Урок составлен на основе программно-методических материалов: Малер А.О. Цикото Г.В. “Обучение, воспитания и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта”.
Культурные растения.
Слайд 1
Цель урока: научить учащихся определять культурные растения.
Задачи урока:
- Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о культурных растениях.
- Воспитательные задачи: прививать интерес к урокам растениеводства, воспитывать усидчивость.
- Коррекционно-развивающие задачи: коррекция зрительного, слухового восприятия.
Оборудование урока: овощи; предметные картинки овощей; загадки; надписи: “название предмета”, “цвет”, “форма”, “размер”, “борщ”, “винегрет”, “вкус”, “употребление в пищу”; шапочки овощей, сырые и отварные овощи моркови, свёклы; опорные слова на табличках; салфетки; слайды; картинки; интерактивная доска; флипчарт.
Ход урока
1. Организация. Нацеливание.
1. По звонку найти свое место;
2. Взаимное приветствие (здравствуйте, садитесь, начинаем урок).
Психологический настрой.
Ребята, сегодня к нам на урок по растениеводству пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им и мысленно пожелаем всем хорошего настроения, а также друг другу.
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
Актуализация опорных знаний о предмете.
Растениеводство – выращивание культурных растений.
Растениеводство.
Слайд 2
– Какие растения называют культурными? Определим по рисункам культуры, какие продукты питания получают из культур. Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными.
– Где растут культурные растения? (Поле, огороде.)
Что такое растение? Растение – это живой организм, получающий питания из воздуха и почвы.
– Назовите органы растений? (Дети называют: корень, лист, стебель, цветок, плод с семенами.)
Рисунок органы растения.
– Какие условия необходимы для жизни растений?
(Дети называют: вода, свет, воздух, тепло, почва – питательные вещества.)
Коррекция слухового восприятия.
А о каких именно овощах мы будем говорить, мы узнаем из загадок. Вы должны отгадать загадку. Найти этот предмет и картинку с его изображением.
Любопытный красный нос, По макушку в землю врос, Лишь торчат на грядке Зеленые пятки: (Морковь.) |
Он такой чудесный овощ, Для хозяек просто помощь. Винегрет, борщ и икра, Всюду быть должна: (Свёкла.) |
Как вы определили загадки?
Рисунки закрыты, если ответ правильный рисунок открывает ученик.
Физкультминутка.
Нарисуем носиком солнышко. Потянемся к солнышку как растения: вверх, вправо, влево, назад. Покачаемся на ветру влево, вправо, по кругу. Пошел дождик, спрячемся от него, присели на корточки.
Коррекция зрительного восприятия.
Посмотрите внимательно назовите овощи и определите, к какой группе овощей относятся морковь и свекла.
Строение столовой моркови.
- Семейство.
- Какое это растение.
- Внешнее строение – надземные, подземные органы.
- Определение семян.
Рисок растение моркови: а – в 1-й год жизни; б – во 2-й год жизни.
Двулетнее растение: в первый год образует розетку листьев и корнеплод.
Строение столовой свеклы.
- Семейство.
- Какое это растение.
- Внешнее строение – надземные, подземные органы.
- Определение семян.
Рисок растение свеклы: а – в 1-й год жизни; б – во 2-й год жизни.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Игра “Четвертый лишний” картинки овощных культур – корнеплоды.
– Что лишнее?
4. Сообщение нового материала.
Тема: Значение столовой свеклы.
Свекла среди овощей занимает третье место, после капусты и моркови. Свеклу применяют в народной медицине, благодаря своим полезным и целебным свойствам.
Состав: в свекле имеются витамины, она богата минеральными солями и другими полезными веществами.
Использование: в пищу употребляют корнеплоды, черешки и листья. Из корнеплодов готовят сок, который используют в медицине как лечебное средство. Морковь и свеклу употребляют в пищу круглый год в свежем, вареном, тушеном и, как добавление к салатам, винегретам, первым и вторым блюдам. Можно сушить, солить.
Физкульт минутка.
Вот и свёклу мы собрали, (Ходьба на месте.)
И лучок с гряды сорвали, (Приседают.)
Выдернули всю морковку, (Наклон.)
Срезали капусту ловко (Приседают.)
И в корзине от земли (Ходьба на месте.)
Вам в подарок принесли.
