Формирование самостоятельности у младших школьников в учебной деятельности

Разделы: Начальная школа


Самостоятельность младшего школьника в учебной деятельности выглядит как его способность к самоорганизации, самостоятельному выбору способов решения конкретных учебных задач и владение культурой делового сотрудничества с партнёрами по учебной деятельности.

Самоорганизация включает следующие действия.

1. Ориентировка в ситуации деятельности:
– анализ и оценка;
– определение смысла предстоящей деятельности.

2. Планирование:
– определение целей, соответствующих смыслу деятельности;
– выявление условий;
– формирование программы действий;
– составление программы;
– прогнозирование.

3. Распределение функций в случае совместной деятельности.

4. Самоконтроль и самооценка.

Организация действий по решению конкретных задач учебной деятельности включает разные виды заданий:

а) теоретическое (творческое) мышление;
б) рациональное чтение;
в) алгоритм решения типовых задач;
г) полимодальная образная система.

С самого начала обучения в школе необходимо возделывать культуру делового сотрудничества.

Если это класс сегодняшних шестилеток или семилеток, психологически не готовых к школе, т.е. и у тех, и у других нет позиции школьника, а ведущей деятельностью оказывается игра, то используется игровая организация учебного процесса. Она должна обеспечить не только усвоение содержания учебных предметов, но. прежде всего, формирование психологической готовности к школе, т.е. личной позиции школьника, становление учебной деятельности как ведущей.

Результатом игровой деятельности оказывается сформированность позиции школьника, превращение учебной деятельности в ведущую, наличие простейших форм планирования действий, их самоконтроля и самооценки, а также сформированность умения внимательно слушать одноклассников.

Игровую организацию учебного процесса сменяет общеклассное взаимодействие, которое начинается с ориентировки детей в ситуации жизни и деятельности на уроке или во внеучебной жизни в школе, определение целей и задач формирования, требуемых для нормальной жизни качеств учащихся в соответствии с результатами этой ориентировки.

По окончании ориентировки или в её процессе могут быть сформулированы цели и задачи работы над учебным материалом. После формулирования школьниками учебной задачи учитель организует обсуждение предложенных учащимися вариантов способов решения задачи и аргументацию к ним. В конце занятий требуется обязательное обсуждение его процесса и результатов с целью оценки достижений.

Основываясь на принципе гарантирования успеха каждому школьнику, никаких негативных оценок результатов при этом не даётся.

Так, Л.В. Занковым выделен и обоснован дидактический принцип осознания школьниками процесса учения. “Осознание” при работе по развивающей системе, как отмечал Л.В. Занков, обращено внутрь, на протекание учебной деятельности.

Для школьников становится важным осознание организации учебного материала, выделение существенного и несущественного в нём, осознание источников ошибок и рациональных решений. В этой теоретической предпосылке мы видим основание для формирования одной из важных ключевых компетентностей – учебной самостоятельности школьников, что подкреплено многолетним опытом реализации системы Л. В. Занкова в широкой практике.

Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к учебной самостоятельной деятельности способствует реализация занковской установки “жизнь на уроке”. С этой позицией реорганизуется традиционная форма урока, расширяются границы коммуникативного взаимодействия “учитель-ученик”, “ученик-ученик”. Учащиеся сотрудничают друг с другом, свободно обмениваются на уроке суждениями, оценками, отстаивают свою точку зрения в ситуации коллизий.

Таким образом, можно полагать, что в условиях реализации системы Л. В. Занкова закладываются предпосылки формирования коммуникативных навыков и умений как важных для современного образования составляющих проектируемых ключевых компетентностей. Учебная самостоятельность является той ключевой компетентностью, которая определяет новое качество содержания современного образования. Развитие учебной самостоятельности обеспечивает успешность образовательных результатов на всех последующих ступенях обучения.

Учебная самостоятельность как умение учиться предполагает поиск способов действий в новых нестандартных ситуациях. Она означает операционную готовность решения определённого класса образовательных задач различного уровня сложности и самооценку их выполнения. В формировании учебной самостоятельности первой составляющей выступают рефлективные действия ученика, осознание знания и незнания способов действия, достаточности информации для выполнения программируемых задач. Знание о незнании – основа формирования оценочных самостоятельности. Важной составляющей является поисковые действия способов решения, обращение за консультативной помощью.

Функционал учителя в формировании учебной самостоятельности предполагает организацию контроля за образовательной деятельностью учащихся. Учитель диагностирует самоконтроль обучающихся с последующей самооценкой, разрабатывает варианты сложности выполнения учебных задач, характеризующих уровень учебной самостоятельности.

В условиях сформированности у школьников позиции самообучения учитель ограничивает использование традиционных средств контроля и оценки деятельности, вводится зачётная форма, рефлективная карта ученика. Организация оценочной безопасности стимулирует положительное отношение школьников к образовательной деятельности (это условие комфортности учения ещё 50 лет тому назад обосновывал Л.В. Занкова).

Мною составлены и используется карты наблюдений формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся:

1. Изменение позиции учителя как главного контролёра и арбитра оценки образовательных результатов школьника. Вовлечение учащихся в конкурсы, проектную деятельность, в процесс оценивания собственной образовательной деятельности.
2. Организация учебных групп как условие формирования учебной самостоятельности.
3. Использование системы заданий с возрастанием уровня сложности и трудности по УМК системы Л.В. Занкова.
4. Реализация приёмов операциональной помощи учителя в становлении учебной самостоятельности.
5. Организация элементов безотметочного обучения для развития оценочной инициативы учащихся.
6. Использование нетрадиционных форм контроля и самоконтроля: составление учащимися контрольных проверочных работ, рефлективная карта ученика, специальные задания, предусмотренные УМК в системе Л.В. Занкова.
7. Поэтапное анкетирование учащихся с целью оценки продвижения в развитии компетентности учебной самостоятельности.

