Урок русского языка по теме "Звук [э], буква Э". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: ОНЗ.

Цели:

  • Метапредметные:
    • тренировать умение применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функции учителя. Сформировать опыт самооценки этих умений (на основе применения соответствующих эталонов).
    • приобретать первичный опыт анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи результаты этих операций.
    • моделировать – использовать модель для выполнения задания.
  • Познавательные:
    • развивать умения различать в словах звук [э];
    • познакомить с буквами Э э;
    • развивать умения различать изученные буквы в словах;
    • стимулировать познавательную мотивацию.
  • Регулятивные:
    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
    • адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.
  • Коммуникативные: уметь:
    • понимать возможность различных позиций других людей;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • задавать вопросы;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
    • строить монологическое высказывание.
  • Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности. Презентация. Слайд 1

С  добрым утром,
Начат день,
Первым делом гоним лень!
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!

– Улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

– Какое качество должно быть у ученика, чтобы в конце работы был хороший результат? (Активность)
– Что значит быть активным учеником? (Выполнять все задания самому, с желанием, до конца)
– Какая роль на уроке у учителя? (Помощник и организатор)
– Какие правила должен выполнять ученик, когда учитель находится в роли организатора? Помощника?
– С чего начинаем урок? (С повторения)
– На какие две группы можно разделить все звуки русского языка? (Гласные, согласные)
– Какие звуки называют гласными?
– Какими бывают гласные звуки? (Ударные и безударные) 
– С буквами каких гласных звуков мы познакомились? (а, о, у, и)
– Прочитайте загадку. Слайд 2

Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит.

– Кто знает отгадку? (Эхо)
– Почему нет картинки-отгадки?
– Что такое эхо? (Эхо – это звуковая волна.)
– Где можно услышать эхо? (В лесу)
– Выделим первый звук в слове эхо. ( [э] )
– Дайте характеристику этому звуку. (Гласный)
– Сейчас для вас будет новое задание.
– Возьмите планшеты и обозначьте звук [э] буквой.

III. Выявление причины затруднения

– Какое задание выполняли, что нужно было сделать? (Обозначить звук [э] буквой)
– Покажите, как вы выполнили задание?
– У всех получились разные результаты. Поднимите руку те, кто не выполнил задание.
– Что вы не смогли сделать? (Я не смог пока обозначить звук [э] буквой)
–  Поднимите руку те ребята, которые выполнили задание. Какое затруднение у вас вызвало это задание? (Я пока не могу обосновать, что правильно обозначил звук [э] буквой,  у нас нет эталона.)

IV.  Построение проекта выхода из затруднения

– Встречались мы раньше на уроке со звуком [э] на уроке? (нет)
– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Познакомиться со звуком [э]. Узнать, какой буквой обозначается звук [э]).
– Звук [э] обозначается буквой Э
– Тема нашего урока Звук [э], буква Э э.

V. Реализация построенного проекта

– Перед вами две печатные буквы Э э – большая и маленькая. Слайд 3
– Зачем нужна большая буква?
– Напечатаем букву Э.
– Составим схему слова эхо и найдем место буквы э в слове.  Слайд 4

VI. Первичное закрепление  во внешней речи Слайд 5

– Посмотрите на картинку. Имя мальчика начинается на букву Э, как его зовут? (Эдик)
– Поработайте в парах и составьте схему слова Эдик. (Одна пара работает у доски)
– Проверяем.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Слайд 6 (проверка – анимация)

– Как  думаете, научились вы обозначать звук [э] буквой. Что надо сделать? (Выполнить самостоятельную работу)
– Разгадаем ребус.
– Кто такой эму? (Рассказ про эму)
– Составьте схему слова эму и найдите место буквы Э в слове.

Проверка.

– Кто выполнил задание без ошибок? Поставьте рядом со схемой +.
– Кто допустил ошибку? Поставьте рядом со схемой «?».

Проводится анализ ошибок.

VIII. Включение в систему знаний

Просмотр фрагмента видеоролика «Уроки тетушки Совы. Буква Э».

– Какие слова запомнили?

Учащиеся называют слова, значение некоторых слов уточняется.

– Какой совет давала тетушка Сова, когда рассказывала про электричество?

Чтение слогов. Слайд 7
Чтение слов. Слайд 8

– Читаем первый столбик. Что общего в словах первого  столбика?
– Какое слово лишнее?
– Значение какого слова вам непонятно? (Уточнить значение слова «этикет»).
– Читаем второй столбик. Что общего в словах?
– Читаем третий столбик. Что общего?
– Прочитайте слово, которое обозначает вид спорта.
– Прочитайте слово, которое обозначает название растения.
– Кто такой мэр?
– Кто знает как зовут мэра города Москва? Слайд 9
– Сегодня на уроке мы с вами вспомнили много слов с буквой Э. Вот некоторые из них (картинки). Составим предложения с этими словами. Слайд 10

Составляется схема одного предложения.

 X. Рефлексия деятельности на уроке

Слайд 11

– Какую цель ставили перед собой на уроке?
– Оценим свою работу на уроке.
– Кто все понял, и не допустил ошибок в самостоятельной работе, поднимите красную фишку.
– Кто допустил ошибку в самостоятельной работе, но потом разобрался, и по теме урока не осталось вопросов поднимите синюю фишку.
– Кто допустил ошибку в самостоятельной работе и у кого остались вопросы по теме урока, поднимите желтую фишку.