Этика Ислама на уроках основ исламской культуры в светской школе

Разделы: Начальная школа


Введение курса ОРКСЭ – необходимость, обусловленная расширением кругозора учащегося, формированием навыков бесконфликтного поведения между представителями разных культур и вероисповеданий. Раскрывая этику Ислама важно рассказать о духовно-нравственных сторонах, традициях, семейных ценностях, социальной значимости данной религиозной ветви. На вводном уроке охарактеризовываем религиозное течение, рассказываем историю возникновения, основы, на которых строится вероисповедание. Это будет фундамент для последующего усвоения знаний. Для такого урока, разумно выбрать лекционно-игровую форму, при которой учитель самостоятельно излагает материал, а закрепление полученных знаний проводится в форме игры (за основу можно взять правила телевизионной передачи «Своя игра»). Дальнейшие уроки (в зависимости от сложности материала и уровня подготовки учеников) нужно выстраивать так, чтобы они проходили в легкой, но продуктивной форме, важно не забывать про наглядность, способствующую лучшему усвоению знаний, а также работу с иллюстративным материалом. Заключительный урок можно провести в форме «заседания круглого стола»: ребята выступят с мини-докладами о проделанной работе, а если у учителя возникнут какие-либо сомнения в усвоенности материала он задаст ребенку наводящие вопросы.

До ребят необходимо донести следующее: Ислам (знач. «покорность») – мировая и рациональная религия, которая обращена к человеческому разуму, помогающая найти баланс между духовной и физической природой человека, устранить возможные противоречия. Она сформировала систему нравственных и духовных ценностей, позволила внести ясность и гармонию в человеческие жизни, сформировать ту необходимую целостность, при которой люди живут в рамках традиций, моральных устоев, таких как: смирение, вера, искренность, прощение, скромность, терпение, правдивость, справедливость, сострадание, целомудрие, терпимость, мужество, ответственность. Сводом данных положений является Коран – Священное Писание, главной мыслью его является мысль о Божественной милости, цель его – стремление заслужить расположение Бога, а основные принципы его – нравственные проблемы, предостережение от дурных поступков; вторая по значимости книга – Сунна, сохранившая в себе предания о высказываниях Пророка, историю его жизни. Существует и свод мусульманских законов – Шариат. Единобожие – начало и завершение исламской морали, в которой верующий – слуга Аллаха. Любые поступки во имя него возвращаются благом, а так как человек неразрывно связан с Творцом, то можно говорить об ответственности людей перед Богом, обществом и своей совестью. В Исламе существует ежедневная пятикратная молитва, предписанная Кораном, удерживающая от отчаяния и уныния, поддерживающая в бодром расположении духа, дисциплинирующая, создающая духовную размеренность, а коленопреклонение перед Аллахом – обязанность, оберегающая от поклонения иным Творцам. Чтение молитвы – дело каждого человека, определяющее степень его веры и искренности. Справедливость и забота о человеке – фундаментальные основы учения Ислама, требующего искренности в вере, готовности в любой момент доказать свою веру, совершив добрый поступок. Существуют заповеди, которые должно соблюдать верующим: не судить; жить в достатке, но не бедно и не богато; прийти к миру с теми, с кем произошёл конфликт; постоянно поддерживать мыслительный процесс; заниматься благотворительностью; иметь справедливый взгляд на происходящее и самому быть справедливым. Внимание важно уделить вопросу о семье и браке в Исламе. Мусульманские семьи строятся по законам Корана, основываясь на общих ценностях, убеждениях, моральных устоях, образе жизни. В совместной жизни учитываются интересы женщин, но главенство отдается мужчине. Честь женщины в Исламе неприкосновенна, к женщинам принято относиться уважительно, они же обязаны соблюдать скромность и душевную чистоту. До вступления в брак от жениха и невесты требуется целомудрие, а после – преданность супругу. Развод в Исламе допускается в крайних случаях, когда любые попытки установления мира и согласия в семье потерпели крах.  Посвятить этой теме можно несколько уроков. Один из них могут провести дети, подготовив развернутые, взаимодополняющие доклады. Другие уроки можно построить в форме беседы. Стоит обратить внимание детей на Положения, запрещенные Аллахом. Считается, что все они могут подорвать узы братства, созданные в обществе, основанном на взаимном доверии, так как отрицают всякое приличие. Верующий не может позволить себе насмехательства над кем бы то ни было, издевательства, высокомерия, тщеславия и презрительности, запрещено высмеивать друг друга, искать недостатки, указывать на физические недостатки собеседника или иного лица, обзывать, оскорблять и злословить, придумывать прозвища. Отвергается любое недоверие, выслеживание и подозрительность, клевета и сплетня. Строгому наказанию подвергается обвинение целомудренных девушек в разврате: данный факт наносит вред репутации и может негативно сказаться на их будущем. Уместно использовать сравнительно-сопоставительные методы, приводить примеры из окружающей ребенка действительности, в которой насмешка или презрение не единичные случаи. Образность и своего рода наглядность донесет до учеников материал в легко усваиваемой форме. Ученикам необходимо знать, что в Исламе приняты наказательные меры. Применяют их с целью соблюдения нравственных ценностей, они являются нормами справедливого воздействия на человека, введенными Кораном, не перерастающими в насилие над личностью.

