Урок письма по теме "Закрепление. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тип урока: закрепление ранее изученного материала.

Цель: формирование умения обозначать мягкость согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и через звуковой анализ слов в ходе совместной учебной деятельности под руководством учителя.

Предметные умения: правильно называть буквы, соотносить их со звуками, выделять и характеризовать звуки по всем освоенным  признакам; различать звуки и буквы.  Создавать высказывания на основе различных источников. Членить предложения на слова. Замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении. Составлять предложения на основе различных источников.

УУД: соблюдать гигиенические требования к процессу письма. Правильно писать и соединять буквы, применять правила графики при письме. Находить «опасные при письме места»; списывать и писать под диктовку, выполняя предписываемый способ действия; применять изученные орфографические (без термина) правила.

– Положительное отношение к урокам обучения грамоте, интерес к выполняемым заданиям; желание научиться писать и готовность выполнять для этого учебные действия. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда. (Л.)

– Узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме. Различать способ действия и результат, оценивать последний; адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)

– Ориентироваться на странице прописи; понимать задания, представленные в словесной и модельной форме. Извлекать требуемые сведения, работать с информацией, представленной в словесной форме. Понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную. (П-1.) Осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение, группировку, классификацию по указанным и коллективно выявленным параметрам; моделировать, конструировать, совместно  делать умозаключения, обобщения. (П-2.)

– Участвовать в коллективной беседе, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

Характеристика деятельности обучающихся: различать буквы, изученные и неизученные. Анализировать звуковой состав слов, выделять гласные звуки, характеризовать предыдущий согласный. Выбирать букву для каждого звука, осознавать необходимость узнать ещё одну букву. Воспроизводить информацию по модели. Обобщать и воспроизводить по модели сведения об изученных буквах. Создавать короткие монологические высказывания, участвовать в общении на уроке, выполнять правила речевого поведения. Воспроизводить названия и начертания изученных букв, анализировать слово с точки зрения его звукового состава, выделять указанный звук и совместно формулировать задачу урока. Рассматривать образец буквы, выделять её элементы, сравнивать их с указанными. Определять начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Тренироваться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Уточнять «работу» буквы, делать вывод, фиксировать его в модели и «озвучивать» правило письма. Выбирать правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных (по правилу письма). Писать под диктовку слоги с твёрдыми и мягкими согласными звуками, конструировать слова из записанных под диктовку слогов. Писать под диктовку предложения, самостоятельно составляя схему и вписывая в слоговые дуги буквы в случае их расхождения со звуками. Списывать слова в соответствии с памяткой списывания.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  карточки с буквами гласных звуков, пропись № 3 (авт.: Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М.), презентация к уроку.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (1 мин.)

В класс пришёл: не хмурь лица,
Будь весёлым до конца,
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь,
А закон у нас такой:
Всё, что надо под рукой.

– Проверьте рабочее место:  пропись, ручка. 

– Присаживайтесь.

Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

– Посмотрите на меня, кто готов к уроку. Молодцы. Вспомним правила работы на уроке. (Учитель проверяет  подготовку рабочего места к уроку: учебные принадлежности лежат в верхнем углу парты). Показ слайда с правилами работы на уроке, дети проговаривают. (Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Учебные принадлежности лежат в верхнем углу парты. Один из учеников озвучивает слайд – «Правила работы на уроке»).

2. Актуализация знаний (3 мин.)

1) Откройте пропись на с.16.

– Посмотрите на первые две строки, есть ли новая буква для изучения?
– Почему именно так расположили буквы:  А а, О о, У у, э Э – ы; 2) я, ё, ю, е, И и? (Показ следующего слайда:  1) А а, О о, У у, э Э – ы; 2) я, ё, ю, е, И и). (Дети отвечают: «Нет, для изучения новой буквы нет. Строчные буквы: а, о, у, э, ы, которые обозначают гласные звуки и указывают на твёрдость согласных звуков, вторая группа – строчные: я, ё, ю, е, и, которые обозначают гласные звуки и указывают на мягкость согласных звуков. Прописные А, О, У, Э, И обозначают ударные гласные в начале первого слова предложения или имени, кличке и т. д. Лишняя буква ы, т.к. в русском языке нет заглавной буквы. Лишняя буква И, т.к. она обозначает свой собственный звук, а не «занимает» звук у других букв гласных».)

