Виды детской деятельности: игровая.
Цель: автоматизация звука [ш] в ударном слоге в начале слова.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навыки звукопроизношения, автоматизировать звук [ш] изолированно, в прямом ударном слоге в начале слова.
- продолжать учить детей действовать в соответствии с игровыми правилами.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, звуковой анализ, воображение, память, активизировать мыслительную деятельность;
- закреплять практическое усвоение лексико-грамматических форм языка;
- развивать общую и мелкую моторику.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты: автоматизация звука [ш] изолированно, в прямом ударном слоге в начале слова, улучшение координации движений пальцев рук, активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками во время игр.
Материалы и оборудование: зеркала, салфетки, сигнальные веера, предметные картинки, разрезная азбука, схемы слогов, напечатанные слова, разделённые на слоги, звуковая мозаика, профиль артикуляции звука [ш].
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент
Сегодня мы с вами будем закреплять пройденный
звук [ш]. Вспомним и расскажем о звуке
звука [ш] (согласный, шипящий, глухой). К нам
пришёл сегодня гость мышонок Тим, он вместе с
вами ребята хотел бы поиграть со звуком [ш] и
согласен выполнять все задания. Поможем нашему
мышонку? А взамен получим от него пароль на выход
с занятия.
Показ и обсуждение с детьми схемы с изображением
положения органов артикуляционного аппарата при
произношении звука [ш].
Примечание. Профиль артикуляции звука
[ш] – губы слегка округлены и вытянуты вперёд,
язык принимает форму «чашечки», при этом боковые
края языка прижаты к внутренней стороне верхних
коренных зубов препятствуя прохождению
воздушной струи сбоку, кончик языка образует
щель с альвеолами, задняя часть языка
поднимается к мягкому нёбу и оттягивается к
стенки зева: нёбная занавеска поднята, голосовые
связки разомкнуты.
2. Артикуляционная гимнастика: «Домик», «Улыбочка», «Песенка», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Чашечка», «Грибок», «Змейка».
3. Упражнение «Змейка»: произнесение изолированно звука [ш] разной длительности.
Ш- - - Ш- - -Ш - - -
Ш _____Ш_____Ш_____
Ш- Ш-Ш-Ш-Ш-.
4. Автоматизация прямых слогов со звуком [ш]. Игровое упражнение «Как подружились звуки»: каждый слог произносить в течение 30 секунд (ша, шо, шу, ше).
5. Упражнение «Эхо»: многократное повторение слов – шаг, шар, шарф, шайба, шахматы, шорох, шёпот, ширь, шило, шить, ширма, шут, шум, шуба, шутка, шея, шёлк. (использование предметных картинок).
6. Упражнение «Подбери слово». Цель: составление словосочетаний прилагательное + существительное; согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
Шахматный – матч, игра, соревнования, фигуры;
Шумный – разговор, группа, поведение, дети;
Шуточный – разговор, песня, рассказы;
Шёлковый – костюм, ткань, платье, ленты.
7. Упражнение «Поможем мышонку Тиму правильно произнести слова». Цель: повторение слов (см. упражнение «Эхо»), опуская звук [ш].
Шапка – апка, шахта – ахта, шорох – орох, шайба – айба, шуба – уба, ширма – ирма, шить – ить.
8. Упражнение «Придумай новое слово». Цель: трансформация слов – образование новых слов на основе данного слова путём присоединения (удаления) звука
Нашёл – произнеси без На
Шёл – добавь в конце К
Машина – произнеси без Ма
Мишутка – произнеси без Ми
9. Игровая разминка: «Хлопушка». Хлопните в ладоши, когда услышите в цепочке звуков звук [ш]., затем когда услышите в словах [ш].
- Ш о ш ш ш у ш ш э ш ы а ш о ш у ы ш ш э ш ш.
- Шаль, шуба, жук, шило, лужа, мешок, сон, суп, шут, жажда, шахматы.
10. Упражнение «Игры с картинками» (самостоятельная речь). Дети рассматривают картинки, которые принёс мышонок, и выполняют задание: показать картинки в название которых звук [ш] в прямом ударном слоге (шайба, шея, шарф, шахматы, шапка, шуба, шорты, шины); назвать картинки, уточнить понимание, найти предметы из одной подгруппы (одежда). Ответить на вопросы:
– Как называется игра в перестановку фигур?
– Как называется головной убор?
– В футболе мяч, в хоккеи …?
Примечание: за правильный ответ ребёнок получает фишку – сюрприз.
11. Упражнение «Закончить предложение»:
У машины лопнула … (шина)
Зимой нужны тёплая … (шуба и шапка)
Серёже купили новые … (шорты)
Маша вяжет красный … (шарф)
Саша хорошо играет в … (шахматы).
Примечание: взрослый называет предложение, ребёнок выбирает картинку, с изображением того предмета, названием которого он хочет закончить предложение и повторяет предложение полностью.
12. Упражнение «Произнести фразу с наращиванием предметного ряда» (к фразе при каждом повторение добавляется название одной картинки):
У Шуры шапка.
У Шуры шапка и шуба.
У Шуры шапка, шуба и шарф.
13. Упражнение «Повторить несколько раз предложение, выделяя звук [ш]»
У Шуры на шее шёлковый шарф. За ширмой шорох и
шёпот.
Шину проткнули шилом, из неё шумно вырвался
воздух.
Зимой носят шубу, шапку и шарф.
14. Пароль на выход (составить схему слова по картинке который принёс мышонок для каждого ребёнка; шапка, шуба, шарф, шахматы).
15. Рефлексия: мышонок Тим рассказывает детям, какие упражнения ему понравилось выполнять, а дети рассказывают ему, что интересного узнали они.