Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Мой родной язык – русский". 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Цель: cоздать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; активизировать внеклассную работу по русскому языку в начальной школе.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  • Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
  • Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
  • Совершенствовать коллективный навык работы.
  • Развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету.
  • Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
  • Развивать навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран, слайды для сопровождения праздника; портреты А.С. Пуш­кина, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, К.Г. Паустовского, В.И. Даля; костюмы для героев сценок.

Форма проведения: внеклассное мероприятие по предмету.

Место проведения: кабинет начальных классов.

План проведения:

СТРАНИЦА №1

Хорошую речь хорошо слушать. (Пословица.)

Ученик 1:

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2:

Жизнь идёт, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3:

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и души каждого народа
На правах духовного родства.

Ученик 4:

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 5:

Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
С докером французским,
С другом на кубинском берегу.

Ученик 6:

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Ведущий. Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке!

Ученик 7: Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в
нашем языке точного выражения».

Ученик 8: Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

СТРАНИЦА №2

Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.

Ученик 9 Самые интересные чудаки, живущие на свете – собиратели. Чего только не собирают люди: марки, цветы, открытки, спичечные этикетки, колендарики. А есть такие, которые собирают слова.

Сценка

Автор. Давным-давно, когда ещё не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.

(Сидят няня и Володя. Няня рассказывает сказку «Колобок»)

Володя: А что такое короб?
Няня: Сундук или ящик, где хранили муку.
Володя: А сусек?
Няня: Ящик для ссыпания зерна.
Володя: Колобок – это что?
Няня: Небольшой круглый хлебец.

Автор: Володю очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронёс через всю жизнь. Владимир Иванович Даль стал собирать слова. Он много ездил по стране и везде записывал слова, давал им толкование. А когда у него подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка».
Это четыре тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. И сегодня у нас в гостях – «русской речи государь по прозванию Словарь».

Словарь Даля. Словарь – это сборник слов с пояснением, толкованием или с переводами слов с одного языка на другой. Это книга, без которой трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и учёному, художнику и писателю. Посмотрите сколько словарей на нашей выставке.

Сценка «Разговор дедушки с внуком»

Дедушка:

Отчего ты плачешь, друг? –
Внука дедушка спросил.

Внук:

По письму, – ответил внук, –
Тройку нынче получил.

Дедушка. Ты нажми! Не будь же плаксой.
Внук. Нажимал я – сделал кляксу.

Ведущий: Почему внук не понял дедушку? Он не знал, что в русском языке есть слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные значения. Это – омонимы.
– Кто знает, в каком словаре нужно искать толкование слов? (В толковом)

Словарь Ожегова. Этот словарь считается самым универсальным.
В нём огромное количество слов, к которым дано толкование, и, конечно, есть толкование слова нажимать. Если вы будете пользоваться этим словарём, то обогатите свой словарный запас.

Сценка «Влиятельная буква»

Автор: Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела своё место. Всякое бывает, если на место одной буквы встаёт другая. Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону и написала «ВАРОНА»
Вера: Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.
Маша: Ну, подумаешь, одна буква… Ворона или варона – какая разница? И так все поймут.
Вера: Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши т. Что получилось?
Маша: Вот чудеса – получилось ворота!
Вера: Поняла, что значит одна буква?
Ведущий: Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово? (В орфографическом)

Орфографический словарь. Это орфографический словарь. Он нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

Орфоэпический словарь Орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий литературное произношение. Я приготовил вам задание: поставьте в словах ударение.

Щавель, свёкла, алфавит, звонит, искра. (Дети произносят слова)

– Для того чтобы проверить, правильно ли вы поставили ударение, нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Он всегда поможет Вам в трудную минуту.

Ведущий: Придумайте родственные слова к слову «школа» (школьный, школьник, пришкольный, дошкольник, школяр)
– Как много слов вы знаете?
– А к слову высота? (Высотный, высотка)
– А назвать весь ряд родственных слов вам поможет школьный словообразовательный словарь.

Словообразовательный словарь. Это школьный словообразовательный словарь. Используя его на уроках и дома для приготовления домашнего задания, вы сможете подобрать намного больше родственных слов, проверить, правильно ли разобрали их по составу.

Ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения

Ученик 10

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвучало в померкшем лугу,
Прозвучало над рощей немою,
Прозвучало на том берегу.

Ведущий: Понравилось ли вам стихотворение? (Не понравилось, так как в нём повторяется слово «прозвучало»)

Ведущий: А теперь послушайте, как на самом деле написал это стихотворение Афанасий Фет.

Ученик 11:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на берегу.

Ведущий: Вот сколько различных слов употребил Афанасий Фет!

Словарь синонимов: Это словарь синонимов. При написании сочинений, выступлений вы можете пользоваться им, тогда ваши работы будут ярче, красочнее.

