Раньше я считала, что использование калькуляторов на уроке математики неприемлемы, так как мешают формированию вычислительных умений и навыков. В 2010 году я побывала на семинаре в г. Хабаровске “Применение малых вычислительных средств на уроках математики”, я посетила открытые уроки в 5 классе, 11 классе. Все учащиеся были обеспечены калькуляторами CASIO fx-9860. Эти уроки вызвали у меня большой эмоциональный подъем и энтузиазм. Так как калькуляторов у нас в школе еще нет, я начала работать с эмулятор калькулятора CASIO fx-9860. Главный вопрос, который я себе поставила: Как использовать калькулятор не во вред, а на пользу. Своими находками я бы хотела поделиться.
На своих уроках я применяю эмулятор калькулятора CASIO. Посредством таких уроков активизируются восприятие, внимание и мышление учащихся. Дидактические достоинства уроков с использованием калькулятора – создание ситуации успеха (“Я это сделал!”, “У меня получилось!” и т.д.) Уроки проходят эмоционально и интересно, повышается скорость решения задач, увеличивается количество выполненных заданий, у учеников появилась возможность решать сложные задания, они чувствуют себя более уверенно, повышается личностная самооценка.
Огромное значение имеет применение калькуляторов на элективных курсах: функциональные возможности калькуляторов очень велики, это позволяет решать ранее технически недоступные задачи, а также задачи, выводящие учащихся на новый качественный виток, обеспечивая более полную интеграцию математики с другими предметами.
На уроках в 5-х и 6-х классах формируются основные вычислительные навыки действий с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, действия с рациональными числами. Дидактическая составляющая программы в этих классах содержит массу примеров на все действия с числами. При решении нескольких примеров на 5-6 действий, ученикам предлагается проверить результат вычислений при помощи калькулятора после письменного вычисления, исправить свои ошибки и самостоятельно провести анализ ее возникновения. Методический выигрыш применения вычислительной техники при проверки заключается в том, что:
- Увеличивается количество решенных примеров. А как мы знаем, в итоге количество переходит в качество;
- Деятельность учителя плодотворна, своевременная диагностика, консультация;
- Самое главное – ученик достигает успеха, появляется интерес к уроку, к предмету появляется мотивация к учению.
На уроках геометрии в 9 классе при изучении темы “Соотношение между сторонами и углами треугольника” учитель хочет научить учеников распознавать тип задачи и составлять план ее решения. Для этого нужно решить как можно больше задач. С этой целью целесообразно использовать калькулятор. На уроках геометрии калькулятор CASIO fx-9860 полностью заменяет таблицу Брадиса.
На уроках алгебры в 7-м классе при изучении темы “Статистические характеристики” калькулятор CASIO fx-9860 является большим потенциалом в создании дополнительных возможностей для обеспечения более глубокого и осознанного усвоения учащимися всех вопросов, связанных с расчетами, построением и исследованием графиков, в частности, материала, составляющего значимую часть новой вероятностно-статистической линии курса математики.
Приведу примеры учебной деятельности, в которой работа с калькулятором значительно облегчает техническую нагрузку, позволяя сосредоточить внимание учащихся на существенном при выполнении математического задания.
Так, умение выполнять действия в режиме построения графиков калькулятора позволило по-новому организовать обучение в 10-м классе. Например, в учебнике Ю.М. Колягина и др. “Алгебра и начала математического анализа, 10 класс(базовый уровень)” (2011, глава V “Степенная функция”) рассматривается способ построения дробно-линейной функции(по программе отводится 1 час) . При этом много времени уходит на рутинную вычислительную работу на преобразование функции, выделяя целую часть. В целях экономии времени на данном этапе можно применить калькулятор.
Чтобы выполнить задание № 35, № 37: Построить график функции:
установим на графическом калькуляторе режим работы GRAPH, введем функцию и построим график этой функции.
Например, в учебнике Ш.А.Алимов и др. “Алгебра и начала математического анализа, 10–11 класс(базовый уровень)” (2003 г, глава VII “Тригонометрические функции”) рассматриваются способы построения графиков тригонометрических функций и выяснения их свойств. Рассмотрим №731. Построить график функции
В 7-м классе при изучении статистических характеристик нужно провести анализ данных с использованием дополнительных возможностей графического калькулятора. Рассмотрим пример: Хоровая студия. Данные о возрастном составе участников хоровой студии представлены в виде числового ряда: 12, 10, 11, 10, 16 ,8, 17, 12, 10, 13, 9, 14, 7, 10, 6, 8, 12, 13, 9, 10, 12, 13, 14, 10, 15, 12, 11, 12, 10, 9, 14, 11, 12, 16, 12, 15, 13, 10, 9, 11.
1) Найти среднее арифметическое , медиану и моду данного ряда.
2) Построить гистограмму данных.
Установим в графическом калькуляторе режим STAT и введем данные
Среднее арифметическое (x) -11,45
Медиана (Med) -11,5
Мода(Mod)-10и12
Для построения гистограммы вернемся в таблицу и войдем в подменю построения графиков GRPH([F1])
Таким образом, калькулятор – это средство, которое призвано повысить качество и эффективность обучения. Регулярное применение научных и графических калькуляторов позволит реализовать одно из наиболее важных требований государственного стандарта основного и среднего образования по математике – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.