Также разработана рефлективная карта учебной самостоятельности ученика – навыки самооценки и самоконтроля:

1. Сравни своё решение с образцом. Дай оценку его выполнения.
2. Определи задания по степени сложности. Используй шкалу показателей сложности (1,2,3).
3. Выдели задания, похожие по способу решения.
4. Проанализируй, в чём возможная причина ошибок выполнения заданий.
5. Сформулируй и запиши контрольные проверочные вопросы для оценки усвоения изученной темы, овладения способом деятельности.
6. На какие из выделенных вопросов (заданий) ты смог бы ответить удовлетворительно? Поставь значок. На какие вопросы ты не смог бы правильно ответить? Поставь значок. В этом случае выявляется позиция самоопределения: рефлексия знания и незнания и личностная позиция уверенности-неуверенности в себе (“могу – не могу”).
7. Запиши образец выполнения задания для проверки решения.

С момента введения домашних заданий начинается формирование самостоятельности и их выполнение. Учитель организует детей на разработку проблемных способов самостоятельного выполнения заданий; распределения времени на разные задания, формирование алгоритмов выполнения конкретного задания и учёт временных затрат. В процессе общеклассового взаимодействия такого типа у школьников формируются мотивы:
– познавательные;
– процессуальные;
– самосовершенствование.

Кроме того, развивается способность самостоятельно планировать работу на ближайшую перспективу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, основные качества культуры учебного сотрудничества, предпосылки чувства собственного достоинства, доброжелательное отношение в классе. Когда названные качества будут сформированы, необходимо переходить к микрогрупповой организации учения.

Микрогрупповая форма проблемного способа организации деятельности младших школьников становится возможной сначала во внеурочной сфере, а в учебном процессе – чаще всего во втором классе.

По мере выработки процедуры самоорганизации и культуры делового сотрудничества в микрогруппах, содержанием их работы могут быть:
– микрогрупповые рефераты с последующим их обсуждением в форме научной конференции или рецензированием другими группами;
– деловые игры, но решению реальных проблем (экологической и др.);
– микрогрупповые творческие проекты;
– литературное, музыкальное и другие виды эстетического анализа (класс – редакционный совет, жюри и т.п.);
– решение реальных жизненно-важных проблем на основе знаний по учебным предметам и способов решения соответствующих задач;
– исследовательская работа;
– организация внеучебных видов деятельности (общественной, трудовой, спортивной);
– социально-экономические и исторические прогнозы (это может быть использовано в старших классах).

Завершающая форма проблемной организации деятельности – переход к относительной самостоятельности. В руках учителя остаются только стратегические средства организации деятельности:
– ориентировка в ситуации деятельности;
– планирование.

Всё остальное школьники делают самостоятельно. Образовательный процесс превращается в самостоятельный выбор содержания, способов и средств решения учебных задач, приводящих к полному развитию самостоятельности в этой деятельности. Но это возможно уже в подростковом возрасте.

Таким образом, уже у младшего школьника могут быть сформированы все признаки самостоятельности в учебной деятельности.

Реальный опыт показывает, что:
– самостоятельность является условием социализации, которая предполагает подготовку молодых к социальному самоопределению и обеспечивает своевременное созревание личности;
– педагогика рассматривает самостоятельность детей как условие и основу всей их жизнедеятельности;
– самостоятельность предполагает совокупность развитых индивидуальных качеств личности, позволяющих вырабатывать рациональные способы деятельности, достигать поставленных задач;
– как качество личности, самостоятельность невозможна без творческой инициативы и социальной ответственности;
– творческая инициатива активно проявляется в процессе совместной деятельности в группе, где каждый уважительно относится к личности другого, где он может высказать любые идеи, не боясь насмешек;
– психологический комфорт, когда каждый ребёнок осознаёт себя субъектом деятельности, когда его голос и дела значимы для группы, являются непременным условием для его саморазвития, самовоспитания, самореализации;
– самоуправление, предполагающее участие каждого в организации жизнедеятельности всей группы, является важнейшим механизмом развития самостоятельности.

Реальный опыт показывает, что апробированная технология организации образовательного процесса может быть использована каждым учителем, вникшим в полной мере в её суть и детали.

Литература

  1. Бахорский Е. М. Технология формирования самостоятельности у младшего школьника в учебной деятельности //Психология и школа. – 2005, №4.
  2. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова// Начальная школа. – 2002, №12.
  3. Давыдов В. А. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
  4. Мигеева Л. Г. Система Л. В. Занкова в практике обучения //Начальная школа. – 2002, № 1.
  5. Полякова А. В. Урок в системе Л. В. Занкова// Начальная школа. – 2005, № 6.
  6. Развивающая система обучения Л. В. Занкова//Начальная школа. – 2007, № 7.
  7. Селевко Г. К. Система развивающего обучения Л. В. Занкова // Школьные технологии. -1998, № 2.
  8. Товпинец И. П. Условия реализации и показатели компетентного подхода в системе развивающего обучения //Библиотека журнала “Методист”. – 2007, № 9.
  9. Цукерман Г. А. Воспитание учебной самостоятельности//Начальная школа, 2005, № 4.
  10. Чутко Н. Я. Занков Л. В. вчера, сегодня, завтра//Начальная школа. – 2003, № 6.
  11. Шаповалова Л.А. Роль методической системы развивающего обучения Л. В. Занкова в процессе формирования личности ребёнка//Педагогическая мастерская. – 2004, № 3.