Отличительные признаки:
- листья;
- форма, размер корнеплода;
- цвет;
- вкус, употребление в пищу.
Листья – сложные, простые. Передвинуть табличку с названием к овощам на доске.
Форма корнеплода – круглая, овальная, удлиненная. Определить форму у свеклы, моркови и передвинуть формы к каждой культуры на доске.
Определите размер. Маленький, небольшой, крупный? (Небольшой, крупный.)
Определить какого цвета морковь, свекла?
Полоски цветные, передвинуть к моркови, свеклы.
Работа учащихся.
Какой овощ у меня в руках? (Морковь, свекла.)
Попробуйте морковь, свеклу на вкус. Что можете сказать? (Сладкий, сочный.)
А сейчас я каждому из вас дам почувствовать запах тёртой моркови и свеклы.
В каком виде можно употреблять в пищу морковь – сыром, отварном, свеклу – отварном.
А теперь, глядя на доску, найдите сходные признаки свёклы и моркови? (Они похожи по размеру, запаху и употреблению в пищу.)
Найдите отличительные признаки свёклы и моркови? (Они отличаются по цвету и форме.)
Инсценировка "Спор овощей".
Овощи.
Слайд 3
Сегодня у нас на уроке присутствуют волшебные овощи, которые умеют говорить. Они приготовили для вас небольшую сценку.
Выходят ученики в шапочках овощей.
Овощи.
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях,
Будет всех полезней?
Свёкла.
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свёклу надо для борща,
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Морковь.
Ты уж, свёкла, помолчи!
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас полезней.
5. Закрепление материала.
- А сейчас мы узнаем, кто из вас был внимательней всех. Что можно приготовить из моркови? (Морковный сок.)
- Какие блюда можно приготовить из свёклы? (Борщ, винегрет.)
- Что такое борщ? (Ответы детей.)
Борщ – это суп со свёклой и другими овощами.
Что такое винегрет?
Винегрет – это мелко нарезанные овощи.
Какие овощи нам понадобятся для винегрета? (Дети перечисляют овощи.)
Овощи.
Слайд 4
Овощи – нужны для здоровья человека, они содержат витамины и другие полезные вещества.
6. Итог урока:
- Значение, какой культуры мы изучали?
- Ваша любимая овощная культура?
Оценки за урок не ставят. На доски изображен огород и свекла. Учащиеся передвинут свеклу в огород те, которые на уроки хорошо работали.
Урок составлен на основе программно – методических материалов: Малер А.О. Цикото Г.В. “Обучение, воспитания и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта”. Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний необходимых для работы на пришкольном участке. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях животный мир, математики, развитие речи. При обучении рекомендуется проводить практическую работу на пришкольном участке. Программа разработана к местным условием, обеспечивает учащихся школы дополнительными видами индивидуальной трудовой подготовки.
Познание с детьми с выраженным недоразвитием интеллектом является важным в образовательном и воспитательном процессе. Развитие базисных психических функций в ощущениях, восприятиях слухового и зрительного у детей с выраженным недоразвитием интеллектом происходит патологически неравномерно. Чтобы обучение было наиболее эффективным педагогу требуется подготовить огромное количество наглядного материала к проведению урока. В специальной (коррекционной) школе использование в учебном процессе интерактивной доски даёт педагогу возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более ярким, доступным и запоминающимся, следовательно – продуктивным. Педагог может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, – при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Учебный материал презентаций, представленный в зрительных ярких образах, запоминается быстрее. Наглядные образы позволяют не только соотнести слово и картинку, но и закрепить их на эмоциональном уровне. Поэтому, проведение урока с использованием интерактивной доски приводит не только к повышению мотивированности обучающихся, но и стимулированию их познавательной активности. Важно отметить, что методика проведения и сама структура урока с использованием ИД остается прежней. Однако у учителя дополнительно появляется возможность улучшить качество наглядного материала. Однажды созданные и сохраненные в каталоге интерактивные задания для ИД позволяют значительно сэкономить время учителя при подготовке к уроку, т.к. они легко модифицируются и могут быть использованы неоднократно. Потенциал ИД даёт возможность учителю работать одновременно с учениками разного уровня обучения. Ученики на таких уроках становятся более дисциплинированными, заинтересованными и мотивированными. Они быстрее и качественнее запоминают программный материал.