приятно видеть человека веселым, радостным, улыбчивым. Почему?
Дети: С таким приятно общаться.
Учитель: Оцените себя.
2. Анализ ситуаций.
А) Хозяин занимается своими делами (допустим, смотрит телевизор или играет в настольную игру). К двери подходит гость и звонит. Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать. С каким выражением лица он открывает дверь? Как он приветствует гостя? Как он встречает его? И как чувствует себя в это время гость? (Обсудите в группах).
Дети: (Ответы детей).
Учитель: Значит, каким должен быть хозяин? (Приветливым)
Что должен говорить? («Как хорошо, что ты пришел!»)
Но ведь разные ситуации бывают, когда и без приглашения приходят. Вот, например, под новый год в Англии можно зайти в любой дом без приглашения, и ничего. Есть пословица: «Рад, не рад, а говори: милости просим».
Б) А каким еще должен быть хозяин?
Вы пришли в гости, хозяин вам не предлагает сесть, а сам сидит на диване. Если же вдруг гость садится на диван, хозяин прогоняет его такими словами: «Встань-ка с этого дивана, а не то там будет яма». Гость тянется к игрушкам, хочет посмотреть книжку. А хозяин говорит: «Игрушки ломаются, а книжки рвутся, и вообще, посмотри на свои руки – ты их мыл сегодня?»
Прослушайте стихотворение Олега Григорьева «Гостеприимство». (Обсудите в группах).
Учитель: Приятная ситуация? Что можно сказать о хозяине? Как исправить положение.
Дети: Хозяин должен быть щедрым и тактичным.
В) Хотя есть и такая пословица «У себя как хочешь, а в гостях, как велят». Как поступает хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу, или разобьет что-либо? А как он поступит, если ему срочно нужно куда-то уйти, а гость еще не собирается уходить? (Обсудите в группах).
Итак, хозяин должен уметь занять гостей. Чем?
Дети: Поиграть, что-нибудь показать.
Г) А как вы понимаете пословицу «Гость недолго гостит, а много видит»?
3. Физкультминутка.
Учитель: Давайте поиграем с гостями, но они все «спрятались» в некоторые слова (Гроссмейстер, гостиница, гостинец, горсть, гордость...).
4. Гость.
Учитель: Есть еще поговорка: «Доброму гостю хозяин рад». (Обсудите в группах).
– «Грубость» еще одно слово, где «спряталось» слово «гость». Нам будет неприятно, когда какой гость придет?
Дети: Грубый, неаккуратный.
Учитель: Так какими качествами должен обладать гость?
Дети: Гость должен быть скромным, вежливым, добрым, аккуратным.
III. Рефлексия. Итог.
Учитель: Оцените себя за урок.
Домашнее задание: Вспомнить ситуацию из жизни, когда в гостях происходят такие моменты, что казалось – праздник испорчен, настроение упало, но благодаря тому, что хозяин был тактичным, щедрым,.. все обошлось благополучно.