Разработан по УМК под ред. В.Бабайцевой.
Цель: формирование лингвистической компетенции через углубление и расширение знаний о частях речи.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи;
- познакомить учащихся с признаками самостоятельных и служебных частей речи;
- формировать навык создания текстов с использованием различных морфологических средств;
- совершенствовать УУД.
Форма урока: обобщение знаний с использованием технологии развития критического мышления.
УУД, которые отрабатываются на уроке:
1. Умение осуществлять информационный поиск
(работа с текстом).
2. Умение строить связный монологический ответ с
использованием опоры.
3. Умение задавать вопросы и строить
аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в группе.
6. Умение строить обобщение и вывод по уроку.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Психологический настрой Вызов |
– Ребята, сегодня мы выполняем обычную,
но очень важную работу. Настройтесь на то, что
навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в
жизни. Обратите внимание на эпиграф к
нашему уроку (выведен с помощью проектора). – А что нужно знать, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (Знать много слов, правильно использовать их в речи). – Нас окружает богатый мир, в нем много разных явлений, для называния каждого используются слова с разными значениями. Что могут обозначать слова? (Предметы, признаки, действия). – Существуют ли слова, не имеющие самостоятельного значения? – Сформулируйте тему урока. – Какие задачи мы поставим сегодня на уроке? |
Многие русские слова сами по себе
излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные
камни излучают таинственный блеск… К. Г. Паустовский Учащиеся выдвигают предположения о смысле слов Паустовского. Гипотезы записываются и располагаются на доске, выясняют общие положения. Гипотеза: существуют слова, которые имеют и не имеют самостоятельного значения. Уч-ся сами формулируют тему и задачи урока
(например): |
Регулятивные: учиться
высказывать своё предположение (версию) Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено). Логические: выдвижение гипотез. |
Осмысление Информационный поиск Лингвистическая лаборатория |
Работа с текстом (распечатывается
или проецируется): выписать слова, имеющие
самостоятельное значение и не имеющие его,
аргументировать свой выбор. Работа с учебником: теория параграфы 3,9. Мы говорили о том, что слова имеют особые признаки, по которым они делятся на самостоятельные и служебные. Назовите эти признаки. Работа с учебником: практика упр. 864 (определить морфологические признаки указанных слов). |
Работа в группах: анализ
текста на выявление необходимой информации,
подбор и анализ примеров. Делают выводы, представляют результаты. Выполняют маркирование текста (прием инсерт). Акцентируют внимание на новом материале, доказывают гипотезу. Перечисляют и записывают признаки частей речи в «Бортовой журнал»: что мне известно? Что я узнал нового? Делают вывод: по набору морфологических признаков различаются части речи: значение, вопрос и т.д. |
Познавательные: добывать
новые знания: находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного. Коммуникативные: связный монологический ответ. Логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, обобщение, вывод |
Рефлексия Самооценка деятельности учащимися Домашнее задание |
Простые: что обозначает
существительное? и т.п. Уточняющие: какой именно предмет? Интерпретационные: почему без служебных слов нельзя обойтись? Творческие: что бы изменилось, если бы не было самостоятельных частей речи? Оценочные: хорошо, что есть разные слова? Практические: где применить знания? Учитель наблюдает и анализирует, какие вопросы
выбираются. |
Ромашка Блума (ромашка вопросов). Формулируют разные виды вопросов и задают друг другу. | Коммуникативные: умение
задавать вопросы и аргументированно отвечать на
них. Логические: умение резюмировать информацию Личностные: оценивание усваиваемого содержания; умение давать эмоциональную оценку деятельности на уроке |