Методическая разработка урока химии по теме "Кислоты, сложные соединения. Классификация и свойства кислот". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Краткое описание работы: Урок изучения нового материала в 8классе по теме: “Кислоты, органические и неорганические”.

Полное описание работы: Данный учебный материал рассчитан на двухчасовое изучение. На 1 уроке учащиеся изучают новый класс неорганических соединений– кислот, рассматривают их классификацию и номенклатуру, а также место кислот в природе и жизни человека.

На втором – физические и химические свойства кислот, знакомятся с ТБ при работе с кислотами.

Презентация к урокам по теме “Кислоты, сложные соединения” разработана с использованием материалов из архива “Цифровых образовательных ресурсов”.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:
1.
Изучить новый класс сложных неорганических соединений: кислот. Научиться определять кислоты среди других классов сложных неорганических соединений.
2. Изучить инструкцию по ТБ при работе с кислотами.

Задачи урока:

  • Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.
  • Развивающие:
    а) учебно-познавательные: развитие умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы;
    б) коммуникативные: развитие навыков взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
    в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
  • Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
  • Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеем дело в повседневной жизни.
Этапы урока Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. 1–2 мин. Презентация, Слайд 1, 2. Приветствие учащихся, объявление темы, целей и задач урока. Приветствие учителя.
2. Актуализация знаний (закрепление изученного) Повторение и закрепление ранеизученного материала в игровой форме:

1. Игра “Химический волейбол”.

2. “Закончи по цепочке”– выполнение химических уравнений р-ий.

(На всё повторение материала – 13 мин.)

1. Игра “Химический волейбол”– учитель называет существительные по темам “Оксиды” и “Гидроксиды”, учащиеся по правилу поднятой руки к каждому существительному дают соответствующие прилагательные, так чтобы в итоге их ответов выстраивалась логически и химически верная цепочка – рассказ.

Химические существительные:
– оксиды;
– агрегатное состояние;
– цвет;
– запах;
– растворимость; (в чём?)
– летучесть;
– польза;
– вред.

1.  (Устная работа) – Учащиеся по правилу поднятой руки к каждому существительному дают соответствующие прилагательные.

Прим. Оксиды – основные и кислотные, твёрдые и газообразные, чёрные (CuO), белые (CaO), красно-коричневые(Fe2O3), основные– без запаха, некоторые кислотные имеют резкий запах или м/б токсичны и т.д.

    По данной аналогии повторятся и гидрооксиды.

2. “Закончи по цепочке”выполнение химических уравнений р-ий: на подготовленных карточках записаны
ур-ия хим/реакций характеризующие химические св-ва оксидов и г/оксидов – каждому ученику по карточке (по 2 уравнения) – при оценивании результата учитывается правильность и быстрота выполнения.

2. (Письменная работа) – учащиеся работают с карточками – выполняют задание (выполнил – сдал учителю).

Прим.

MgO + H2S = ? + ?

SO3 + ? = H2SO4

3. Основная часть урока Слайд 3, 4.

Слайд 5–7.

Определение кислот, классификация кислот, таблица “Представители кислот”;
– Место кислот в природе и в жизни человека.
Работают с тетрадью: составляют схемы.
– Сообщения учащихся. (Работа парная – 4 чел.).
4. Обобщение и закрепление изученного Слайд 8.

Слайд 9.

Учитель даёт задание учащимся класса:
– Распределите кислоты по группам: бескислородные, кислородосодержащие.
– Соотнесите формулы оксидов с формулами соответствующих им кислот.
Работают с тетрадью и компьютером.
5. Итоги урока. Д/З Домашнее задание записано на доске. Учитель проверяет выполнение заданий на закрепление изученного материала учащимися.

(Работа с классом) – пофамильно называет уч-ся, дети называют число допущенных им ошибок.

Учитель ставит оценки за урок, подводит итоги урока, задаёт Д/З: §20, уп.1–2, в тетр. – СХЕМА 1.

Учащиеся проверяют работы друг друга (обмениваются тетрадями).

Отмечают ошибки (простым карандашом), сообщают их количество учителю.

Записывают Д/З, ставят оценки в дневники, подают на подпись учителю.

2-й урок:

(этапы урока повторяются)

1–2. Организационный момент и актуализация знаний учащихся

Слайд 11. Приветствие учащихся, объявление темы, целей и задач урока.
– Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
? Какая кислота входит в состав желудочного сока.
? Наличие каких кислот в составе чистящих и дезинфицирующих средств свидетельствует об их эффективности (но не ≥ 0,15%) и т.д.
– Разделите вещества по группам. (Слайд 11)
– Химический диктант – формулы и названия кислот;
Устная и письменная работа.

 

 

 

 

 

 

3. Основная часть урока Слайды 13-19 – Физ. св-ва кислот: демонстрация мультимедиа.
Химические свойства кислот: демонстрация мультимедиа.(Объяснение.)
Видеодемонстрации химических свойств кислот.
Работают с тетрадью: записывают уравнения реакций по ходу видеодемонстраций.
4. Обобщение и закрепление изученного Слайд 20 – Закончите уравнения реакций. (Письменная работа.)

Работают с тетрадью и компьютером.

5. Итоги урока. Д/З Взаимопроверка:
Слайд 21.

Об этом забывать нельзя! (Инструктаж по ТБ при работе с кислотами.)

Слайд 22.

Учитель проверяет выполнение заданий на закрепление изученного материала учащимися

(работа с классом) – пофамильно называет уч-ся, дети называют число допущенных им ошибок.

Учитель ставит оценки за урок.

Далее зачитывает учащимся четверостишие по ТБ:

ЗАПОМНИТЕ: “Сначала вода, потом кислота, иначе случиться большая беда!!! ” подводит итоги урока, задаёт Д/З: § 20, упр. 1–4, в тетр. – СХЕМЫ.

Учащиеся проверяют работы друг друга (обмениваются тетрадями).

Отмечают ошибки (простым карандашом), сообщают их количество учителю.

Записывают Д/З, ставят оценки в дневники, подают на подпись учителю.

Конец урока Слайд 23