Цель: cоздать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; активизировать внеклассную работу по русскому языку в начальной школе.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
- Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
- Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
- Совершенствовать коллективный навык работы.
- Развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету.
- Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
- Развивать навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран, слайды для сопровождения праздника; портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, К.Г. Паустовского, В.И. Даля; костюмы для героев сценок.
Форма проведения: внеклассное мероприятие по предмету.
Место проведения: кабинет начальных классов.
План проведения:
СТРАНИЦА №1
Хорошую речь хорошо слушать. (Пословица.)
Ученик 1:
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2:
Жизнь идёт, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3:
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и души каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 5:
Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
С докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Ученик 6:
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Ведущий. Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке!
Ученик 7: Константин Георгиевич
Паустовский сказал: «С русским языком можно
творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в
нашем сознании, что нельзя было бы передать
русским языком: звучание музыки, блеск красок,
игру света, шум и тень садов, неясность сна,
громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского
гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей –
сложных и простых, – для которых не нашлось бы в
нашем языке точного выражения».
Ученик 8: Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
СТРАНИЦА №2
Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.
Ученик 9 Самые интересные чудаки, живущие на свете – собиратели. Чего только не собирают люди: марки, цветы, открытки, спичечные этикетки, колендарики. А есть такие, которые собирают слова.
Сценка
Автор. Давным-давно, когда ещё не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.
(Сидят няня и Володя. Няня рассказывает сказку «Колобок»)
Володя: А что такое короб?
Няня: Сундук или ящик, где хранили муку.
Володя: А сусек?
Няня: Ящик для ссыпания зерна.
Володя: Колобок – это что?
Няня: Небольшой круглый хлебец.
Автор: Володю очень удивлял язык
сказок – язык русского народа. Любовь к нему он
пронёс через всю жизнь. Владимир Иванович Даль
стал собирать слова. Он много ездил по стране и
везде записывал слова, давал им толкование. А
когда у него подросли внуки, он решил «подарить»
им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого
великорусского языка».
Это четыре тома, в которых собрано и объяснено
много тысяч русских слов. И сегодня у нас в гостях
– «русской речи государь по прозванию Словарь».
Словарь Даля. Словарь – это сборник слов с пояснением, толкованием или с переводами слов с одного языка на другой. Это книга, без которой трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и учёному, художнику и писателю. Посмотрите сколько словарей на нашей выставке.
Сценка «Разговор дедушки с внуком»
Дедушка:
Отчего ты плачешь, друг? –
Внука дедушка спросил.
Внук:
По письму, – ответил внук, –
Тройку нынче получил.
Дедушка. Ты нажми! Не будь же плаксой.
Внук. Нажимал я – сделал кляксу.
Ведущий: Почему внук не понял дедушку?
Он не знал, что в русском языке есть слова,
которые одинаково пишутся и произносятся, но
имеют разные значения. Это – омонимы.
– Кто знает, в каком словаре нужно искать
толкование слов? (В толковом)
Словарь Ожегова. Этот словарь
считается самым универсальным.
В нём огромное количество слов, к которым дано
толкование, и, конечно, есть толкование слова нажимать.
Если вы будете пользоваться этим словарём, то
обогатите свой словарный запас.
Сценка «Влиятельная буква»
Автор: Очень важно, чтобы в словах
каждая буква имела своё место. Всякое бывает,
если на место одной буквы встаёт другая. Всё
началось с того, что Маша нарисовала ворону и
написала «ВАРОНА»
Вера: Ты неверно написала. После в надо
писать о, а не а.
Маша: Ну, подумаешь, одна буква… Ворона
или варона – какая разница? И так все поймут.
Вера: Зачеркни в слове ворона букву н.
Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши т.
Что получилось?
Маша: Вот чудеса – получилось ворота!
Вера: Поняла, что значит одна буква?
Ведущий: Как же помочь девочке? В каком
словаре нужно найти слово? (В орфографическом)
Орфографический словарь. Это орфографический словарь. Он нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.
Орфоэпический словарь Орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий литературное произношение. Я приготовил вам задание: поставьте в словах ударение.
Щавель, свёкла, алфавит, звонит, искра. (Дети произносят слова)
– Для того чтобы проверить, правильно ли вы поставили ударение, нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Он всегда поможет Вам в трудную минуту.
Ведущий: Придумайте родственные слова
к слову «школа» (школьный, школьник,
пришкольный, дошкольник, школяр)
– Как много слов вы знаете?
– А к слову высота? (Высотный, высотка)
– А назвать весь ряд родственных слов вам
поможет школьный словообразовательный словарь.
Словообразовательный словарь. Это школьный словообразовательный словарь. Используя его на уроках и дома для приготовления домашнего задания, вы сможете подобрать намного больше родственных слов, проверить, правильно ли разобрали их по составу.
Ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения
Ученик 10
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвучало в померкшем лугу,
Прозвучало над рощей немою,
Прозвучало на том берегу.
Ведущий: Понравилось ли вам стихотворение? (Не понравилось, так как в нём повторяется слово «прозвучало»)
Ведущий: А теперь послушайте, как на самом деле написал это стихотворение Афанасий Фет.
Ученик 11:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на берегу.
Ведущий: Вот сколько различных слов употребил Афанасий Фет!
Словарь синонимов: Это словарь синонимов. При написании сочинений, выступлений вы можете пользоваться им, тогда ваши работы будут ярче, красочнее.