2) Определение темы урока по первым строкам чётной страницы прописи

 – Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (Новую букву мы не будем изучать, мы будем закреплять знания об изученных буквах, с которыми сейчас работали. Тема. Закрепление». Учитель: «Да, вы молодцы. Действительно, новую букву мы не будем изучать, мы будем закреплять знания об изученных буквах, с которыми сейчас работали. Тренироваться будем  в умении записывать слоги, слов и предложений с этими буквами).

3) Мотивация

– Вспомним девиз уроков письма (Хочу хорошо писать). Вы многое умеете и знаете, но пока не у всех всё хорошо получается. Хотите потренироваться хорошо писать?

4) Целеполагание

– Какая же цель нашего урока будет? (Закрепить умение писать изученные буквы, слоги и слова с ними, конечно же, предложения)
– Как всегда на уроках закрепления, вы будете работать не только самостоятельно, но и в группах, и в парах, что уже и начали делать.
– Чтобы добиться цели нашего урока, какие задачи поставим перед собой? (Постараться выполнять написание букв соответственно образцу, вспомнить написание букв, их соединений, вспомнить и потренироваться в написании предложений под диктовку и списывая с печатного текста. Вспомнить и потренироваться в составлении схемы к словам – звуковой и слоговой». Учитель следом за ответами обучающихся вывешивает значок, показывающий план действий:

  • значок «ручка» – будем тренироваться писать буквы;
  • значок «гласный ударный» – будем учиться ставить ударение в словах, находить ударный звук;
  • значки «ручка» и «тетрадь» – будем дописывать части слов в тетради;
  • «ученый»– будем вспоминать правило;
  • значки «ручка» и «тетрадь» – будем дописывать слоги, слова, предложения в тетради).

– Вспомним, как мы будем оценивать свою работу. (Рассказывают: «Мы оцениваем себя с помощью цветов светофора: зелёный: «Да, научился. Могу научить других, было интересно, легко на уроке, во всем разобрались». Желтый: «Да, но самостоятельно не сделаю, иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа». Красный: «Ничего не получилось, хотя я старалась(лся). Не разобрались в теме, было не очень интересно.  Нужна помощь».)

3. Содержание учебного материала. Повторение

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.

(Учитель показывает на наклон тетради, как держать ручку.)

1) Выполнение игрового задания «Полубуковка», в ходе которого дети по половинке буквы узнают её и дописывают.

Учитель наблюдает, при необходимости – инд. помогает. У доски с помощью кисточки и воды пишут буквы дети – «художники», т.е. дети, у которых не получается красиво написать буквы, учитель им помогает. Для сравнения с образцом, учитель показывает слайд. Дети в прописях рисуют значок: красный, жёлтый или зелёный).

Физминутка

– Отложите ручки. Отдохнём. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немного отдохнём и опять писать начнём. Погладьте свои ручки – девочки правую руку левой, а мальчики левую руку правой. (Учитель показывает действия, а дети выполняют).

2) Работа в группе

Рассмотрите рисунки на с.16.
Сформулируйте задание, данное с помощью условного значка: назвать ударный звук в каждом слове и соединить его с буквой. (Формулируют задание: назвать ударный звук в каждом слове и соединить его с буквой и попытаться ответить на вопрос: «Какой картинки не хватает»?)
– Какое умение вам пригодится сейчас? (Умение ставить ударение в словах).
– Работать будете в группах по 4 человека. Вспомним правила работы в группе. (Дети проговаривают правила работы в группе, с помощью слайда.) – Сели на свои места по группам. (Рассаживаются в группы).