Словарь антонимов. А это – словарь антонимов. Что такое антонимы? (Слова противоположные по значению)
Пользуясь им, вы найдёте огромное количество противоположных слов. Давайте попробуем:

Близко ли… (далеко),
Низко ли… (высоко),
Не на небе – на… (земле)
Жил старик в одном селе.

Словарь иностранных слов. В обиход русского языка постоянно входят новые слова, например офис. Даже привычные слова, оказывается, имеют иностранные корни. Например, слово библиотека – греческое, футбол английское, диктант – немецкое.
Написание и толкование любого иностранного слова вы можете найти, работая со словарём иностранных слов.

Ведущий: Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А ещё существуют литературный, филологический и другие словари. Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Маршаком:

Ученик 12

Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мелькают искры чувств.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

СТРАНИЦА №3

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!
Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь.

Ведущий. Многие пословицы и поговорки вошли в нашу речь ещё в 17 веке. Пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием. Знаете ли вы их?
– Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:

  • Век живи – … (век учись).
  • Не спеши языком, … (торопись делом)
  • Ученье и труд рядом… (живут)
  • Умей дружбой … (дорожить)
  • Жизнь дана на… (добрые дела)
  • Выручай товарища в … (в беде)
  • Если взялся за дело – … (доведи его до конца)
  • Семь раз примерь –… (один раз отрежь)
  • Друзья познаются в… (в беде)
  • Маленькое дело лучше … (большого безделья)
  • Красна птица перьями, а человек … (уменьем)
  • Человек без друзей – что дерево… (без корней)

Ведущий: Молодцы! Какие вы знаете пословицы и поговорки, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему?

Дети.

  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Язык до Киева доведёт.
  • От учтивых слов язык не отсохнет.
  • Из песни слов не выкинешь.
  • С умным разговориться – что мёду напиться.
  • Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Игра «Вопрос – ответ»

  • У кого глаза велики? (У страха)
  • Чем горю не поможешь? (Слезами)
  • Кого по осени считают? (Цыплят)
  • Что красит человека? (Скромность)
  • Чем не кормят соловья? (Баснями)
  • В какие сани не следует садиться? (Не в свои)
  • Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда)
  • Что надо беречь смолоду? (Честь)

Ученик 13

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

СТРАНИЦА №4

Быть грамотным стремись и впросак не попадись!

Ведущий: Сейчас вы, ребята, прослушайте стихотворение. Будьте ответить на вопросы и исправить ошибки. С какими трудностями столкнулся Андрюша?

Второкласснику Андрюше
Просто не везёт. До слёз.

– Мама, мама, ты послушай,
Двойку я опять принёс.
В самом деле, почему
Так уж не везёт ему?

В классе пишут под диктовку:
«Я принёс из леса гриб».
Лишь Андрей выводит ловко:
«Я принёс из леса грипп».

Ну скажите, почему
Так послышалось ему?
(Я принёс из леса гриб.
Я принёс из леса грипп).

По реке плывут плоды,
А в саду растут плоты.
Объясните, почему
В школе не везёт ему?

(Плывут плоды. Растут плоты).

Ведущий: Почему же так не везёт Андрюше?
– Что ему нужно сделать? (Выучить правила о правописании парных согласных в конце слова. Когда пишешь, нужно думать о значении слов).

Ведущий При письме надо соблюдать много разных правил.
Какие правила переноса надо помнить?

Задание каждому классу. Разделить слова для переноса. (по 2 человека)

Снег, снежок, подснежник, снежинка, снежный.
Зима, зимушка, зимний, зимующий, перезимовать.
Мороз, морозец, морозный, заморозки, морозильник.

СТРАНИЦА №5

Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает правил.

Ведущий: Нам пришло письмо-поздравление от Незнайки. (по 1 человеку от класса)

«Дарагие малчики и девачьки! Паздравляю вас с праздником который посвящён рускому изыку! Жилаю вам успехов в учёбе! Рибята жывите друшно и весило!

Ведущий: Теперь, когда вы исправили ошибки, в письме всё стало понятно, оно изложено грамотно.

Ученик 14

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом.

Ведущий: Ребята, любите и изучайте наш родной язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мыль.

Анализ мероприятия:

Ученики класса с удовольствием приняли участие в путешествии по страницам устного журнала. Классный руководитель подобрал такой увлекательный материал, что все дети с азартом участвовали в ролевых играх, выполнили сложные, интересные задания, переходя от одной странички журнала к другой.
Познавательный материал был подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и сравнивать факты, логически мыслить, проявлять смекалку и находчивость. Большое значение придавалось умению пользоваться различными словарями. На эту тему была исполнена учениками сценка. Мероприятие закончилось песней о русском языке.
Во время мероприятия в классе царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи и дети свободно, расковано могли высказывать свои мысли и предположения. А вся работа основана на демократических принципах общения с учащимися, на развитие творческой активности детей. Считаю, что мероприятие несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение, цель мероприятия достигнута. Учащиеся станут более уважительно относиться к литературному языку, будут стараться следить за своей речью, грамотно и правильно употреблять слова, пользоваться словарями.