Урок истории по теме "Борьба за власть после смерти Сталина". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цель урока: дать представление о противоречивом характере послевоенной советской действительности, сущности советского государства в 1953-1964гг.

Задачи:

  • Охарактеризовать итоги борьбы за власть после смерти Сталина.
  • Рассказать об истоках и последствиях кризисных явлений, процессов в СССР.
  • Раскрыть значение решений XX съезда КПСС.

План урока:

1. Наследники Сталина: в поисках нового курса.
2. Начало реабилитации и XX съезд КПСС.

Важнейшие даты:

5 марта 1953г – смерть Сталина.
25 февраля 1956г – XX съезд КПСС.

Выдающиеся личности: Г.М.Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев.

Оборудование: учебник, исторические документы, презентация.

ХОД УРОКА

Слово учителя: 5 марта 1953 года умер И. В. Сталин. Реакция на смерть  Сталина была противоречивой. В лагерях ей откровенно радовались, кое-кто и на воле был счастлив, что сумел пережить «усатого батьку», однако большинство людей чувствовали глубокое и неподдельное горе. А как  реагировали ближайшие соратники Сталина? Кому перейдет власть? Сталин не оставил прямых указаний «о наследнике». В 1952 году на октябрьском Пленуме ЦК Сталин дал понять, что не хотел бы видеть в числе претендентов Молотова и Микояна. Другие «старейшие соратники вождя» – Каганович и Ворошилов – давно уже отошли на второй план. После войны заметно окрепли позиции Маленкова, Берии и Хрущева (показ фотографий). Маленков наследовал после Сталина пост Председателя Совета министров СССР, Берия возглавил объединенное Министерство внутренних дел и государственной безопасности. Хрущев взял на себя руководство секретариатом ЦК КПСС. Итак, сразу после смерти Сталина начинается ожесточенная борьба за власть.

Задание учащимся: работая с текстом п. 39,  разделившись на 3 творческие группы, исследовать и проанализировать этапы борьбы за власть по плану: 

  • Период борьбы.
  • Кто занял ключевые позиции.
  • Мероприятия.
  • Итоги.

Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.

Мнения о Н.С. Хрущеве далеко не однозначны. Но никто не отрицает, что одним из важнейших дел остается его смелое поведение на  XX съезде партии. Давайте в этом убедимся.

Новым политическим явлением стала частичная реабилитация (учащиеся записывают новый термин в тетрадь). После долгих лет молчания, насилия, страха, подчинения единой идеологии общество открыто заговорило обо всех происходивших беззакониях и злодеяниях, причем, наверное, одним из примечательных моментов этого процесса явилось то, что инициатива исходила не только от представителей высшего партийного руководства, но и от средних и низших слоев общества, которые в подавляющем большинстве много лет воспринимали ситуацию как естественную необходимость.

Вопрос к учащимся: Почему же произошли такие резкие и во многом неожиданные изменения? Назовите причины по которым сложилась такая ситуация (ответы учеников).

На съезде был рассмотрен вопрос о преодолении культа личности и его последствий. Делегаты одобрили работу ЦК партии, направленную на восстановление ленинских норм в партийной и государственной жизни. Но мало кто из делегатов  XX съезда КПСС представлял, что их ожидает на утреннем заседании 25 февраля 1956года. Для большинства присутствующих в зале доклад Н.С. Хрущева стал полным откровением, произведя поистине шоковый эффект.

Задание учащимся: работая с дополнительным материалом, составить план ответа по теме « XX съезд КПСС и его значение».

Вывод: XX съезд партии имел огромное значение в истории развития СССР и Российского государства в целом.

Выставление оценок за урок.

Задание на дом: п. 39, ответить на вопросы.