Урок нравологии на тему "Я приду к тебе в гости". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи: Познакомить детей с качествами, которые должны обладать «хозяин» и «гость».

Оборудование: Плакаты с «лицами», карточки со словами «гость», «хозяин», «приветливый», «вежливый», «щедрый», «скромный», «тактичный», «аккуратный», «должен уметь занять гостей».

Оформление доски:


План урока:

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Решение учебной задачи.
    1. Проверка домашнего задания.
    2. Каким должен быть хозяин?(Анализ ситуаций)
    3. Физкультминутка (игра в «Гости»).
    4. Гость.
  3. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи. Организационный момент.

Учитель: Сразу начну с вопроса: замените одну букву в слове «кость» и вы получите желанного в доме человека (кость – гость).

Итак, кто к нам сегодня на урок пожаловал?

Дети: Гости!

Учитель: А мы, стало быть, хозяева (один – хозяин). Значит, говорить сегодня мы будем о госте и о хозяине, а конкретнее – о том, какие отношения складываются между ними.

А от чего это зависит?

Дети: От качеств, которыми должны обладать гость и хозяин.

Учитель: Как должны вести себя хозяин и гость? И что труднее, быть хорошим хозяином или приятным гостем? (Обсуждение в группах).

Учитель: А вы любите гостей? А сами любите ходить в гости? Я так и думала. А почему люди любят ходить в гости? (Обсуждение в группах).

Дети: (ответы детей).

Учитель: А если к вам неожиданно, а может с предупреждением, а может просто так пришли гости. Что вы будете делать?

Дети: Пригласить, усадить, накормить, угостить, показать, рассказать и так далее.

Учитель: Одним словом, развлекать. А зачем?

Дети: Чтобы гости не заскучали.

Учитель: Так вот, я хочу, чтоб нашим гостям было у нас интересно. Мы должны хорошо поработать.

Итак, ответьте, пожалуйста, что значит «идти в гости», «вернуться из гостей», «быть в гостях»? Что значит поговорка «В гостях хорошо, а дома лучше»? (Обсуждение в группах).

Учитель: Кстати, в течение урока, я буду обращать ваше внимание и на другие пословицы, которые вы видите на доске.

II. Решение учебной задачи.

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: А сейчас, мы вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. В зависимости от разных ситуаций, человек может быть…

Дети: Грустным, сердитым, радостным, удивленным.

Учитель: Что имеют в виду, когда говорят «читаю на твоем лице»?

Дети: Настроение.

Учитель: А с помощью чего человек показывает свое настроение? (Мимики, то есть изменения выражения лица при помощи лицевых мышц).

Учитель: Какое было домашнее задание?

Дети: Нарисовать рисунок, ситуацию, когда человек может быть веселым, грустным, злым…

Учитель: Но чаще всего нам приятно видеть человека веселым, радостным, улыбчивым. Почему?

Дети: С таким приятно общаться.

Учитель: Оцените себя.

2. Анализ ситуаций.

А) Хозяин занимается своими делами (допустим, смотрит телевизор или играет в настольную игру). К двери подходит гость и звонит. Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать. С каким выражением лица он открывает дверь? Как он приветствует гостя? Как он встречает его? И как чувствует себя в это время гость? (Обсудите в группах).

Дети: (Ответы детей).

Учитель: Значит, каким должен быть хозяин? (Приветливым)

Что должен говорить? («Как хорошо, что ты пришел!»)

Но ведь разные ситуации бывают, когда и без приглашения приходят. Вот, например, под новый год в Англии можно зайти в любой дом без приглашения, и ничего. Есть пословица: «Рад, не рад, а говори: милости просим».

Б) А каким еще должен быть хозяин?

Вы пришли в гости, хозяин вам не предлагает сесть, а сам сидит на диване. Если же вдруг гость садится на диван, хозяин прогоняет его такими словами: «Встань-ка с этого дивана, а не то там будет яма». Гость тянется к игрушкам, хочет посмотреть книжку. А хозяин говорит: «Игрушки ломаются, а книжки рвутся, и вообще, посмотри на свои руки – ты их мыл сегодня?»

Прослушайте стихотворение Олега Григорьева «Гостеприимство». (Обсудите в группах).

Учитель: Приятная ситуация? Что можно сказать о хозяине? Как исправить положение.

Дети: Хозяин должен быть щедрым и тактичным.

В) Хотя есть и такая пословица «У себя как хочешь, а в гостях, как велят». Как поступает хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу, или разобьет что-либо? А как он поступит, если ему срочно нужно куда-то уйти, а гость еще не собирается уходить? (Обсудите в группах).

Итак, хозяин должен уметь занять гостей. Чем?

Дети: Поиграть, что-нибудь показать.

Г) А как вы понимаете пословицу «Гость недолго гостит, а много видит»?

3. Физкультминутка.

Учитель: Давайте поиграем с гостями, но они все «спрятались» в некоторые слова (Гроссмейстер, гостиница, гостинец, горсть, гордость...).

4. Гость.

Учитель: Есть еще поговорка: «Доброму гостю хозяин рад». (Обсудите в группах).

– «Грубость» еще одно слово, где «спряталось» слово «гость». Нам будет неприятно, когда какой гость придет?

Дети: Грубый, неаккуратный.

Учитель: Так какими качествами должен обладать гость?

Дети: Гость должен быть скромным, вежливым, добрым, аккуратным.

III. Рефлексия. Итог.

Учитель: Оцените себя за урок.

Домашнее задание: Вспомнить ситуацию из жизни, когда в гостях происходят такие моменты, что казалось – праздник испорчен, настроение упало, но благодаря тому, что хозяин был тактичным, щедрым,.. все обошлось благополучно.