Особенности работы по учебному комплекту Н.В. Нечаевой "Русский язык"

Разделы: Начальная школа


Изучение курса «Русский язык» в системе Л.В. Занкова обеспечивается учебником Н.В. Нечаевой, рабочими тетрадями на печатной основе в 4-х частях под редакцией С.Д. Яковлевой, сборником контрольных и проверочных работ.

В основе данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык – это универсальное средство общения. Речь – функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике. Цель курса: освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования). Задача курса: развитие речи школьников (внешней – устной, письменной и внутренней). Она решается в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами речи – лексикой, грамматикой, звуками и буквами – в различных речевых ситуациях устного и письменного общения.

Вся работа в период обучения грамоте подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Далее, до конца начальной школы, ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Именно высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка. Такое структурирование языка позволяет одно и то же языковое явление рассматривать с разных точек зрения, чем обеспечивается многоаспектность анализа, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Этот подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик.

В содержании курса во всех классах с разной полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слова.

Структурирование курса осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.

Так, например, формирование понятия «Безударная гласная» и ее правописание проходит множество этапов: с редуцированных гласных в корне слова до их редукции в частицах.

в 1 классе

во 2 классе

в 3-4 классах

  • сравнение звукового и буквенного образа слов;
  • различение звуков: гласный – согласный, ударный – безударный;
  • нахождение в ряду слов однокоренных;
  • наблюдение за случаями чередования согласных в однокоренных словах;
  • знакомство с грамматическими группами слов по их значению.
  • ознакомление с составом слова;
  • введение орфограммы «проверяемая безударная гласная в корне»;
  • сравнение способов проверки гласных с другими корневыми орфограммами: непроверяемыми гласными, оглушением звонких согласных, непроизносимыми согласными:
  • ознакомление   с частями речи (существительным, прилагательным, глаголом) и грамматическими признаками.
  • изучение орфограммы «Безударная гласная в окончаниях слов» (существительных, прилагательных, глаголов);
  • узнают о правилах правописания приставок   с   гласными   -о-,  -а-, суффиксов -ни; -ек.

Во всех случаях новое правило написания безударных гласных вводится при сравнении с уже известными правилами.
Широкая орфографическая тема рассматривается в теснейшей связи с лексическим, грамматическим значением слова со смыслом высказывания.

Примерно также рассматриваются другие темы.

в 1 классе во 2 классе в 3 классе в 4 классе

«Состав слова»

Корень слова.
Родственные  (однокоренные) слова.
Словообразование,   словоизменение.
Родственные (однокоренные) слова.
Части слова: окончание, корень, приставка, суффикс.
Роль частей слова в образовании разных слов и форм одного и того же слова.
Родственные (однокоренные) слова.
Части слова: основа, окончание, корень, суффикс, приставка, постфикс -ся (-сь).
Сложные слова. Правописание  соединительных гласных -о., -е в сложных словах.
Правописание приставок   на  -з-, -с-. Обобщенное правило   написания -и, -ы после «ц» в разных частях слова
Правописание  суффиксов -ик, -ек.
«Развитие речевой деятельности» (письменная речь)
Текст. Сопоставление набора   предложений   и текста. Признаки текста (целостность,   законченность).  Красная  строка. Абзац. Восстановление деформированных предложений (порядок предложений). Практическое  ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного,  делового,  художественного). Части текста: вступление, основная часть, заключение. Средства связи между предложениями  (порядок  слов,  местоимения, служебные слова,   синонимы). Составление текстов малых  форм: письмо,   записка, объявление,    инструкция.  Собственные сочинения (репродуктивные и   творческие).
Оформление диалога. Восстановление  деформированных   текстов (увеличение  количества предложений и их распространенность).
Смысловые связи между частями   текста. Микротемы, их логическая последовательность. План, аннотация.   Изменения стиля   текста  (об одном и   том   же   по-разному).  Способы выражения   позиции автора. Сочинения (репродуктивные  и творческие).  Предварительный  отбор  материала для   сочинений.  Использование специальной и   справочной  литературы, словарей,  газет,  журналов.  Оформление диалога: реплики, слова автора. Стили  речи. Анализ научного текста: тема, заголовок, структурные части, смысловые связи между частями,   научные слова,  ключевые слова,   способы выражения авторской позиции   при сравнении с текстами  художественного и делового стилей. Монолог. Диалог. Предложения с прямой речью. Опыт самостоятельного  составления планов, аннотаций, конспектов, рефератов, отзывов. Репродуктивные и творческие   сочинения, написанные без  подготовки.

Схема проверки орфограммы «Буква безударного гласного в корне»

Использование тетрадей на печатной основе способствуют рационализации труда учителя и учащегося: учитель может не заботиться о тиражировании дидактического материала и способах его предъявления, а учащиеся могут не списывать языковой материал, так как все задания выполняются прямо в пособии в краткой письменной или графической форме.

В 1 классе предлагаются упражнения на определение «четвертого лишнего» (какое слово не подходит по своему значению к другим).

1. Ласточка, воробей, заяц, снегирь.
2. Береза, смородина, дуб, ель.
3. Красный, белый, высокий, синий.
Записать группы слов, начав с их общего значения:
_______ : _______, ______, ______ .

Широко представлены рубрики слов с непроверяемыми орфограммами, правильным произношением слов.

Упражнения по теме «Проверяемая безударная гласная»

I.  Прочитай.  Вставь пропущенные буквы.  Впиши слова,  изменяя их форму так чтобы получилась рифма.

бор                          Всю ночь кр_чал ______________ .
вет_р                      В таинственном _______________ .
клён                        И за  _кошком ________________ .
с_венок                  К_чались на __________________ .

