Урок по растениеводству с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта. 9-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 9


Урок составлен на основе программно-методических материалов: Малер А.О. Цикото Г.В. “Обучение, воспитания и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта”.


Культурные растения.
Слайд 1

Цель урока: научить учащихся определять культурные растения.

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о культурных растениях.
  2. Воспитательные задачи: прививать интерес к урокам растениеводства, воспитывать усидчивость.
  3. Коррекционно-развивающие задачи: коррекция зрительного, слухового восприятия.

Оборудование урока: овощи; предметные картинки овощей; загадки; надписи: “название предмета”, “цвет”, “форма”, “размер”, “борщ”, “винегрет”, “вкус”, “употребление в пищу”; шапочки овощей, сырые и отварные овощи моркови, свёклы; опорные слова на табличках; салфетки; слайды; картинки; интерактивная доска; флипчарт.

Ход урока

1. Организация. Нацеливание.

1. По звонку найти свое место;

2. Взаимное приветствие (здравствуйте, садитесь, начинаем урок).

Психологический настрой.

Ребята, сегодня к нам на урок по растениеводству пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им и мысленно пожелаем всем хорошего настроения, а также друг другу.

2. Повторение и закрепление пройденного материала.

Актуализация опорных знаний о предмете.

Растениеводство – выращивание культурных растений.


Растениеводство.
Слайд 2

– Какие растения называют культурными? Определим по рисункам культуры, какие продукты питания получают из культур. Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными.

– Где растут культурные растения? (Поле, огороде.)

Что такое растение? Растение – это живой организм, получающий питания из воздуха и почвы.

– Назовите органы растений? (Дети называют: корень, лист, стебель, цветок, плод с семенами.)


Рисунок органы растения.

– Какие условия необходимы для жизни растений?

(Дети называют: вода, свет, воздух, тепло, почва – питательные вещества.)

Коррекция слухового восприятия.

А о каких именно овощах мы будем говорить, мы узнаем из загадок. Вы должны отгадать загадку. Найти этот предмет и картинку с его изображением.

Любопытный красный нос,
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки: (Морковь.)
Он такой чудесный овощ,
Для хозяек просто помощь.
Винегрет, борщ и икра,
Всюду быть должна: (Свёкла.)

Как вы определили загадки?

Рисунки закрыты, если ответ правильный рисунок открывает ученик.

Физкультминутка.

Нарисуем носиком солнышко. Потянемся к солнышку как растения: вверх, вправо, влево, назад. Покачаемся на ветру влево, вправо, по кругу. Пошел дождик, спрячемся от него, присели на корточки.

Коррекция зрительного восприятия.

Посмотрите внимательно назовите овощи и определите, к какой группе овощей относятся морковь и свекла.

Строение столовой моркови.

  • Семейство.
  • Какое это растение.
  • Внешнее строение – надземные, подземные органы.
  • Определение семян.

Рисок растение моркови: а – в 1-й год жизни; б – во 2-й год жизни.

Двулетнее растение: в первый год образует розетку листьев и корнеплод.

Строение столовой свеклы.

  • Семейство.
  • Какое это растение.
  • Внешнее строение – надземные, подземные органы.
  • Определение семян.

Рисок растение свеклы: а – в 1год жизни; б – во 2год жизни.

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Игра “Четвертый лишний” картинки овощных культур – корнеплоды.

– Что лишнее?

4. Сообщение нового материала.

Тема: Значение столовой свеклы.

Свекла среди овощей занимает третье место, после капусты и моркови. Свеклу применяют в народной медицине, благодаря своим полезным и целебным свойствам.

Состав: в свекле имеются витамины, она богата минеральными солями и другими полезными веществами.

Использование: в пищу употребляют корнеплоды, черешки и листья. Из корнеплодов готовят сок, который используют в медицине как лечебное средство. Морковь и свеклу употребляют в пищу круглый год в свежем, вареном, тушеном и, как добавление к салатам, винегретам, первым и вторым блюдам. Можно сушить, солить.

Физкульт минутка.

Вот и свёклу мы собрали, (Ходьба на месте.)
И лучок с гряды сорвали, (Приседают.)
Выдернули всю морковку, (Наклон.)
Срезали капусту ловко (Приседают.)
И в корзине от земли (Ходьба на месте.)
Вам в подарок принесли.

