«Великая честь для художника учиться у народа и работать для народа…».
П.П.Бажов
Цель:
- познакомить ребят с творчеством Бажова, привить любовь к родному краю, слову,
- привлечь внимание учащихся к книге как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепление живой связи поколений, формировать у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.
Задачи:
- воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
Оформление: выставка книг, камней нашего края, рисунков.
Оборудование: шкатулка, слайды, диск с фильмами Бажова, компьютер.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: 28 января 2014 года П.П. Бажову
исполнилось бы 135лет со дня рождения.
Наверное нет в России человека который бы не знал
Павла Петровича Бажова. Да и не только в России,
его книги переведены на многие языки мира
(французский, японский, немецкий и другие) Для нас
это тем более почетно, ведь Бажов наш земляк, он
брал сюжеты для своих сказов на уральской земле.
А сейчас Мы познакомим вас с творчеством П.П.
Бажова.
(На фоне музыки Г.Свиридов «Весна и осень»)
Ведущий: Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 года в уральском заводском поселке Сысерти. Отец его работал на заводе и отливал из чугуна особое железо. Дед его всю жизнь проработал у печей, медь плавил.
Ведущий: Учился Бажов в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. После окончания в 1899 году семинарии Бажов мечтал продолжить образование в университете. Но его не приняли в университет из-за участия в выступлениях семинаристов против преподавателей. В 20 лет Бажов начал преподавать русский язык и литературу в глухой деревне Шайдурихе (возле Невьянска) затем в Екатеринбурге, Камышлове.
Ведущий: С детства прислушивался Паша к рассказам рабочих о их тяжелой жизни, позже изучил много документов, рассказывающих о горнозаводском Урале. В летние каникулы он пешком или на велосипеде путешествует по уральским заводам и деренвям, по реке Чусовой. Изучает труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров и литейщиков, беседует с ними о тайнах их ремесла.
Ведущий: В рабочих семьях издавна бытовали легенды о драгоценных камнях и кладах, спрятанных в земле. О фантастических существах, охраняющих эти клады. Люди говорили, что живет в горах Малахитница (хозяйка Медной горы) охраняет камни, рядом с ней всегда много ящериц, а иногда и сама ящерицей оборачивается.
Ведущий: Сказы Бажова – о народном труде, о мастерстве, доведенном до уровня искусства, об уральских умельцах. Герои его – рабочие, простые русские люди, справедливые, честные, верные, надежные в любви, дружбе, умеющие ценить прекрасное.
Ведущий: Прекрасно наследство Бажова– добрая память о нем и сказы, которые живут и ещё долго будут жить. Шелестят страницы бажовских книг. Звучит музыка Бажовских сказов. Богатое наследство оставил Бажов. Песня его останется.
(читает стихотворение)
На белом бланке телеграммы темнеет траур скорбных строк…
А он живой, глядит из рамы, глядит далеко за порог.
Где в зимнем солнце серебрится полей заснеженный простор,
На плавок яркие зарницы и очертанья дальних гор,
Как будто видит росный берег и лебедей высокий взлет…
И трудно до сих пор поверить что в дом хозяин не войдет…
Всегда тропа вилась у входа, не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа останется всегда живой.
И будут жить веками были в чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле чудесный каменный цветок.
Ведущий: А сейчас к нам в гости пришла сама Хозяйка Медной горы.
Хозяйка М.Г.: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам из сказов П.П. Бажова. Все вы читали сказы Бажова? (Ответы ребят) Я принесла с собой волшебную шкатулку (открывает волшебную шкатулку, звучит музыка , из шкатулки достает листочки с заданиями для ребят)
Задания:
1. Назвать сказы Бажова
2.Чтение отрывков из сказов Бажова.
3. Викторина по сказам Бажова.
1. «Тут вот Данилушке думка и запала. Не нами сказано: чужое охаять – мудрости немного надо, свое придумать – не одну ночку с боку на бок повертишься… С той поры он и стал чуть не каждый день в лес бегать…» (Каменный цветок)
2. Вспомните, на какой ноге у волшебного козлика
было серебряное копытце?