Отметь сильные и слабые позиции гласных в корне слов:

кричать, крикливый, крик
окно, окошечко, окна
покачал, раскачать, качка
тайник, тайна
совы, совенок
ветерок, ветреный

Допиши порядок действий.

1.   Устанавливаю, что слова в группе ___________.
2.   Определяю ______.
3.   Ставлю ___________.
4.   Подчеркиваю ___________.

II. Прочитай диалог выразительно. Вставь пропущенные буквы. Справа запишипроверочные слова. Правильно оформи предложения.

___________ – Белка, где твой склад гр_бов _______
___________ – По карманам у дубов.
___________ – Где д_мишко твой  _______
___________– В с_сне  _______
___________ – А постель
___________ – Постель на мне
                                                               (Н. Андреенко)

Напиши слева от текста, какие реплики принадлежат белке. Прочитай выразительно.

III. Впиши проверочные слова. Вставь буквы безударных гласных.

Отметь верное высказывание.

  • Букву безударного гласного в корне всегда можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственные слова.
  • Букву безударного гласного в корне часто можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственные слова

IV. Прочитай скороговорки. Расставь ударения.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для вас.
                                      (А. Шибаев)

В живом уголке жили ежи и ужи.

Подчеркни орфограмму «Буква гласного после шипящих». Выпишите те слова, в которых за одной буквой прячутся две орфограммы.

Особое место в изучении курса занимает контроль за сформированностью общеучебных навыков учащихся по русскому языку.

Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков по 10-15 минут, исключая написание диктанта (целый урок).

Контроль за владением письменной речью осуществляется по следующим направлениям:

2 класс

•    Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики.
•    Проверка орфографической зоркости.
•    Списывание текста.
•    Диктант с его последующим орфографическим проговариванием.
•    Понимание лексической сочетаемости слов.
•    Восстановление деформированного текста.

3 класс

•    Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики.
•    Проверка орфографической зоркости.
•    Списывание текста.
•    Выявление уровня усвоения морфемного состава слов.
•    Диктант с грамматическим заданием.
•    Понимание лексической сочетаемости слов.
•    Выявление способности решать нестандартные задачи уровня воображения, способности переключаться с одной точки зрения на другую (выполнять задания с многозначными ответами), способности связно излагать мысли в письменной речи.

Примерные контрольные проверочные работы за 2 класс.

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1.

а) Напиши по законам русского языка.

се[в]одня, коне[ш]но, [ш]то, че[в]о, здра[ств]уй

б) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

герой, язык, ветер, солнце, троллейбус

Проверка орфографической зоркости

Задание 2.

Дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой.

завтра...,авт...бус, морк...вь, п...льто, со.ч...це, к...мар, хок...ей, свис...пул. д...вочш

Списывание текста

Задание 3.

Кто пример для черепах

Первые Черепахи сразу решили брать пример не с кого-нибудь – с Солнца! Выгладывало на рассвете Солнце – и Черепахи выглядывали из панциря, полезло Солнце по небу – и Черепахи полезли, пряталось Солнце за тучу – и Черепахи прятались...
Они и в море нырять научились – только чтоб от Солнца не отстать.

(51 слово)
(В. Хмельницкий)

Задания после списывания

а) Сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.
б) Выпиши из текста одно существительное мужского рода, одно существительное женского рода и одно – среднего рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное. Обозначь их.
Списывание может быть непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 4), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 7).

Оценка списывания:

4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1-2 ошибки или 1-3 исправления;
2-й уровень – допущены: а) 3-4 ошибки или 4 исправления: б) 1-2 ошибки и 1-3 исправления;
1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ученика при списывании.

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием

Задание 4.

Проверяется правописание разделительного ь, отсутствие ъ в сочетаниях ч и щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, оформление предложения.

Уже лето

Уже все деревья, даже поздние, дуб и ясень, одеты листвой. Подует ветерок, и побежит по лесу весёлый шум. Качаются вершины, сверкают на солнце сочные листья. Весь день звенит лес птичьим свистом. А под ногой такая красота, что ступить боязно, такое множество цветов.

(44 слова)
(По В. Баркову)

Грамматические задания

1.   Подчеркни грамматическую основу предложения в 4-м предложении.
2.   В этом же предложении укажи части речи.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 5.

Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.

Выбирай: высокий, высотный, длинный, длительный.
(Какой?) человек пошел в (какой?) поход. Он взял (какой?) шест.

Восстановление деформированного текста

Задание 6.

Он даёт звонок.
Обезьяна Чичи восседает на стуле.
Грая Кара – наш классный староста.
Мои ученики приготовились к уроку.
Сегодня Дадон дежурный.
Он отвечает, сколько учеников в классе: "Гае, гае, гае, гае!"
Собака Дадон и лисичка Дымка располагаются на полу, а грач Кара – на столе, рядом со мной.
– Прекрасно! Дежурство ты начал хорошо.

(По Н. Дуровой)

Оценка составления текста

4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство связей установлено правильно;
2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор предложений.

Таким образом, работа по комплекту: учебник, рабочие тетради, сборники контрольных и проверочных работ способствует формированию у учащихся прочных общеучебных навыков по русскому языку, обогащает их словарный запас, прививает любовь к предмету.

Литература:

  1. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к проведению уроков русского языка.
  2. Нечаева Н.В. Сборник контрольных и проверочных работ по русскому языку.
  3. Нечаева Н.В. Учебник "Русский язык". 1, 2 класс.
  4. Яковлева С.Г. Рабочие тетради по русскому языку. 2 класс.