Проверяем:

– Что заметили?
– Что можно было бы нарисовать? (Находят, что рисунка, в названии которого был бы  ударный звук [э'] нет. Можно нарисовать: экскаватор, элеватор, эскалатор (самодвижущаяся лестница), эскимо, мэр, Эму.)
– Проверим предложенные слова: в каких из них звук [э'] – ударный? Подходят слова: мэр, Эму. Вы, наверное все знаете мэра г.Омска – В.В. Двораковского. (Показ слайда с фотографией мэра г.Омска  – В.В.Двораковского. Показ следующего слайда с фотографиями страуса Эму и логотипом игры «Эму»).
– Что вы знаете о страусе Эму? (Рассказывают: «Страус Эму – самая крупная бегающая птица. У неё удивительные птенцы – рябые, а яйца, из которых они вылупляются – синего цвета. Ещё интересно, что высиживает яйца – самец, а не самка. И за всё время высиживания, ни разу не встаёт: не ест, пьёт росу с травы, что находится рядом, не гуляет. Очень худеет. А потом, после выведения птенцов, становится очень заботливым папой).
(Учитель рассказывает, если дети что-то не сказали о страусе, предлагает зайти в библиотеку гимназии и взять почитать интересные книги про страусов, показывает эти книги).

Физминутка

Учитель проговаривает вместе с детьми и выполняет действия, дети проговаривают вместе и выполняют действия.

Страус Эму, встав с постели,
Потянул себе бока,
Поразмял себе и шейку,
Словно дли-и-иную линейку,
Покрутил и так, и сяк,
А причёска – кавардак,
Это можно всё исправить:
Ножки ровненько поставить,
Выпрямить осанку,
Заварить овсянку,
Сладко потянуться.
И просто улыбнуться.

(Движения в соответствии с текстом)

– Прочитайте слова, записанные под рисунками (люстра, лампа, лист), впишите пропущенные в них части и обведите другие части слов по серому цвету.
– Достигли цели, похоже на образец? (Показ на доске после записи, дети сверяются, ставят + или –)

3) Обобщение изученного с использованием материала в рамках: дети вписывают недостающие буквы и обводят по серому цвету имеющиеся (фигурка учёного напоминает, что нужно сказать правило)

Кто нарисован ниже? (Значок – учёный)
– Какое задание он нам напоминает, подсказывает? (Сказать правило).
– Сколько букв гласных в каждой рамке? (Их по 5)
– Почему они распределены по двум рамкам?
– Какие буквы гласных пишутся после букв мягких согласных звуков? А какие – после твёрдых?
– Что нужно уметь, чтобы правильно выбирать букву гласного  звука? Учитель следит за правильной речью: «Если после согласного вижу букву е, ё, ю, я, и, то согласный читаю мягко – это слева. Если после согласного вижу буквы ы, а, э, о, у, то согласный читаю твёрдо. (Их по 5)»)

4) Письмо под диктовку слогов с изученными буквами для отработки норм графики

 – Теперь мы запишем некоторые слова, вы их видите ниже рисунков в прописи.
– Какое умение будете развивать? (Умение дописывать слоги в словах, диктуя себе сами.)
– Прочитайте части слов, записанные под рисунками (люстра, лампа, лист)
– Какой слог пропущен? (ЛЮ)
– Как будете вписывать? (Произношу и слушаю звуки. Если слышу согласный …, а следом гласный …, то пишу… и т.д.)
– Впишите пропущенные в них части и обведите другие части слов по серому цвету.
– Рассмотрите рисунки: какие из этих фруктов растут в нашей местности, в Омской области? Назовите. А какие ягоды? (В Омской области растут фрукты: виноград, яблоки, груши. А ещё вишня, слива. А ягоды: арбуз, дыня, смородина, черника, клубника). Продолжим проверку: салют, лимон, фрукты.

5) Письмо под диктовку предложения, составленного с опорой на рисунки или на материал букваря

– Запишем под диктовку предложение. Какое умение будете использовать? (Умение слышать количество слов, слогов в словах, умение определять ударный и безударный звук, умение выбирать нужную букву в каждом слоге, умение проверять написанное) (Используется плакат с технологией записи под диктовку: сначала дети записывают схему предложения, в схеме над словами указывают количество слогов, ударный слог, под безударным ставят точку. Учитель подсказывает, что в первом слоге слова «поспели» пишется буква о, дети её вписывают над первым слогом этого слова. Потом проговаривают предложение так, как оно пишется, затем, закрыв глаза, ещё раз повторяют, а после – пишут: Поспели вишня и слива.)