Как топнет он этим копытцем, так и вылетит из
земли дорогой камень. Сколько раз топнет, столько
и камней. (На правой передней)
3. В каких сказах Бажова встречается Хозяйка
Медной горы, Малахитница? (Медной
Горы Хозяйка, Приказчиковы подошвы, Сочневы
камешки, Малахитовая шкатулка, Каменный цветок,
Две ящерки, Горный мастер, Хрупкая веточка,
Таюткино зеркальце).
4. Вспомните, из каких сказов взяты эти слова: «Ну, Данило-мастер, выбирай – как быть? С ней пойдешь – все мое забудешь, здесь останешься – ее и людей забыть надо». (Горный мастер)
5. «На угощенье хозяюшки!» А они сидят обе на скамеечке высоконькой, головенками помахивают. «На здоровье, гостенек! На здоровье!» (Две ящерки)
6. «На месте костерка одни угольки остались… Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба». (Огневушка-поскакушка)
7. Есть у Павла Петровича сказ, который начинается словами: « В косом –то броду, на котором месте школа стоит, пустырь был. Пустополье большенькое, у всех на виду, а не зарились. Нагорье видишь. Огород тут разводить хлопотно-поту много, а толку мало. Ну, люди и обегали. Всяк выбирал себе полегче да посподручнее. А раньше, сказывают, тут жилье было. Что это за сказ? (Жабреев ходок)
8. Герой сказа Тимоха Малоручко попадает в ученики к опытному углежогу-деду Нефеду. Дед принял его, но с условием: «От меня тогда уйдешь, когда лучше моего уголь доводить навыкнешь? Что это за сказ? (Живинка в деле)
– А сейчас, вам надо вспомнить и назвать героев
сказа Бажова «Серебряное копытце» (Даренка,
Кокованя, Кошка Муренка, серебряное копытце)
К вам в гости пришли герои этого сказа. Идет
инсценировка сказа Бажова
«Серебряное копытце» со слов … Так и стали жить
вместе дед Кокованя и до слов … этим и
отговорился. Осталась Даренка дома, а Кокованя в
лес ушел.»
9. По подобию какого цветка сделал свою чашу
Данила-мастер в сказе « Каменный цветок»? (По
дурман-цветку)
Надо раздать всем детям вырезанный из альбомных
листов цветок и карандаши. Дается им несколько
минут, чтобы они раскрасили этот цветок? Затем на
обороте цветка написаны, какие имеются у нас
полезные ископаемые. Ребята читают, что у них
написано на обороте.
10. На какой горе дедушка Слышко сказы свои сказывал? (На Думной)
11. Кто является слугами Хозяйки Медной горы? (Ящерки)
(отдельно нарисован камень, отдельно ящерки (тело
отдельно и хвост) на теле ящерки написано 1 слово :
например , чугунная , а на хвосте бабушка (Чугунная
бабушка) и так на всех ящерках. Детям раздают
кому тело ящерки, а кому хвост, затем ведущий
называет сказ « Чугунная бабушка». Дети должны
найти 1 и 2 слово и получится целая ящерка.
– Следующий конкурс или задание: Вам надо назвать как можно больше сказов Бажова. Кто последний назовет сказ. Тот и выиграл. (Награждается победитель)
Ведущий: Наш праздник мы закончим стихотворением « Земля Бажова».
То приветлива, то сурова сходит с каменных гор
заря.
Ты прекрасна, земля Бажова, трудовая Урал –
Земля!
Над уральским хребтом рассветы рукотворным
горят огнем, отшлифованы самоцветы жизнью,
радостью и трудом.
Прорастают цветы сквозь скалы, полыхает огнем
гора. Это новые пишут сказы рудознатцы и мастера.
И становится дело словом в каждом камне– цветы
цветут…
Продолжается сказ Бажова, продолжается жизнь и
труд.