Изучение курса «Русский язык» в системе Л.В. Занкова обеспечивается учебником Н.В. Нечаевой, рабочими тетрадями на печатной основе в 4-х частях под редакцией С.Д. Яковлевой, сборником контрольных и проверочных работ.
В основе данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык – это универсальное средство общения. Речь – функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике. Цель курса: освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования). Задача курса: развитие речи школьников (внешней – устной, письменной и внутренней). Она решается в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами речи – лексикой, грамматикой, звуками и буквами – в различных речевых ситуациях устного и письменного общения.
Вся работа в период обучения грамоте подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Далее, до конца начальной школы, ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Именно высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка. Такое структурирование языка позволяет одно и то же языковое явление рассматривать с разных точек зрения, чем обеспечивается многоаспектность анализа, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Этот подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик.
В содержании курса во всех классах с разной полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слова.
Структурирование курса осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.
Так, например, формирование понятия «Безударная гласная» и ее правописание проходит множество этапов: с редуцированных гласных в корне слова до их редукции в частицах.
в 1 классе |
во 2 классе |
в 3-4 классах |
|
|
Во всех случаях новое правило написания
безударных гласных вводится при сравнении с уже
известными правилами. |
Примерно также рассматриваются другие темы.
в 1 классе | во 2 классе | в 3 классе | в 4 классе |
«Состав слова» |
|||
Корень слова. Родственные (однокоренные) слова. |
Словообразование,
словоизменение. Родственные (однокоренные) слова. Части слова: окончание, корень, приставка, суффикс. Роль частей слова в образовании разных слов и форм одного и того же слова. |
Родственные (однокоренные) слова. Части слова: основа, окончание, корень, суффикс, приставка, постфикс -ся (-сь). Сложные слова. Правописание соединительных гласных -о., -е в сложных словах. |
Правописание приставок на -з-,
-с-. Обобщенное правило написания -и, -ы
после «ц» в разных частях слова Правописание суффиксов -ик, -ек. |
«Развитие речевой деятельности» (письменная речь) | |||
Текст. Сопоставление набора предложений и текста. Признаки текста (целостность, законченность). Красная строка. Абзац. Восстановление деформированных предложений (порядок предложений). | Практическое ознакомление с
текстами разговорного и книжного стиля
(научного, делового, художественного).
Части текста: вступление, основная часть,
заключение. Средства связи между
предложениями (порядок слов,
местоимения, служебные слова, синонимы).
Составление текстов малых форм: письмо,
записка, объявление, инструкция.
Собственные сочинения (репродуктивные и
творческие). Оформление диалога. Восстановление деформированных текстов (увеличение количества предложений и их распространенность). |
Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность. План, аннотация. Изменения стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора. Сочинения (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинений. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Оформление диалога: реплики, слова автора. | Стили речи. Анализ научного текста: тема, заголовок, структурные части, смысловые связи между частями, научные слова, ключевые слова, способы выражения авторской позиции при сравнении с текстами художественного и делового стилей. Монолог. Диалог. Предложения с прямой речью. Опыт самостоятельного составления планов, аннотаций, конспектов, рефератов, отзывов. Репродуктивные и творческие сочинения, написанные без подготовки. |
Схема проверки орфограммы «Буква безударного гласного в корне»
Использование тетрадей на печатной основе способствуют рационализации труда учителя и учащегося: учитель может не заботиться о тиражировании дидактического материала и способах его предъявления, а учащиеся могут не списывать языковой материал, так как все задания выполняются прямо в пособии в краткой письменной или графической форме.
В 1 классе предлагаются упражнения на определение «четвертого лишнего» (какое слово не подходит по своему значению к другим).
1. Ласточка, воробей, заяц, снегирь.
2. Береза, смородина, дуб, ель.
3. Красный, белый, высокий, синий.
Записать группы слов, начав с их общего значения:
_______ : _______, ______, ______ .
Широко представлены рубрики слов с непроверяемыми орфограммами, правильным произношением слов.
Упражнения по теме «Проверяемая безударная гласная»
I. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Впиши слова, изменяя их форму так чтобы получилась рифма.
бор Всю ночь кр_чал ______________ .
вет_р В таинственном _______________ .
клён И за _кошком ________________ .
с_венок К_чались на __________________ .
Отметь сильные и слабые позиции гласных в корне слов:
кричать, крикливый, крик окно, окошечко, окна покачал, раскачать, качка |
тайник, тайна совы, совенок ветерок, ветреный |
Допиши порядок действий.
1. Устанавливаю, что слова в группе ___________.
2. Определяю ______.
3. Ставлю ___________.
4. Подчеркиваю ___________.
II. Прочитай диалог выразительно. Вставь пропущенные буквы. Справа запишипроверочные слова. Правильно оформи предложения.
___________ – Белка, где твой склад гр_бов _______
___________ – По карманам у дубов.
___________ – Где д_мишко твой _______
___________– В с_сне _______
___________ – А постель
___________ – Постель на мне
(Н. Андреенко)
Напиши слева от текста, какие реплики принадлежат белке. Прочитай выразительно.
III. Впиши проверочные слова. Вставь буквы безударных гласных.
Отметь верное высказывание.
- Букву безударного гласного в корне всегда можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственные слова.