Отличительные признаки:

  • листья;
  • форма, размер корнеплода;
  • цвет;
  • вкус, употребление в пищу.

Листья – сложные, простые. Передвинуть табличку с названием к овощам на доске.

Форма корнеплода – круглая, овальная, удлиненная. Определить форму у свеклы, моркови и передвинуть формы к каждой культуры на доске.

Определите размер. Маленький, небольшой, крупный? (Небольшой, крупный.)

Определить какого цвета морковь, свекла?

Полоски цветные, передвинуть к моркови, свеклы.

Работа учащихся.

Какой овощ у меня в руках? (Морковь, свекла.)

Попробуйте морковь, свеклу на вкус. Что можете сказать? (Сладкий, сочный.)

А сейчас я каждому из вас дам почувствовать запах тёртой моркови и свеклы.

В каком виде можно употреблять в пищу морковь – сыром, отварном, свеклу – отварном.

А теперь, глядя на доску, найдите сходные признаки свёклы и моркови? (Они похожи по размеру, запаху и употреблению в пищу.)

Найдите отличительные признаки свёклы и моркови? (Они отличаются по цвету и форме.)

Инсценировка "Спор овощей".


Овощи.
Слайд 3

Сегодня у нас на уроке присутствуют волшебные овощи, которые умеют говорить. Они приготовили для вас небольшую сценку.

Выходят ученики в шапочках овощей.

Овощи.

Кто из нас, из овощей,
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях,
Будет всех полезней?

Свёкла.

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свёклу надо для борща,
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!

Морковь.

Ты уж, свёкла, помолчи!
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.

Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас полезней.

5. Закрепление материала.

  • А сейчас мы узнаем, кто из вас был внимательней всех. Что можно приготовить из моркови? (Морковный сок.)
  • Какие блюда можно приготовить из свёклы? (Борщ, винегрет.)
  • Что такое борщ? (Ответы детей.)

Борщ – это суп со свёклой и другими овощами.

Что такое винегрет?

Винегрет – это мелко нарезанные овощи.

Какие овощи нам понадобятся для винегрета? (Дети перечисляют овощи.)


Овощи.
Слайд 4

Овощи – нужны для здоровья человека, они содержат витамины и другие полезные вещества.

6. Итог урока:

  1. Значение, какой культуры мы изучали?
  2. Ваша любимая овощная культура?

Оценки за урок не ставят. На доски изображен огород и свекла. Учащиеся передвинут свеклу в огород те, которые на уроки хорошо работали.

Урок составлен на основе программно – методических материалов: Малер А.О. Цикото Г.В. “Обучение, воспитания и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта”. Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний необходимых для работы на пришкольном участке. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях животный мир, математики, развитие речи. При обучении рекомендуется проводить практическую работу на пришкольном участке. Программа разработана к местным условием, обеспечивает учащихся школы дополнительными видами индивидуальной трудовой подготовки.

Познание с детьми с выраженным недоразвитием интеллектом является важным в образовательном и воспитательном процессе. Развитие базисных психических функций в ощущениях, восприятиях слухового и зрительного у детей с выраженным недоразвитием интеллектом происходит патологически неравномерно. Чтобы обучение было наиболее эффективным педагогу требуется подготовить огромное количество наглядного материала к проведению урока. В специальной (коррекционной) школе использование в учебном процессе интерактивной доски даёт педагогу возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более ярким, доступным и запоминающимся, следовательно – продуктивным. Педагог может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, – при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Учебный материал презентаций, представленный в зрительных ярких образах, запоминается быстрее. Наглядные образы позволяют не только соотнести слово и картинку, но и закрепить их на эмоциональном уровне. Поэтому, проведение урока с использованием интерактивной доски приводит не только к повышению мотивированности обучающихся, но и стимулированию их познавательной активности. Важно отметить, что методика проведения и сама структура урока с использованием ИД остается прежней. Однако у учителя дополнительно появляется возможность улучшить качество наглядного материала. Однажды созданные и сохраненные в каталоге интерактивные задания для ИД позволяют значительно сэкономить время учителя при подготовке к уроку, т.к. они легко модифицируются и могут быть использованы неоднократно. Потенциал ИД даёт возможность учителю работать одновременно с учениками разного уровня обучения. Ученики на таких уроках становятся более дисциплинированными, заинтересованными и мотивированными. Они быстрее и качественнее запоминают программный материал.