Цель: закрепить правильное произношение звука «Ш» в словах, словосочетаниях.
Задачи.
- Образовательные:
- закрепить умения характеризовать звук «Ш» по акустическим и артикуляционным признакам;
- упражнять в прямом и обратном счёте предметов, в согласовании существительных с числительными, местоимениями, прилагательными.
- Коррекционные:
- развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику, фонематический слух;
- воспитывать умения детей делать шумный и короткий вдох носом и пассивный выдох через рот;
- пополнять словарный запас;
- упражнять в делении слов на слоги с использованием упражнений кинезиологической гимнастики.
- развивать логическое мышление, внимание, межполушарные связи.
- Воспитательные:
- закрепить с детьми знания правил дорожного движения;
- воспитывать навыки самоконтроля в произношении вызванного звука.
Демонстрационный материал: макет светофора.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, альбомные листы по количеству детей с изображением пяти машин, четырех шапок, трех камышей, красный, синий, зелёный карандаши.
Организация детей на образовательную деятельность
«Подскажи словечко»
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая … (электричка)Дом на рельсах,
Тут как тут
Всех умчит он в пять минут
Ты садись и не зевай
Отправляется … (трамвай)
«Пешеходы»
1. Логопед показывает модель светофора, дети вспоминают, что нужно делать, когда загорается красный (желтый, зелёный) сигнал светофора.
2. Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?
– Маршрутное такси, «пожарная», грузовик.
– «Скорая помощь», бетономешалка,
снегоуборочная.
– Автобус, «полицейская машина», самосвал.
Развитие мелкой моторики
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофёра,
Без сигнала светофора,
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
(Попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочерёдно отрывая пальцы от стола, начинать с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони. То же задание выполнить левой рукой)
Развитие артикуляционной моторики (дети выполняют упражнения с индивидуальными зеркалами)
Вспоминает правильную артикуляцию звука «Ш»:
– губы округлены и слегка вытянуты.
– широкий язычок наверху, образует «чашечку».
– теплая струя воздушная идет по центру языка.
– горлышко «молчит».
Характеристика звука: согласный, всегда твердый, глухой.
– Машина въезжает в туннель (округлить губы при
сближенных зубах; удержать под счет 1-5)
– Машина поехала по ровной дорожке (удерживать
язык «лопаточкой» на нижней губе под счет от 1-5)
– Машина подъехала к высокой горке (широкий
расслабленный язык положить на верхнюю губу
под счёт от 1-5)
– Машина въехала в яму (удерживать напряженную
«чашечку» языка за верхними зубами под счёт от 1-5)
– У машины спустилось колесо, надо накачать шину и вытащить её из ямы:
Упражнение «Насос» (из дыхательной гимнастики А.И Стрельниковой)
Исходное положение:
– Встать прямо, ноги чуть шире плеч, руки вдоль
туловища.
– Сделать легкий поклон и одновременно шумный и
короткий вдох носом.
– Затем слегка выпрямиться, пассивно выпуская
воздух через нос или рот.
– Спина круглая, голова опущена.
Упражнение «Будь внимательным»
Накачали шину ш-ш-ш,
Завели машину ш-ш-ш,
Зашуршали шины ш-ш-ш,
И поехала машина ш-ш-ш!
(Логопед медленно читает стихотворение и предлагает детям загибать пальцы на руках, когда услышат звук «Ш»)
– В каком слове звук «Ш» звучит 2 раза?
Заменить первый звук в словах на звук «Ш»
Чашка – шашка, фланг – шланг, дар – шар, губы – шубы, Гарик – шарик.
Дидактическая игра: «Не одно и то же»
Дети повторяют за логопедом пары слов, но только в том случае, если оба слова обозначают одно и то же.
Муха – мушка, ухо – ушко, картофель – картошка, птаха – пташка, нога – ватрушка рубаха – рубашка, стол – гармошка, река – речушка, старуха – старушка, книга – кошка, лопух – лопушок, петух – петушок.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Дети выполняют упражнение, параллельно делят слова на слоги.
Ладонь левой руки касается поднятого колена правой ноги.
Ладонь правой руки касается поднятого колена левой ноги.
Ладонь – колено 1 слог.Локоть левой руки тянется и касается колена правой ноги.
Локоть правой руки тянется и касается колена левой ноги.
Локоть – колено 1 слог.
Шапка, лапша, шалун, мешок, штора, камешек, шутка, мышонок, штурвал, мишень, мышеловка, лягушка, кувшинка.
«Подскажи нужное слово»
Логопед предлагает детям подобрать нужное слово, в названии которого есть звук «Ш»
Шофер управляет … (машиной)
Поезд ведёт … (машинист)
Молоко наливаем в … (чашку)
У собаки на шее … (ошейник)
На ёлке растёт … (шишка)
У розы колючие … (шипы)
Дидактическая игра: «Посчитай»
У каждого ребёнка альбомный лист с изображением пяти машин, четырех шапок, трех камышей. Надо обвести предметы карандашами разных цветов и посчитать в прямом и обратном порядке. Одна машина, две машины … пять машин …
Дидактическая игра «Переставь слова так, чтобы было правильно»
Большая каша
Пшенный шкафШумный шарф
Шерстяной малышПлюшевая книжка
Школьный мишкаПушистый кувшин
Широкая кошка
«Скажи со словом ты»
Есть (ты ешь), видеть (ты видишь), молчать (ты молчишь), гулять (ты гуляешь), говорить (ты говоришь), спать (ты спишь)
Итог
– Какой звук сегодня закрепляли? Дайте его
характеристику.
– Чем еще занимались, что нового узнали?