6) Определение слова по готовой или частично заполненной звуковой схеме и обведение по серому цвету нужной дорожки, соединяющей схему с рисунком; вписывание в слова недостающих слогов с дальнейшим обведением слов.

– Продолжим беседу о растениях.
(Ещё одно слово – после написание всех слов). На первом рисунке – мята, душистое растение, которое используется в медицине, (не говорю: оставляю детям на доп. поиск информации о мяте к след. уроку: как средство от кашля, как средство от сыпи и зуда, как тонизирующее сердечное средство– от сердцебиения сильного, для борьбы с простудой и лихорадкой, как приправу для различных мясных, овощных блюд), а также как добавку в чай).

– Проанализируем слово мята – составим звуковую схему. Проверим: зв., мягк.; гл., ударный; глух., тв.; гл., безударный. (Выполняют  – самостоятельно. Проверка – фронтальная).
(1-2 минуты)

– Определите слова, подходящие к звуковой схеме: укроп или салат? (Подходит укроп, т.к. второй звук– согласный. «Сильным» детям можно дать дополнительное задание: после записи слов, сделать звуковой анализ слова укроп).
– Впишите в слова  под картинками пропущенные слоги: мята, укроп, салат. Какие слоги вписали: ударные или безударные? (Ударные)

(Пишут, диктуя себе, а учитель наблюдает, слабым – помогает).

– Впишите слова в предложение под картинкой недостающие части слов

– Про что будете записывать предложение? (Про сосёнку).
– А что это такое? (Это маленькая сосна).

У леса растёт сосенка.

– Какие умение будете развивать? (Умение самостоятельно записывать слоги, писать соединения букв правильно).
– Какие значки помогут выполнить задание? (справа от рисунка)

Пишут, диктуя себе.: У леса растёт сосенка.

Выполняют действия по самопроверке, определению опасных мест, ударных и безударных гласных).

7) Списывание напечатанного предложения.

– Прочитайте предложение. Что нового узнали о сосне? (Узнали, что распространяется семенами,  с помощью ветра. При созревании семян, открываются ячейки на шишках и семена выпадают. Ветер подхватывает и несет дальше, вот поэтому и бывает, что сосна вдруг среди берёз вырастает.) Учитель спрашивает: «Какое умение будете развивать?» (Умение определять опасные места в словах, запоминать, как пишутся слова, правильно воспроизводить слова, самостоятельно диктуя себе).

Дети записывают предложение: Семя сосны принёс ветер. (Показ презентации)

4. Подведение итогов урока: а) вписывание в схему нужных значков звуков и обведение по серому цвету букв, их обозначающих; б) оценка детьми своей работы.

5. Рефлексия

Какая цель была поставлена вначале урока? Закрепить умение писать изученные буквы, слоги и слова с буквами а,о,у,э.ы, я, ё, ю, е, и, конечно же, предложения. Правильно выбирать соединения. Обведите их по серому цвету. Перед ними дорисуйте нужный значок. Проговаривая: если после согласного стоит буква… (не договариваю). Дети пишут.
– Достигли ли вы поставленной цели? Всё ли у вас получалось сразу?  Раскрасьте у мальчика воротничок в соответствующий цвет (оценивают по методике светофор), дорисуйте улыбку, если всё на ваш взгляд получилось, вы достигли желаемого нами в начале урока. (Дописывают значок перед буквами, буквы обводят по серому цвету, проговаривая, если вижу гласный…., то согласный читаю… Оценивают себя). (Показ слайда. Дети оценивают себя после выполнения каждого задания методом «Светофор».)

Обратите внимание!

Материал для урока на страницах прописи дан с определённым запасом. Планируя урок, учителю можно отбирать виды работ.  Так, можно чередовать запись предложения под диктовку и  списывание, уменьшать объём обведения по серому шрифту, некоторые задания оставлять для так называемых резервных уроков, для индивидуальных занятий.

Приложение 1