Тип урока: ОНЗ.
Цели:
- Метапредметные:
- тренировать умение применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функции учителя. Сформировать опыт самооценки этих умений (на основе применения соответствующих эталонов).
- приобретать первичный опыт анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи результаты этих операций.
- моделировать – использовать модель для выполнения задания.
- Познавательные:
- развивать умения различать в словах звук [э];
- познакомить с буквами Э э;
- развивать умения различать изученные буквы в словах;
- стимулировать познавательную мотивацию.
- Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.
- Коммуникативные: уметь:
- понимать возможность различных позиций других людей;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание.
- Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности. Презентация. Слайд 1
С добрым утром,
Начат день,
Первым делом гоним лень!
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
– Улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
– Какое качество должно быть у ученика, чтобы в
конце работы был хороший результат? (Активность)
– Что значит быть активным учеником? (Выполнять
все задания самому, с желанием, до конца)
– Какая роль на уроке у учителя? (Помощник и
организатор)
– Какие правила должен выполнять ученик, когда
учитель находится в роли организатора?
Помощника?
– С чего начинаем урок? (С повторения)
– На какие две группы можно разделить все звуки
русского языка? (Гласные, согласные)
– Какие звуки называют гласными?
– Какими бывают гласные звуки? (Ударные и
безударные)
– С буквами каких гласных звуков мы
познакомились? (а, о, у, и)
– Прочитайте загадку. Слайд 2
Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит.
– Кто знает отгадку? (Эхо)
– Почему нет картинки-отгадки?
– Что такое эхо? (Эхо – это звуковая волна.)
– Где можно услышать эхо? (В лесу)
– Выделим первый звук в слове эхо. ( [э] )
– Дайте характеристику этому звуку. (Гласный)
– Сейчас для вас будет новое задание.
– Возьмите планшеты и обозначьте звук [э] буквой.
III. Выявление причины затруднения
– Какое задание выполняли, что нужно было
сделать? (Обозначить звук [э] буквой)
– Покажите, как вы выполнили задание?
– У всех получились разные результаты. Поднимите
руку те, кто не выполнил задание.
– Что вы не смогли сделать? (Я не смог пока
обозначить звук [э] буквой)
– Поднимите руку те ребята, которые выполнили
задание. Какое затруднение у вас вызвало это
задание? (Я пока не могу обосновать, что
правильно обозначил звук [э] буквой, у нас нет
эталона.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
– Встречались мы раньше на уроке со звуком [э]
на уроке? (нет)
– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Познакомиться
со звуком [э]. Узнать, какой буквой обозначается
звук [э]).
– Звук [э] обозначается буквой Э
– Тема нашего урока Звук [э], буква Э э.
V. Реализация построенного проекта
– Перед вами две печатные буквы Э э – большая и
маленькая. Слайд 3
– Зачем нужна большая буква?
– Напечатаем букву Э.
– Составим схему слова эхо и найдем место буквы э
в слове. Слайд 4
VI. Первичное закрепление во внешней речи Слайд 5
– Посмотрите на картинку. Имя мальчика
начинается на букву Э, как его зовут? (Эдик)
– Поработайте в парах и составьте схему слова
Эдик. (Одна пара работает у доски)
– Проверяем.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой
Слайд 6 (проверка – анимация)
– Как думаете, научились вы обозначать звук
[э] буквой. Что надо сделать? (Выполнить
самостоятельную работу)
– Разгадаем ребус.
– Кто такой эму? (Рассказ про эму)
– Составьте схему слова эму и найдите место
буквы Э в слове.
Проверка.
– Кто выполнил задание без ошибок? Поставьте
рядом со схемой +.
– Кто допустил ошибку? Поставьте рядом со схемой
«?».
Проводится анализ ошибок.
VIII. Включение в систему знаний
Просмотр фрагмента видеоролика «Уроки тетушки Совы. Буква Э».
– Какие слова запомнили?
Учащиеся называют слова, значение некоторых слов уточняется.
– Какой совет давала тетушка Сова, когда рассказывала про электричество?
Чтение слогов. Слайд 7
Чтение слов. Слайд 8
– Читаем первый столбик. Что общего в словах
первого столбика?
– Какое слово лишнее?
– Значение какого слова вам непонятно? (Уточнить
значение слова «этикет»).
– Читаем второй столбик. Что общего в словах?
– Читаем третий столбик. Что общего?
– Прочитайте слово, которое обозначает вид
спорта.
– Прочитайте слово, которое обозначает название
растения.
– Кто такой мэр?
– Кто знает как зовут мэра города Москва? Слайд 9
– Сегодня на уроке мы с вами вспомнили много слов
с буквой Э. Вот некоторые из них (картинки).
Составим предложения с этими словами. Слайд 10
Составляется схема одного предложения.
X. Рефлексия деятельности на уроке
Слайд 11
– Какую цель ставили перед собой на уроке?
– Оценим свою работу на уроке.
– Кто все понял, и не допустил ошибок в
самостоятельной работе, поднимите красную фишку.
– Кто допустил ошибку в самостоятельной работе,
но потом разобрался, и по теме урока не осталось
вопросов поднимите синюю фишку.
– Кто допустил ошибку в самостоятельной работе и
у кого остались вопросы по теме урока, поднимите
желтую фишку.