Изучая данный модуль мы предоставим ученикам необходимую информацию об идеалах и ценностях, покажем, как этика Ислама, имея огромное влияние на образ жизни людей, отражается на их менталитете, психологии, воздействует на представление о жизни. 

Преподнося материал необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, помнить о способах взаимодействия учителя и учащихся, способах общения между ними, а также между учениками, о характере учебной активности детей, а как следствие сочетать разные методы обучения. Например, поставив перед собой задачу формирования наглядно-образного мышления, теоретических знаний, способствующих развитию памяти, логики, речевой деятельности, образного мышления, учитель может прибегнуть к такому методу, как: наглядно-словесный. Также, помимо вышесказанного, данный метод воспитает в учениках художественный вкус и познавательный интерес к предмету. Каждый ребенок, «рисуя» в своем сознании предмет изучения, сравнивая его с предоставленными учителем образами, вырабатывает свою стратегию познания, что благоприятно влияет на его развитие. А совместив такие методы, как: метод самостоятельно-поисковой работы, поисково-проблемный и практический, учитель предоставит ученикам свободу действий и выражения собственного мнения в рамках, обозначенных конкретной темой, а «на выходе» получит не только усвоенный материал, усовершенствованные умения практической деятельности по вопросу (задаче), но и поспособствует развитию познавательного интереса и самостоятельности. Все это не только обеспечит практическую направленность, но и создаст благоприятную для усвоения знаний атмосферу в классе, заинтересует предметом изучения всех детей одновременно.

Учитель может прибегнуть к использованию разных измерителей результатов: тесты, диктанты, иные формы проверочных работ, диагностические задания и т.п.

Что касается форм обучения, то тут учителю предоставляется огромный выбор, однако нельзя забыть об основных формах: групповая, коллективная (работа в парах), индивидуальная и фронтальная. Для примера, урок можно построить в лекционно-семинарной форме: в начале самостоятельно раскрыть тему, а затем поставить перед учениками вопросы, разделить учащихся на группы и дать каждой задание. Также урок может пройти в форме беседы, выступлений учеников (по заранее подготовленным дома темам), организовать успешное усвоение знаний можно и в театральной форме (например, инсценировав притчу), каждый актер-ученик пронесет через себя эпизод из изучаемого религиозного течения.

Целесообразно использовать на уроках «Словарь терминов и понятий», который под наблюдением учителя составляется учениками и способствует систематизации знаний, дополнить его можно и иллюстрациями, которые заранее готовятся для урока и раздаются учителем.

Работа с текстом важная часть учебного процесса. Тексты показывают ученику пространство религиозной культуры. Можно прибегнуть к следующим методам работы с текстом: составление плана, краткого конспекта, характеристики героев, вопросов к тексту, словестному рисованию и иллюстрированию, поиску новых слов и занесению их в словарик.

Учебник – один из основных средств обучения. Однако, в качестве дополнительной литературы, на уроках могут использоваться иные учебные и наглядные пособия, тетради с печатной основой, дидактические материалы и др.

Также, составляя конспект урока важно не забыть о заданиях, направленных на выражение собственного мнения, о создании таких коммуникативных, проблемных ситуаций, которые окажут положительное влияние на эмоционально-смысловую кульминацию за счет активной работы ребенка на уроке, о диалоговой форме и различных дидактических играх, об использовании дифференцированных заданий.