Словарь антонимов. А это – словарь
антонимов. Что такое антонимы? (Слова
противоположные по значению)
– Пользуясь им, вы найдёте огромное
количество противоположных слов. Давайте
попробуем:
Близко ли… (далеко),
Низко ли… (высоко),
Не на небе – на… (земле)
Жил старик в одном селе.
Словарь иностранных слов. В обиход
русского языка постоянно входят новые слова,
например офис. Даже привычные слова,
оказывается, имеют иностранные корни. Например,
слово библиотека – греческое, футбол
– английское, диктант –
немецкое.
Написание и толкование любого иностранного
слова вы можете найти, работая со словарём
иностранных слов.
Ведущий: Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А ещё существуют литературный, филологический и другие словари. Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Маршаком:
Ученик 12
Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мелькают искры чувств.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
СТРАНИЦА №3
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой
поговорке нашей!
Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого
родное слово, бери и украшай свою речь.
Ведущий. Многие пословицы и поговорки
вошли в нашу речь ещё в 17 веке. Пословица – это
краткое народное изречение с поучительным
содержанием. Знаете ли вы их?
– Вспомните пословицы и поговорки по началу
фразы и продолжите их:
- Век живи – … (век учись).
- Не спеши языком, … (торопись делом)
- Ученье и труд рядом… (живут)
- Умей дружбой … (дорожить)
- Жизнь дана на… (добрые дела)
- Выручай товарища в … (в беде)
- Если взялся за дело – … (доведи его до конца)
- Семь раз примерь –… (один раз отрежь)
- Друзья познаются в… (в беде)
- Маленькое дело лучше … (большого безделья)
- Красна птица перьями, а человек … (уменьем)
- Человек без друзей – что дерево… (без корней)
Ведущий: Молодцы! Какие вы знаете пословицы и поговорки, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему?
Дети.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Язык до Киева доведёт.
- От учтивых слов язык не отсохнет.
- Из песни слов не выкинешь.
- С умным разговориться – что мёду напиться.
- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Игра «Вопрос – ответ»
- У кого глаза велики? (У страха)
- Чем горю не поможешь? (Слезами)
- Кого по осени считают? (Цыплят)
- Что красит человека? (Скромность)
- Чем не кормят соловья? (Баснями)
- В какие сани не следует садиться? (Не в свои)
- Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда)
- Что надо беречь смолоду? (Честь)
Ученик 13
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
СТРАНИЦА №4
Быть грамотным стремись и впросак не попадись!
Ведущий: Сейчас вы, ребята, прослушайте стихотворение. Будьте ответить на вопросы и исправить ошибки. С какими трудностями столкнулся Андрюша?
Второкласснику Андрюше
Просто не везёт. До слёз.– Мама, мама, ты послушай,
Двойку я опять принёс.
В самом деле, почему
Так уж не везёт ему?В классе пишут под диктовку:
«Я принёс из леса гриб».
Лишь Андрей выводит ловко:
«Я принёс из леса грипп».Ну скажите, почему
Так послышалось ему?
(Я принёс из леса гриб.
Я принёс из леса грипп).
По реке плывут плоды,
А в саду растут плоты.
Объясните, почему
В школе не везёт ему?
(Плывут плоды. Растут плоты).
Ведущий: Почему же так не везёт
Андрюше?
– Что ему нужно сделать? (Выучить правила о
правописании парных согласных в конце слова.
Когда пишешь, нужно думать о значении слов).
Ведущий При письме надо соблюдать
много разных правил.
– Какие правила переноса надо помнить?
Задание каждому классу. Разделить слова для переноса. (по 2 человека)
Снег, снежок, подснежник, снежинка, снежный.
Зима, зимушка, зимний, зимующий, перезимовать.
Мороз, морозец, морозный, заморозки, морозильник.
СТРАНИЦА №5
Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает правил.
Ведущий: Нам пришло письмо-поздравление от Незнайки. (по 1 человеку от класса)
«Дарагие малчики и девачьки! Паздравляю вас с праздником который посвящён рускому изыку! Жилаю вам успехов в учёбе! Рибята жывите друшно и весило!
Ведущий: Теперь, когда вы исправили ошибки, в письме всё стало понятно, оно изложено грамотно.
Ученик 14
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом.
Ведущий: Ребята, любите и изучайте наш родной язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мыль.
Анализ мероприятия:
Ученики класса с удовольствием приняли участие
в путешествии по страницам устного журнала.
Классный руководитель подобрал такой
увлекательный материал, что все дети с азартом
участвовали в ролевых играх, выполнили сложные,
интересные задания, переходя от одной странички
журнала к другой.
Познавательный материал был подобран таким
образом, чтобы дети могли не только слушать, но и
сравнивать факты, логически мыслить, проявлять
смекалку и находчивость. Большое значение
придавалось умению пользоваться различными
словарями. На эту тему была исполнена учениками
сценка. Мероприятие закончилось песней о русском
языке.
Во время мероприятия в классе царила атмосфера
сотрудничества, взаимопомощи и дети свободно,
расковано могли высказывать свои мысли и
предположения. А вся работа основана на
демократических принципах общения с учащимися,
на развитие творческой активности детей. Считаю,
что мероприятие несёт большое познавательное,
воспитывающее и развивающее значение, цель
мероприятия достигнута. Учащиеся станут более
уважительно относиться к литературному языку,
будут стараться следить за своей речью, грамотно
и правильно употреблять слова, пользоваться
словарями.