- Букву безударного гласного в корне часто можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственные слова
IV. Прочитай скороговорки. Расставь ударения.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для вас.
(А. Шибаев)
В живом уголке жили ежи и ужи.
Подчеркни орфограмму «Буква гласного после шипящих». Выпишите те слова, в которых за одной буквой прячутся две орфограммы.
Особое место в изучении курса занимает контроль за сформированностью общеучебных навыков учащихся по русскому языку.
Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков по 10-15 минут, исключая написание диктанта (целый урок).
Контроль за владением письменной речью осуществляется по следующим направлениям:
2 класс
• Фонетический анализ, качество
освоения орфоэпии и графики.
• Проверка орфографической зоркости.
• Списывание текста.
• Диктант с его последующим
орфографическим проговариванием.
• Понимание лексической сочетаемости
слов.
• Восстановление деформированного
текста.
3 класс
• Фонетический анализ, качество
освоения орфоэпии и графики.
• Проверка орфографической зоркости.
• Списывание текста.
• Выявление уровня усвоения
морфемного состава слов.
• Диктант с грамматическим заданием.
• Понимание лексической сочетаемости
слов.
• Выявление способности решать
нестандартные задачи уровня воображения,
способности переключаться с одной точки зрения
на другую (выполнять задания с многозначными
ответами), способности связно излагать мысли в
письменной речи.
Примерные контрольные проверочные работы за 2 класс.
Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики
Задание 1.
а) Напиши по законам русского языка.
се[в]одня, коне[ш]но, [ш]то, че[в]о, здра[ств]уй
б) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.
герой, язык, ветер, солнце, троллейбус
Проверка орфографической зоркости
Задание 2.
Дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой.
завтра...,авт...бус, морк...вь, п...льто, со.ч...це, к...мар, хок...ей, свис...пул. д...вочш
Списывание текста
Задание 3.
Кто пример для черепах
Первые Черепахи сразу решили брать пример не с
кого-нибудь – с Солнца! Выгладывало на рассвете
Солнце – и Черепахи выглядывали из панциря,
полезло Солнце по небу – и Черепахи полезли,
пряталось Солнце за тучу – и Черепахи
прятались...
Они и в море нырять научились – только чтоб от
Солнца не отстать.
(51 слово)
(В. Хмельницкий)
Задания после списывания
а) Сверь свой текст с текстом на доске,
исправь ошибки, если они есть.
б) Выпиши из текста одно существительное
мужского рода, одно существительное женского
рода и одно – среднего рода. Выпиши один глагол и
одно прилагательное. Обозначь их.
Списывание может быть непреднамеренным, как
необходимый этап выполнения другого задания,
например грамматического (см. задание 4), или при
восстановлении деформированного текста (см.
задание 7).
Оценка списывания:
4-й уровень – переписывает правильно, без
ошибок;
3-й уровень – допущены 1-2 ошибки или 1-3
исправления;
2-й уровень – допущены: а) 3-4 ошибки или 4
исправления: б) 1-2 ошибки и 1-3 исправления;
1-й уровень – работа выявляет значительные
трудности ученика при списывании.
Диктант с его последующим орфографическим проговариванием
Задание 4.
Проверяется правописание разделительного ь, отсутствие ъ в сочетаниях ч и щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, оформление предложения.
Уже лето
Уже все деревья, даже поздние, дуб и ясень, одеты листвой. Подует ветерок, и побежит по лесу весёлый шум. Качаются вершины, сверкают на солнце сочные листья. Весь день звенит лес птичьим свистом. А под ногой такая красота, что ступить боязно, такое множество цветов.
(44 слова)
(По В. Баркову)
Грамматические задания
1. Подчеркни грамматическую основу
предложения в 4-м предложении.
2. В этом же предложении укажи части речи.
Понимание лексической сочетаемости слов
Задание 5.
Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.
Выбирай: высокий, высотный, длинный,
длительный.
(Какой?) человек пошел в (какой?) поход. Он взял
(какой?) шест.
Восстановление деформированного текста
Задание 6.
Он даёт звонок.
Обезьяна Чичи восседает на стуле.
Грая Кара – наш классный староста.
Мои ученики приготовились к уроку.
Сегодня Дадон дежурный.
Он отвечает, сколько учеников в классе: "Гае,
гае, гае, гае!"
Собака Дадон и лисичка Дымка располагаются на
полу, а грач Кара – на столе, рядом со мной.
– Прекрасно! Дежурство ты начал хорошо.
(По Н. Дуровой)
Оценка составления текста
4-й уровень – все логико-смысловые связи
установлены правильно;
3-й уровень – большинство связей установлено
правильно;
2-й уровень – большинство связей установлено
неправильно;
1-й уровень – хаотический набор предложений.
Таким образом, работа по комплекту: учебник, рабочие тетради, сборники контрольных и проверочных работ способствует формированию у учащихся прочных общеучебных навыков по русскому языку, обогащает их словарный запас, прививает любовь к предмету.
Литература:
- Нечаева Н.В. Методические рекомендации к проведению уроков русского языка.
- Нечаева Н.В. Сборник контрольных и проверочных работ по русскому языку.
- Нечаева Н.В. Учебник "Русский язык". 1, 2 класс.
- Яковлева С.Г. Рабочие тетради по русскому языку. 2 класс.